Новосибирск 1.5 °C

Губернатор Новосибирской области В. А. ТОЛОКОНСКИЙ: Мы только в начале пути

04.09.2008 00:00:00
Губернатор Новосибирской области В. А. ТОЛОКОНСКИЙ: Мы только в начале пути
Начался новый учебный год. По традиции накануне состоялся съезд работников образования, уже восьмой. О тех принципиальных изменениях, которые произошли в школьной жизни в минувшем году, о некоторых других проблемах современной системы образования мы побеседовали с губернатором Новосибирской области Виктором ТОЛОКОНСКИМ.



— Виктор Александрович, вы каждый год участвуете в работе съезда, что это дает вам для понимания происходящих в образовании процессов, для определения управленческих решений?

— Всегда на съезде звучат интересные сообщения, предложения, ставятся проблемы. В этом году мне было очень интересно услышать о первых результатах реализации наших новых подходов в системе финансирования образовательных учреждений. Заинтересовал опыт ряда сельских районов по оптимизации школьной сети, много полезного узнал из сравнения результатов работы сельской и городской новосибирской школ. По итогам обсуждений поставлены новые задачи, в том числе перед органами управления дошкольными учреждениями и профессионально-технического образования, по организации питания школьников. Поэтому сразу дал поручение в кратчайшие сроки утвердить перечень методических, информационных материалов этого съезда, которые должны быть доведены до всего общества, до всех образовательных учреждений, до всех учителей.

— Минувший год стал особым для системы общего образования — школы переходили со сметного финансирования на нормативно-подушевое. Это порождало немало сомнений, тревог. Сегодня многие трудности переходного периода преодолены, можно ли говорить о каких-то результатах, достижении иного качества образования?

— Год, безусловно, переломный. И сделано было очень много. Изменилась система управления сферой образования. Изменился подход к работе директора образовательного учреждения. Изменилась мотивация учителя, зарплата которого не только существенно возросла — она стала напрямую зависеть от качества работы, его творческого поиска, увлеченности. Мы создали все возможности молодому специалисту получать достойную зарплату, если он творчески работает. Усиливается процесс обновления педагогических кадров.

Школа стала открытой, в ее дела активно включаются и представители родительской общественности, и различные общественные организации.

Всё это обязательно скажется на повышении качества образования, но, конечно, не в первый год. Качество образования — это настолько сложная категория, что я не хотел бы спешить с оценками. Мы находимся в самом начале пути.

— На какие показатели вы нацеливаете образовательную сферу в предстоящем году?

— Планируем, что в будущем году рост средней заработной платы в общеобразовательных учреждениях составит примерно 45%. И уже в 2009 году образование выйдет на те показатели средней зарплаты, которые планировалось иметь на конец 2010-го, то есть уже в следующем году достигнет 20 тысяч рублей.

В два раза увеличится финансирование учебных расходов. Это потребует очень больших дополнительных затрат бюджета Новосибирской области.

Одновременно существенно увеличатся расходы на текущие и капитальные ремонты. Как бы мы ни радовались возросшим объемам ремонтов, уровень старения фондов в школе остается критическим. Он не позволяет решать важнейшие задачи повышения качества образовательного процесса. Думаю, уже в 2009 году выйдем на норматив, по которому доля расходов на текущий ремонт будет соотноситься с финансированием общеобразовательного процесса.

— В последние годы обострилась проблема устройства детей в детские дошкольные учреждения. Какие меры для ее решения предпринимают органы власти?

— Детский сад — это технологически очень сложное сооружение, типовой детский сад, тем более в малых поселениях, строить очень дорого, хотя мы это делаем. Более эффективно привести в порядок, отремонтировать имеющиеся здания. В областном бюджете предусмотрены специальные субсидии, которые позволяют муниципалитетам, в чьем ведении находятся детские сады, активизировать такую работу. В нынешнем году в рамках целевой субсидии выделяем по 5 миллионов рублей на 100 вводимых мест, что уже позволило ввести дополнительно 7 тысяч мест. Конечно, это пока не решает полностью проблемы, поэтому программу развития детских дошкольных учреждений продолжим и в следующем году. Причем бюджетные субсидии будут увеличены до 7 миллионов рублей за 100 вводимых мест.

Кроме того, на съезде я еще раз напомнил руководителям районных, городских управлений образования, главам районов и городов: освобождение типовых детских садов от непрофильных функций должно быть проведено полностью.

Другая сторона проблемы — кадровая. Из-за низкой зарплаты многие детсады не были полностью укомплектованы персоналом. Поэтому принято решение — уже в нынешнем году будет существенно увеличено финансирование фонда заработной платы в детских садах: с 1 сентября оно возрастет на 25%, с 1 декабря — ещё на 30%. Норматив финансирования уже в будущем году превысит существующий более чем в 1,5 раза. Бюджет увеличит финансирование примерно на 70%, а 50% будет добавлено за счёт внутренних резервов — такие возможности есть. Убеждён, что за счёт процессов внутренней оптимизации средняя зарплата работающих в детских дошкольных учреждениях поднимется не менее чем в 2,2 раза уже в 2009 году. Без этого нам не удастся реализовать программу ввода новых мест, обеспечить успешное функционирование этой сферы.

— Уже подписано решение о переводе в 2009 году на нормативно-подушевое финансирование учреждений профессионально-технического образования. Какова здесь специфика?

— Финансирование этой сферы будет включать, как минимум, два государственных норматива: норматив на оказание общеобразовательных услуг и норматив профессиональной подготовки, дифференцированный в зависимости от срока обучения, сложности той или иной профессии. Их выделение позволит более эффективно разграничить потоки учащихся.

На съезде педагогов правильно говорилось об ускоренном обучении взрослых людей, которые уже имеют определённую и общеобразовательную, и профессиональную подготовку, но хотели бы получить новые профессиональные знания. И мы их учим, кого-то шесть месяцев, кого-то девять или даже три. Эта подготовка максимально конкретизирована, привязана к будущей работе, поэтому предприятие охотно платит стипендию. Такая система должна распространяться на все образовательные учреждения профессионального типа.

Норматив финансирования в целом будет связан с заказом работодателя, со стороны которого он будет подтверждаться специальным договором, контрактом. В этом документе будут определяться обязательства и образовательного учреждения, и предприятия, на которое в будущем придёт выпускник, и бюджета, финансирующего обучение.

Кроме того, поставлена задача обеспечить значительный рост финансирования профтехобразования. Убеждён, что госзаказ будет несколько уменьшен количественно, но существенно увеличится норматив на одного обучающегося, в том числе с повышением стипендии учащимся. Без этого нам не обеспечить привлекательность учебных заведений начального и среднего профтехобразования, не пополнить квалифицированными педагогами и мастерами их кадровый состав.

Поставлена задача активизировать процессы интеграции общеобразовательной и начальной профессиональной школ. Во многих районных центрах есть и хорошие школы, и очень хорошая профессионально-техническая база. Их интеграция может по-новому решить задачу привлекательности массовых рабочих профессий. Для сельской территории важно, чтобы молодые люди получали профессиональную подготовку в своём районе, чтобы они потом и оставались здесь же работать. Только так можно решить, к примеру, задачи обновления сельскохозяйственного производства, массового строительства объектов на селе.

Процесс интеграции профессионального и школьного образования должен заработать и в больших городах, в том числе в областном центре. Для Новосибирска это будет выгодно тем, что в развитие материальной базы политехнических комплексов вложит средства бюджет области.

— На очереди — реформирование системы дополнительного образования. По какому направлению пойдет этот процесс?

— Оптимизация работы учреждений дополнительного образования требует специальных решений. И не только потому, что эта сфера находится в исключительной компетенции муниципальных органов. Главное — без ее развития нельзя добиться высокой эффективности общего образования.

Следует более точно увязать работу учреждений дополнительного образования с задачами, которые решает сфера образования в целом, чтобы дополнительное образование стало системой дополняющей и развивающей то, что делается в общеобразовательной школе, в профессионально-техническом образовании. Чтобы всё было подчинено конечной цели — достижению высокого качества образования, раскрытию талантов и способностей, подготовке молодых людей к взрослой жизни.

И здесь надо иметь точно сформулированный муниципальный заказ — на подготовку мастеров, которые руками умеют всё делать, на подготовку спортсменов, музыкантов, художников. На развитие способностей и талантов тех ребят, которые более талантливы, мотивированы на достижение более высокого уровня знаний. Сфера дополнительного образования должна повышать общее качество — более профессиональными педагогами, лучшей материальной базой, лучшими методиками, индивидуальным подходом для раскрытия и поддержания талантов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: