Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Время надежд, преодолений и реальных дел

18.09.2008 00:00:00
Время надежд, преодолений и реальных дел
Масштабы Десятой региональной художественной выставки «Сибирь», которая открывается сегодня в Новосибирске, впечатляют: на ней будет представлено 1600 произведений живописи и графики, а также скульптура и декоративно-прикладное искусство 900 авторов со всей Сибири — от Бурятии до Омска.



Помимо основной экспозиции, которая разместится в залах Новосибирского художественного и краеведческого музеев, в проект вошли еще несколько: «Советская графика» (художники с улицы Советской) в Доме актера, молодежная выставка «Ювенильное море» в Доме ученых, выставка произведений Николая Грицюка последних лет (галерея «Старый город»), выставка карикатуры «Новосибирская кариграфия» («Эксперт-Сибирь») и проект Евгения Юсова «Живопись, графика, анимация» в галерее «Cheрнов».

Одной из важнейших составляющих региональной выставки станут и Шестые республиканские искусствоведческие чтения.

Как удалось запустить и заставить работать всю эту художественную «махину» — ведь такого масштаба выставок в Новосибирске не проходило с 1964 года, — наш разговор с настоящими «пламенными моторами» этого дела, инициаторами и организаторами выставки — председателем Новосибирского отделения Союза художников России, заслуженным художник РФ, графиком Вадимом ИВАНКИНЫМ и членом правления НО СХ России, заслуженным художником РФ, живописцем Михаилом ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВЫМ.

— Какое значение для новосибирцев — и художников, и зрителей — имеет проведение Десятой региональной художественной выставки именно в нашем городе?

Вадим ИВАНКИН:
— Колоссальное. Когда эта выставка затевалась — это был 2003 год, — мы с Михаилом присутствовали на обсуждении итогов 9-й региональной выставки, которая проходила одновременно на двух площадках — в Иркутске и Томске, и он предложил: давайте 10-ю проведем в Новосибирске, потому что 1-я в свое время была именно у нас... И это предложение было встречено совершенно неожиданно для нас (теперь, я понимаю, закономерно) сопротивлением как со стороны секретариата Союза художников России, так и со стороны лидеров региональных отделений. Нет, оно не было явным и единодушным, но вот недоверие к этой идее существовало на протяжении почти четырех с половиною лет.

— Из-за того, что в Новосибирске художники разделились на два Союза?

— Не только и не столько по этой причине: подобная проблема существует и в других городах. Недоверие скорее порождалось всей предыдущей историей. Ведь еще до разделения Союз художников в Новосибирске умер лет двадцать назад...

Михаил ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ:
— Из лидирующего превратился в ничего не делающий...

В. И.:
— ...в глухую деревню. И поэтому ощущение у коллег из других городов было такое: ничего вы там, в Новосибирске, стоящего сделать не сможете, все это болтовня...

М. О-К.:
— Выставочных залов нет, офиса нет, в Союзе неразбериха...

В. И.:
— Но ничего, засучили рукава и стали работать. А недоверие, я почувствовал, психологически окончательно разрушилось, когда в марте нынешнего года мы провели совещание председателей региональных отделений. И отношение принципиально изменилось — и в Москве, и в регионах. В общем, как пишу я в предисловии к каталогу, приходилось развенчивать целый ряд черных мифов и доказывать делом, что организация, которая находилась в глубоком упадке, может подняться и сделать выставку. Не побоюсь сказать, одну из серьезнейших выставок последних лет.

— Что даст эта выставка Новосибирскому отделению Союза художников, самим художникам, чем она им будет полезна?

В. И.:
— Организации, будем надеяться, — укрепление и повышение статуса, в том числе и непосредственно в сфере российского изобразительного искусства. А художникам — многие на самом деле первый раз увидят себя в общем ряду, хотя бы сибирского искусства. Что чрезвычайно важно для их саморазвития. Ведь выросло поколение, которое вообще не ведает вот этого осознания своего места в художественном контексте. Некоторые уже даже закостенели в ощущении собственной гениальности... в пределах Красного проспекта.

Полезна эта выставка, безусловно, и тем, что она выявила в процессе подготовки ряд проблем, существующих в Новосибирске. Эти проблемы, насколько мы убедились, администрация области уже понимает (выставка осуществлена при ее финансовой и организационной поддержке), будем надеяться, что начнут доходить они и до руководства города. Речь о том, что, принимая впервые достаточно крупную выставку, Новосибирск оказался без приличного выставочного зала или выставочного комплекса не торгового назначения. Художественный музей не может выполнять эту функцию: даже сейчас, освободив все, какие только возможно, площади, он не в состоянии вместить такую большую экспозицию. То есть, работая в настоящее время над областной программой «Новосибирск — культурная столица», властям надо безотлагательно решать вопрос и этой важной составляющей подобного статуса — современного выставочного зала.

Для нас, организаторов, эта выставка — в первую очередь опыт, который мы уже приобрели и который позволит и в дальнейшем привлекать в Новосибирск по-настоящему крупные проекты. К примеру, есть идея предложить секретариату Союза художников России провести в нашем городе какую-то республиканскую выставку. Потому что за Уралом всероссийские выставки проходят чрезвычайно редко. В этом нас поддержат все председатели региональных отделений: республиканским выставкам давно пора вырваться за пределы Садового кольца.

— На выставке будет представлено искусство двенадцати регионов Сибири, какая там сегодня художественная ситуация?

М. О-К.:
— Начну с того, что в свое время проблемы возникли во всех регионах. Мощная организация — Союз художников СССР — ушла в небытие, Союзу художников России нелегко было хотя бы частично «подхватить» его функции — от мастерских до заказов художникам...

Те же большие выставки: если раньше они, как и многое другое, были делом государственным (выставком проезжал по всей стране, делались заказы на большие произведения), то в 90-е годы художник был выкинут из сферы государственного внимания и даже минимальной поддержки. Твое творчество — твое частное дело. Но, к счастью, сохранилось объединение художников в Союзы. И сейчас оно крепнет. Союзы начинают обретать некую силу, и художники поняли, что в одиночку творить бесполезно. Здесь важны не сами выставки и не только они, важно соотнесение своего уровня с уровнем коллег, важен и самый широкий художественный контекст.

Ведь, к сожалению, за эти годы произошла некоторая потеря уровня в изобразительном искусстве. И в большей степени это коснулось художников провинциальных. Если раньше сибирское искусство очень серьезно звучало на всех больших выставках, то впоследствии значительное сокращение их числа далеко откинуло художников в сторону от современного художественного процесса. Внутренние проблемы в регионах тоже не давали художникам возможности развиваться дальше. К тому же ушли многие мастера, создававшие большие вещи. Традиция отчасти прервалась. А искусство двинулось в интерьер: делать красивые, но не очень серьезные вещи. То есть потерялись преемственность, опыт, школа. И недостатком выставки, которая сегодня открывается в Новосибирске, можно считать очень небольшое число тематических картин. Большее внимание уделяется формальным поискам. Это все хорошо, мы за это боролись, но в итоге потеряно много ценного и не приобретено в достаточной степени нового. Потому что новое приходит в искусство скорее через столичные города. А у нас все это немножко вторично, и в силу меньшей концентрации художественной среды новое не набирает той силы, что должно.

Об этом как-то не совсем удобно говорить, но мы сегодня, конечно, по уровню недобираем. Еще и потому, что талантливая молодежь, выпускники нашей академии, лишенная государственной поддержки, в первую очередь занята проблемой выживания. Вот выпускаем мы монументалистов. Но они востребованы в основном в оформлении частного интерьера. Ушли в прошлое творческие порывы (вместе с госзаказом!) создать, допустим, тематическое панно для города или даже — союзного значения!.. В прикладном искусстве тоже происходят большие подмены. Как и в книжной графике. И даже то обстоятельство, что в искусство так активно вошли компьютерная графика и живопись (замечательно — новации!), чревато необратимым. Потому что разрушена традиция, в том числе и зрительского восприятия. Зритель, воспитанный на картинках, которые он видит на улицах или в частных галереях, совершенно иначе относится к произведениям серьезного искусства — «хорошо» и «плохо» у него значительно смещены. Потому, к слову, так жизненно необходима полноценная художественная выставка современного искусства, какой является Десятая региональная выставка «Сибирь», не только художникам, но и зрителям.

То есть, сделав эту выставку своими руками, мы вправе гордиться. И немножко «выдохнуть»: в Новосибирске проходит нормальная выставка, мы находимся опять в нормальной жизни — с серьезными художественными приоритетами. Все, что было у нас плохого, отброшено нами в прошлое, работа с серьезными вещами, представленными на выставке, — шаг к полному выздоровлению. И, должен сказать, мое предварительное впечатление: новосибирские художники занимают вполне достойное место в Сибири.

— А в чем «не общее выражение» лица каждого региона, чем они сегодня богаты, каковы проблемы?

М. О-К.:
— Каждый город чем-то отличается от соседей. В Красноярске большое количество пейзажей. Иркутяне в основном заняты проблемами живописи: как уложить краски и прочее — там это традиция. Новосибирск в большей степени характерен вещами интеллектуальными, поисками формы. Традиционные вещи лучше сохранились на Алтае. В Новокузнецке, небольшом городе, что удивительно, появляются значительные монументальные произведения... Конечно, все регионы отличаются друг от друга, и, безусловно, все стремятся не плестись в хвосте, быть на мировом уровне.

Общая проблема для всей Сибири — мало скульптуры, мало монументального искусства. Видимо, причина в том, что оно сегодня мало востребовано обществом. В первую очередь сегодня художники обращаются к графике и живописи. Причем проявляется такая тенденция: многие графики «переквалифицируются» в живописцы. Это тоже черта времени: живопись востребованнее...

— А вы как инициаторы и организаторы такого большого художественного проекта почувствовали себя нужными, востребованными?

В. И.:
— Безусловно. И новосибирским художникам, и коллегам из регионов. Ну и, конечно, появилась настоящая уверенность в собственных силах, организаторских и административных способностях. Как мы назначили время три года назад: выставка откроется 18 сентября, так ни на миллиметр свое решение не изменили.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Замерзаете в квартире?

Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.