Новосибирск 1.1 °C

И даже если б все начать сначала...

30.08.2008 00:00:00
И даже если б все начать сначала...
— Я не кабинетный работник по сути своей. Никогда за столом не сидел. На линию, к живому делу, к людям — вот это по мне! — с улыбкой говорит Василий Гаврилович Принько. Любовь к живому делу, серьезному, ответственному — это действительно одна из главных черт его характера. Вот и Иван Алексеевич Гончаров, председатель совета ветеранов войны и труда Новосибирского отделения дороги, говорит о герое нашего очерка, что он — самый настоящий железнодорожник, до мозга костей — эксплуатационник потому что. Человек другой специальности на многих предприятиях себе может место найти, а эксплуатационник связан с железной дорогой судьбой.



В это трудно поверить, но факты — вещь упрямая, да и в документах все должным образом зафиксировано: трудовой стаж Василия Гавриловича Принько — шестьдесят два года. Из них сорок три отданы Западно-Сибирской железной дороге. А самое удивительное заключается в том, что этот славный труженик и сегодня при деле. Как шутливо выразился И.А. Гончаров, сегодня Принько возглавляет всю «безответственность». То есть руководит ветеранской комиссией, в ведении которой вопросы безопасности движения. Только в прошлом году общественные инспектора провели порядка 860 проверок, в ходе которых было выявлено 1150 нарушений в сфере соблюдения требований безопасности. И каждый раз в отчете руководства имена самого Василия Гавриловича и его соратников называются как пример самоотверженного отношения к делу, пример преданности родной магистрали.

Тринадцатилетний тракторист
Родился наш герой на Дальнем Востоке — в селе Гончаровка Красноармейского района Приморского края. Красоту этого чудесного уголка России он и сегодня вспоминает со сладкой ностальгией. Память рисует картины багульника, цветущего по весне на сопках. «Природа на Дальнем Востоке сильна! Какой там кедр могучий, а дуб — загляденье!» — восхищенно говорит наш герой.

Родители его, Дарья Порфировна и Гавриил Васильевич, уже имели трех дочерей и были рады, что в семье появился мальчонка — в будущем надежда и опора. Как и большинство бывших крестьян-единоличников в конце двадцатых — начале тридцатых годов, они, повинуясь проводимой государством кампании, вступили в колхоз. Жили, как все: много трудились в поте лица своего, растили детей, мечтая о том, что их жизнь будет полегче.

Беда пришла, откуда не ждали. В тридцать седьмом отца арестовали. По всей видимости, по навету. Столько лет минуло, уже и архивы многие открыты, но до сих пор Василий Гаврилович не имеет точных сведений о том, что же произошло с его родителем. Ему же самому и сестрам довелось, как говорится, на собственной шкуре испытать, что такое жить с клеймом сына врага народа. Боль утраты и страх перед будущим в определенной мере были оттеснены на второй план свалившимся на страну испытанием. Война сплотила людей, заставила всех, и малых и старых, трудиться на пределе их возможностей.

Седьмой класс Вася Принько закончил в сорок третьем. Восемь малолеток, трое мальчишек и пять девчонок, дружно пошли на курсы трактористов. Худющие, хрупкие, особенно девчушки, их из-за руля и не видать было, со всем юношеским пылом осваивали главную сельскохозяйственную профессию и рвались в бой. Трудовой бой. Вскоре молодая поросль пополнила ряды трактористов и комбайнеров Гончаровской машинно-тракторной станции. «За день можно было и один, и два «трудных дня», как мы их называли, заработать. Как сил хватит...» — вспоминает Василий Гаврилович. И хотя за трудодни порой колхоз зерно давал, все равно жили впроголодь. Порой единственной едой была луковица. А если к ней горбушка хлеба — так это уже счастье. Особенно тяжело приходилось, когда работников МТС отправляли на помощь соседям, где ни кола, ни двора, ни человека родного, который бы позаботился, обогрел.

— Когда на жидком топливе работали, еще ладно. А вот дизельный трактор на газочурках... Это дело не для слабых. Чурочки надо было пилить и в бункер засыпать. С мешком на «чертов» мостик поднимешься кое-как, засыплешь, вот тогда и работать можно, — вспоминает Василий Гаврилович.

Шли годы. Достигший приличного уровня мастерства Василий Принько успешно трудился в родной МТС на разных видах тракторов и комбайнов. Весной пятидесятого года в марте его вместе с ровесниками призвали в армию.

В военкомате сразу смекнули, что из трактористов легче сделать танкистов, чем из каких-нибудь городских «маменькиных сынков», и тут же направили новобранцев в Хабаровскую танковую школу. Последующие три года надежным «другом» нашего герои стала знаменитая тридцатьчетверка — танк Т-34. В документе, подписанном генерал-полковником Бирюзовым, который я держу в руках, черным по белому записано, что Василий Принько имеет право водить танки и самоходные артиллерийские установки.

Нередко беда приходит в тот момент, когда в твоей жизни только-только все наладилось и кажется, открылась новая, светлая перспектива, простая и ясная дорога жизни, по которой можно смело шагать к новым победам и свершениям. Отслужив положенные три года, Василий подумывал о том, как повидается с родней и начнет строить свою самостоятельную жизнь. По трагическому стечению обстоятельств он, торопившийся с радостью к родительскому порогу, попал на похороны матери. Дарья Порфировна умерла скоропостижно от внезапно открывшегося кровотечения.

Сын, погоревав, отправился навестить сестру, которая, выйдя замуж, жила в Новосибирске. Ни задерживаться надолго, ни тем более связывать свою дальнейшую судьбу с сибирской столицей наш герой и не планировал. Но тем не менее сложилось именно так.

От кондуктора до ревизора движения
Недавний старший сержант, а ныне старший кондуктор Инского резерва начал свою работу на тогда еще Томской железной дороге 25 января 1954 года. Уже через год наш герой был назначен главным кондуктором. Параллельно с работой он, как сотни и тысячи советских парней и девчонок, находил возможность повышать уровень своих знаний в школе рабочей молодежи. Василий прекрасно понимал, что без полного среднего образования — никуда.

В декабре пятьдесят седьмого руководство откомандировало Василия Принько на курсы дежурных по станции в Кривощековскую техшколу. Сразу по окончании учебы наш герой стал работать дежурным по станции Сибирская (Разъезд-1), но не прошло и года, как новое повышение — должность старшего помощника начальника станции Сибирская.

Динамичное развитие железных дорог настраивало каждого не только на ответственный, добросовестный труд на благо родного коллектива и страны, но и на неустанное повышение квалификации. Учеба в Томском железнодорожном техникуме не стала для Принько данью моде. Это была настоятельная необходимость, которую он ощущал каждой клеточкой. Как человек с высоким чувством ответственности, дотошный и основательный, он спрашивал с подчиненных, а прежде с самого себя, по самой высокой планке. В 1966 году наш герой получил диплом техника-эксплуатационника. Менее чем через год его назначили ревизором отдела движения Новосибирского отделения дороги, причем на самом сложном — южном — участке, в состав которого входила и Инская.

23 года как один день
Последующие двадцать три года — это одна большая эпопея бессонных ночей, больших и малых трудовых побед, постоянного совершенствования технологии, решения острейшей кадровой проблемы, заботы о людях на линии... Все это составляло суть его работы и суть его жизни.

Многих людей, которых Принько считал и считает своими наставниками в профессии, старшими товарищами, уже нет в живых. Но и к ним, и к тем, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе, в душе сохранилось теплое, почтительное отношение. Такие фамилии, как Куликов, Ксантер, Столяр, значат для Василия Гавриловича очень много. «Петр Иванович Куликов работал ревизором движения и был начальником станции Новосибирск-Западный, — вспоминает наш герой. — Это большой специалист, очень грамотный, авторитетный. Давыд Яковлевич Столяр был старшим ревизором службы движения дороги. Оба — очень принципиальные товарищи, настоящие наставники».

Василий Гаврилович вспоминает, как непросто в те годы решалась кадровая проблема на дороге. Каждый понимал, что работа тяжелая, а платили тогда не сказать, чтобы много. Вот и приходилось ездить по окрестным деревням, привлекать молодежь, рассказывать ей о перспективах железнодорожного транспорта, о социальных гарантиях. «Лидия Григорьевна Гукова сейчас — дежурная по станции Искитим, а тогда была медсестрой на станции Сельская. Отличный железнодорожник, большой человек. Татьяна Дмитриевна Запылихина тоже была медсестрой. Мы же их в процессе работы учили на дежурных по станции», — вспоминает Принько.

Он уверен, что далеко не каждый способен трудиться движенцем. Это тяжелая техническая работа. Здесь требуется большая оперативность. Внимательность. Ответственность. Умение быстро принимать взвешенное решение. Потому людей отбирали тщательно. К слову, тогда объем работы дежурного по станции был раза в два, а то и в три больше, чем сейчас, когда техника шагнула далеко вперед.

И, кстати, о технике. «Постоянно шло техническое перевооружение. Стрелки ручного управления переводили на автоматическое. Мы и Инскую, и Новосибирск-Главный полностью «перелопатили». В полном объеме переделывали электрическую централизацию за этот период раза три-четыре», — говорит Принько. — Дежурные по станции, поездные диспетчеры — все были в моем распоряжении. А их надо было учить. Техника все менялась, все улучшалась, и требования к работникам повышались».

Сейчас кругом молодые, с высшим образованием, а тогда в основном все практики были. У них, может, и образования не всегда хватало, зато опыт имелся большой. У каждого времени, словом, свои черты. Но что не теряет своей актуальности ни тогда, ни сейчас, так это ответственное отношение к делу и наставничество — забота старшего поколения о тех, кто приходит к ним на смену.

В диалоге поколений
Ветеран с уверенностью говорит о том, что в работе возглавляемой им комиссии важно не только внимание к вопросам безопасности движения, но и сам процесс общения опытных железнодорожников с более молодыми коллегами. Это общение формирует неразрывную связь времен, связь поколений. Оно дарит ветеранам ощущение, что их дело продолжается, что оно — в надежных руках. А молодые воочию видят, что они — продолжатели этих традиций, что ничто не начинается сегодня, что только фундамент, заложенный предшественниками, позволяет смело смотреть в завтрашний день. Безусловно, технический прогресс стремительно идет вперед, с каждым годом совершенствуются техника и технология производства, но есть незыблемые вещи, которые не теряют своей ценности. Это патриотизм, коллективизм, честное отношение к доверенному делу, приоритет задач, стоящих перед коллективом, перед личной выгодой. И если не старшее поколение железнодорожников сможет передать это молодым, то кто?

Очень много значат встречи ветеранов с юными железнодорожниками — воспитанниками железнодорожного училища, экскурсии, которые проводят старые железнодорожники для молодых новосибирцев в музее железнодорожной техники на станции Сеятель. Одна из главных задач таких бесед, по признанию Василия Гавриловича, — привлечь молодежь на железную дорогу. «Чем привлечь?» — на этот вопрос ветеран отвечает так:

— Плюсов много. Первое — это социальные гарантии. Я не знаю другого предприятия, где была бы такая стабильность в работе. Зарплата выплачивается регулярно и к тому же она постоянно растет. Это два. Соцпакет большой. Путевки в дома отдыха, в санатории, помощь в трудных жизненных ситуациях и многое, многое другое. Я уже не говорю о таких вещах, как собственная ипотечная программа и система поддержки молодых специалистов. Словом, преимуществ много. Причем на железной дороге социально защищенными себя чувствуют и сегодняшние работники магистрали, и молодежь, и ветераны, которые получают приличную выплату при выходе на пенсию и в дальнейшем не остаются без внимания.

В переломные девяностые годы, когда экономика страны находилась в упадке, и даже в таких стабильных ведомствах, как железная дорога, снизились многие показатели, нашему герою довелось возглавлять профсоюзную организацию. Этот период Василий Гаврилович вспоминает, как один самых сложных в моральном отношении. Когда не только бытовая техника, но и самые необходимые продукты питания в стране распределялись по талонам, надо было позаботиться о людях: не только поддержать их материально, но и поднять дух, вселить уверенность, что коллектив дороги никогда не бросит своих. «Работа была тяжелая и нервная. Но благодаря сильному начальнику отделения Владимиру Ивановичу Старостенко нам удавалось успешно многие вопросы решать», — вспоминает В.Г.Принько.

К общественной работе он давно был привычен — без малого двадцать лет возглавлял цеховой комитет отдела движения и имел немало поощрений по профсоюзной линии за свою работу. А то, что председателю профсоюза линейных станций приходилось много бывать на линии, то это у нашего героя также давно вошло в привычку. Да и людей, благодаря прежней своей работе ревизором движения, он многих знал лично. Снова довелось вариться в гуще дел, проблем, событий... Для кого-то, быть может, это лишние тревоги, утомительная суета. Но только не для нашего героя. Для него в этом и состоит нормальная, полнокровная жизнь.

Вот и сейчас, имея шесть десятков лет трудового стажа за плечами, он не хочет на покой, к грядкам, книжкам, телевизору. Руководит работой ветеранской комиссии по безопасности движения и охране труда.

— Комиссия так подобрана, чтобы охватить все службы отделения дороги: локомотивную, вагонную, службу энергоснабжения, службу пути, службу движения... Все члены комиссии закреплены за какими-то участками. Вот, к примеру, Александр Иванович Марин, раньше работал заместителем начальника Инской дистанции электроснабжения. Сейчас он курирует три энергоучастка, — рассказывает Василий Гаврилович. — Иван Константинович Врадий был старшим дежурным по депо Новосибирск и сейчас отлично работает. Георгий Карпович Дубровский тоже молодец. Большую работу проводит в Инском локомотивном депо. Раньше ведь как было?! Чтобы машинистом стать, надо было не один год помощником поездить, а сейчас — кругом молодежь. Вот поэтому и важно наше ветеранское наставничество. Да, безусловно, техника шагнула далеко вперед, с этим никто не станет спорить, но человеческий фактор по-прежнему важен. Человек, ведущий состав, должен быть грамотным, ответственным, внимательным. И наша задача — подсказать, научить, посоветовать.

Алексей Николаевич Пригорницкий отвечает за службу пути. Он много ездит в электричках, смотрит, как выполняет машинист операции, например, уменьшение скорости в установленных местах, и самое главное — как соблюдается техника безопасности: вовремя ли люди ушли с пути, есть ли необходимое ограждение и так далее. Свои выводы он фиксирует, как и другие наши общественные инспектора, и передает мне. Вот у нас есть книга, в которой ведутся записи о наших заседаниях. Замечания по службам я фиксирую и потом передаю сведения в соответствующие отделы. В каждом отделе есть инженер по безопасности, который с большим вниманием относится к нашей информации, все записывает и потом решает проблему с предприятиями.

По словам Василия Гавриловича, если в первые годы работы комиссии порой и возникали ситуации непонимания с руководителями структурных подразделений, то теперь этого давно уже нет. И причин тому две. Первая: ветераны, выявив какой-то недочет в работе, не спешат докладывать «наверх», а стараются решать проблему тут же, на предприятии. В режиме диалога, так сказать. А вторая: в процессе этого диалога ко всем его участникам пришла убежденность, что все они делают одно общее дело, и ветераны, своей заботой о соблюдении норм безопасности, уберегают предприятия дороги от больших неприятностей. То есть сегодня руководители видят в них скорее союзников и помощников, чем контролеров.

— Если бы мне судьбу пришлось повторить сначала, я бы нашел себя только на железной дороге, — с чувством говорит Василий Гаврилович Принько. — Эта работа по мне. Здесь есть простор для творческой мысли. Работа интересная, ответственная. И, что очень важно, постоянно в движении, постоянно среди людей. Чего же еще желать?!

За свой многолетний добросовестный труд Василий Гаврилович имеет немало наград. Он — почетный железнодорожник, почетный ветеран Западно-Сибирской магистрали, многократный ударник пятилеток, ветеран войны. За доблестный труд в годы Великой Отечественной имеет ряд медалей. В 1986 году Василий Гаврилович был признан лучшим инженерно-техническим работником, а в году минувшем стал лучшим общественным инспектором по безопасности. Так что опытный железнодорожник, не снижая заявленной планки, и сегодня трудится на совесть.

В бытность Василия Гавриловича Принько ревизором движения коллеги и подчиненные между собой называли его Хозяином участка. За неугомонность. За высокое чувство ответственности. За готовность и днем, и ночью, хоть в стужу, хоть в зной мчаться туда, где нужна его помощь. «Я втянулся в эту работу, — признается ветеран. — За свое не так переживал, как за линию. Если что-то случилось, пока не докопаешься до истины, не можешь успокоиться. И принципиальным был всегда. С проверяющими «сверху» не боялся спорить и свою точку зрения отстаивал». Вот эта-то неугомонность и не дает ветерану «почивать на лаврах». Тревога за общее дело тянет его снова в путь. А радость дарят ощущение нужности дела, которое ты делаешь, общение с коллегами и друзьями, и успешные профессиональные шаги любимой внучки, Татьяны, которая, окончив СГУПС, как и дед, сегодня трудится на Западно-Сибирской железной дороге.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: