Новосибирск 4 °C

Между соседями наводят мосты

17.09.2008 00:00:00
Между соседями наводят мосты
На фоне событий областного и окружного масштаба, таких как строительство Северного обхода, другие дорожные новостройки обречены довольствоваться ролями второго плана. Но для жителей и инфраструктуры отдельных территорий области скромные на первый взгляд объекты значат ничуть не меньше «строек века». Взять, к примеру, сёла в северной части Сузунского района — им от Северного обхода ни горячо, ни холодно по большому счету. А вот перспектива установления устойчивого транспортного сообщения с соседями-искитимцами и последующего выхода на Новосибирск как нельзя кстати. Вскоре убедитесь, почему.



Райцентр Сузун, несмотря на свою некоторую географическую «медвежью угловатость», расположен все же весьма удобно. Менее 200 километров по неплохим асфальтовым трассам — и ты в областном центре. А вот жителям крупных сел в северо-восточной части района издавна приходится наматывать лишние десятки километров — сначала до Сузуна и только потом в большой мир. Но ведь если посмотреть по карте, то они расположены гораздо ближе к Новосибирску, вот только видит око, а дорог нет. Чисто практически можно было и раньше сократить путь, но большое количество препонов и неудобств неизменно вставали на этом самом пути. Проехать можно было только летом и очень редко зимой, если кто-то специально расчистит дороги. К тому же по проселкам, где на джипе еще ничего, а вот легковушку ужасно жалко. Чуть осенний дождь или весенняя распутица — нет проезда. Словом, близок локоток, а не укусишь. Но уже скоро эта вопиющая несправедливость будет устранена. По сути, между двумя соседствующими районами осталась лишь одна непреодолимая пока преграда. Как раз на границе, около деревни Татчиха.

В настоящее время осуществляется проектирование, а в будущем году начнется строительство мостовых переходов через реки Нижний Каракан и Татчиха. Что это будут за мосты, уже сейчас можно увидеть на примере их «собратьев», возведение коих заканчивается на территории Искитимского района. Сразу два новых сооружения — однопролетные мостовые переходы длиною по 18 метров каждый — вступят в строй уже в нынешнем ноябре.

Решение о строительстве мостов через реки Черную и Забулдышку было принято по двум причинам. Во-первых, их сегодняшние дублеры находятся практически в аварийном состоянии элементарно из-за возраста. Кроме того, они находятся как раз на той межрайонной трассе, которая в ближайшие годы свяжет Искитимский и Сузунский районы.

Начальник отдела искусственных сооружений территориального управления автодорог (ТУАД) Новосибирской области Виктор Молчанов пояснил, почему внимание к мостам стараются привлечь именно сейчас, а не в момент торжественного открытия:

— Нужно и строителей стимулировать, показать рабочие моменты. Ну и чтобы можно было сравнить новые мосты с теми, что есть сейчас, а после будут демонтированы. Касаясь технологических особенностей, могу сказать, что в принципе мосты одинаковые, за исключением опор. На Черной они — забивные призматические железобетонные, а через Забулдышку — буронабивные из монолитного железобетона в металлической обсадной трубе. Но, повторюсь, по длине, ширине проезжей части и расчетной нагрузке мосты идентичные. Но главное, что это первая ласточка именно межрайонных связей, раньше такого в нашей области не было.

Виктор Молчанов добавил, что бюджета, выделяемого на строительство искусственных сооружений — это порядка 250—280 миллионов в год, и постоянно идет прибавка, — сегодня хватает на возведение 6 — 8 однопролетных мостов и реконструкцию 18 — 20 мостов. Но нельзя сказать, что через определенный промежуток времени вопрос будет закрыт — строительство новых мостов бесконечно, пределов совершенству нет. Соответственно, и расходы области будут расти. Например, один из крупнейших объектов ближайших лет, и он также будет межрайонным, — строительство моста через Иню в селе Сарапулка Мошковского района, с выходом в Тогучинский район. На сегодня приблизительная смета строительства, вместе с подъездными участками, составляет 400 — 450 миллионов рублей. А осуществление этого проекта ориентировочно в 2010 — 2011 годах неминуемо «потянет» за собой и другие. Но вернемся в настоящее время.

Учитывая, что на календаре вторая половина сентября, а по заключенным с подрядчиками контрактам срок ввода мостов — ноябрь 2008 года, можно уверенно сказать, что работа находится в завершающей стадии. На обоих объектах уже завершено омоноличивание балок пролетных строений, и полным ходом идет отсыпка земляного полотна подходов к мосту и отсыпка конусов устоев (крайних опор). Причем на Забулдышке, где еще пришлось укреплять и русло реки, земляные работы уже на финишной прямой. Ведущий эксперт отдела искусственных сооружений Александр Симонов объяснил специфику и назначение отсыпки конусов устоев моста:

— Чтобы и сам мост, и покрытие проезжей части базировались на твердой основе, крайние опоры засыпают дренажным грунтом. Когда слой достигает метра, его проливают водой, после чего идет осадка приблизительно на 20 сантиметров. И идет очередной слой грунта, вследствие чего получаем твердое, почти монолитное основание. Хочу отметить обоих подрядчиков строительства — ОАО «Новосибирскавтодор» и ООО «Опора», которые квалифицированно и в срок справляются со своими обязанностями.

Оба моста, кстати, вполне подходят под расхожее определение «строить на века». Безусловно, спустя определенный срок будут проводиться плановые ремонты, особенно полотна проезжей части, но по своим характеристикам мосты этого класса могут простоять ни много ни мало 100 лет. Достаточно сказать, что их предшественники, доведись им еще послужить, не дотянули бы и до полувекового юбилея.

И вновь возвращаемся от частного к общему, то есть к перспективе устойчивого транспортного сообщения между Искитимским и Сузунским районами. Проектирование мостов в Татчихе уже идет, и, возможно, в будущем году начнутся строительные работы. Словом, ждать осталось недолго. Поэтому немного географии с экономикой.

Сейчас путь от села Маюрово до Искитима, с заездом в Сузун, составляет около 210 километров, если срезать через Заковряжино и Шипуново, то на 20 — 25 километров меньше. А по новой межрайонной трассе будет всего 90 километров. На 200 километров сокращается дорога в обе стороны. А ведь рядом крупное село Шарчино, чуть меньше, но выигрывают и Битки. Если посчитать, сколько сэкономят только на дороге местные сельхозпредприятия и муниципальные образования, то по году миллионы рублей выйдут. В перспективе возможно и введение альтернативного автобусного сообщения с Новосибирском для северной части Сузунского района. Оно и сейчас существует, но опять же «завязано» на трассе М-52. В конце концов, для тех же сузунцев гораздо ближе и доступнее становится искитимское побережье Обского моря. Вот так, с помощью лишь нескольких небольших мостов можно создать совершенно новую транспортную логистику для нескольких районов области. И продолжение следует.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: