Новосибирск -0.6 °C

Наша исконная идея

20.09.2008 00:00:00
Наша исконная идея
Когда мы попросили главу администрации Мошковского района Сергея Алексеевича Лысенко рассказать о семейной политике, он предпочел представить свое видение ее некоторых коренных проблем:



— В нашем государстве сделана попытка во главу угла современной национальной политики поставить семью, текущий год объявлен годом Семьи. При этом мы говорим о семье, скорее всего, с точки зрения демографии. Пытаемся создать условия для восстановления человеческого ресурса на пространствах России, выстраивая некие, чаще административные, шаги в виде государственной семейной политики. Через материнский капитал, соответственные национальные проекты, через систему социальной помощи пытаемся стимулировать многодетность. Прогнозы при этом звучат довольно противоречивые.

Отчего мы сомневаемся в результате? По моему мнению, оттого, что количество детей в семье меньше всего связано с экономическим состоянием семьи или между ними нет прямой связи. Знаете, есть понятие патриархальная семья — со своими устоями, ценностями, понятиями о внутрисемейных отношениях. А есть семья — индустриальная. Хотели мы этого или нет, но в нашем государстве создалась индустриальная семья, причем она вышла за пределы мегаполиса и пришла на село.

Патриархальная семья любой национальности, то есть большая, состоящая из нескольких поколений родственников, строилась самым естественным образом: сколько Бог давал детей, столько и рожали. Жили с доверием к высшему миропорядку: если Бог дает ребенка, он даст, что следует, и на него. Само пресловутое понятие планирования семьи — буржуазная модель, формирующая некие пространственные ограничения в развитии. Одно из характерных проявлений таких ограничений, например, «хрущевские» пятиэтажки с квартирами-«хрущебами». Индустриальное общество формирует регламенты, в том числе жесткий семейный регламент, который и остановил все прежнее. Поэтому материнский капитал и другие меры такого рода проблему малодетности не решат. Даже если мы удовлетворим все материальные потребности молодой семьи, пресловутое планирование семьи сохранится со всеми вытекающими последствиями.

Возможность развития сельской семьи есть в принципе возвращение к истокам. Это возвращение к планово-экономической модели крестьянско-фермерского хозяйства, где семейный подряд — экономическая основа семьи. Мы должны понимать, что в патриархальной семье была четкая система разделения труда, обязанностей, система трудоемкости. Расширяясь, патриархальная семья своим экономическим укладом обеспечивала столько трудоемкости, сколько требовалось. При правильной политике государства и благоприятно складывающихся условиях можно возродить подобную экономическую модель. Она нормально впишется в нашу данность. Когда мы увидим, что третьи и четвертые дети начнут рождаться в семьях сельской интеллигенции, можно будет говорить и о стабильности. Урбанизированная же семья, находящаяся даже в рамках рабочего поселка городского типа, имеет ограниченные перспективы в плане воспроизводства.

В ХХ веке семейная политика и сама семья деформировались. Специфичное деформирование семейной политики продолжается — идет развитие системы социального иждивенчества. К большому сожалению, некоторая часть населения и материнский капитал использует с этих позиций. Чрезмерная иногда социальная опека не способствует оздоровлению семейной ячейки. Социальное иждивенчество не дает каждому отдельному члену семьи внутренней мобилизационной готовности жить под лозунгом «Прокорми себя сам». Социальное иждивенчество, деформируя сознание, приводит к установке: мне все должны.

Есть некоторые государственные функции по социальному обеспечению, стандарты, которые должно брать на себя государство. Я имею в виду пенсионное обеспечение, заботу об инвалидах, сиротах. Есть такое понятие — биологическое сиротство. Но когда появляется социальное сиротство, уже идет деформация социальных ценностей в рамках нации. Так я расцениваю.

Социальное иждивенчество, на мой взгляд, распространяется как инфекционное заражение среди определенной части населения и лишает ее активной экономической позиции. Посмотрите на нашу пресловутую проблему безработицы. Количество вакантных мест и лиц, зарегистрированных в центре занятости, несоизмеримо. Работодатели стонут: везде нужны рабочие руки. Мы испытываем острую нехватку рабочих рук в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что для нормализации внутрисемейных отношений и воспитания детей, подготовленных к социальной и экономической жизни, крайне важна роль мужского начала в семье. А сейчас система урбанизации семьи ведет к тому, что женщины и мужчины независимы с экономической точки зрения, то есть экономическая целесообразность семьи практически ушла. Эмансипация, где здесь грань между «хорошо» и «плохо»? Увы, стремление к женской независимости нередко доходит до такой степени, что попирается само природное предназначение женщины — быть матерью. Это приводит к кризису семьи как социального института.

Вы себе можете представить, что в патриархальной семье ребенок нахамит отцу? В Библии написано, что отец — глава, и без главы не существует семьи. А корнем семьи является общее участие в трудовом процессе. Это мое общее представление о том, что на самом деле происходит. Уже в новом столетии гипертрофированными действиями в рамках семейной политики усугубляем причины деформаций в семье и затем работаем над отклонениями, в то время как надо работать над причинами.

После пионерских и прочих оздоровительных детских лагерей здоровую ностальгию по исконной российской культуре вызывает знакомство с православными лагерями. Один из них работал на территории нашего района. Приятно посмотреть на девушек и парней в национальных одеждах, причем я увидел не ряженых. Знаете, как порой бывает: придет девица в мини-юбке на концерт, наденет русский сарафан, выступит. А потом вновь натянет минимум одежды, нанесет себе «боевую раскраску» — и бегом на дискотеку. А в православном лагере было не показное. Девочки и мальчики в этой одежде жили. Изучали рукоделия, ремесла, занимались боевыми искусствами. Дважды в день становились на молитву, и у них, городских ребятишек из обычных семей, это не вызывало ерничества, смеха. Думается, что подобные формы работы с детьми служат возвращению в семью духовной жизни.

То, о чем я говорил, на мой взгляд, краеугольные камни национальной идеи, которую мы ищем. Ее безвременье прошло. Я думаю, ее нам и придумывать не надо — она была порождена много лет назад на нашей земле. Мы сегодня в очередной раз в связи с последними событиями, может быть, услышим о столкновении западников и славянофилов — что хорошо и плохо с точки зрения наших отношений с миром. Надо возвратиться на круги своя, прежде всего с позиции духовно-нравственных традиций россиян. Нас никогда никто таких не любил, но мы должны любить себя.

Глубокое духовное преображение начнется, когда мы перестанем главной жизненной ценностью считать уровень материального достатка, при этом отдавая должное его значению в нормальном жизнеобеспечении и развитии. Оно начнется, когда мы очень захотим стать честнее, когда начнем отличать иллюзорный успех от истинного и понимать: легче построить здание, нежели наполнить его духом.
Обратимся к текущей семейной политике. За пять лет уровень малообеспеченных семей в Мошковском районе снизился с 24,2 до 19,8 процента. Мы приняли долгосрочную программу демографического развития района до 2010 года, в ней запланировали системные шаги, которые позволят стимулировать повышение рождаемости, создание условий для прекращения миграционного оттока и привлечения людей на территорию района.

Очень важным в семейной политике является состояние здравоохранения и образования. Приоритетные национальные проекты позволили укрепить материальную базу. Мы радикально изменили облик системы здравоохранения, и у нас при поддержке губернатора есть дальнейшие планы его развития. Народ Мошковского района получает сегодня самые достойные медицинские услуги. У нас один из самых лучших родильных домов — по оснащенности и качеству услуг. Например, есть отдельная палата пребывания матери и ребенка сразу после рождения. Придя в школу, на вопрос: «Что вам надо?» я, наконец, услышал ответ, о котором давно мечтал: «Ничего».

Рождаемость в районе заметно растет. В 2003 году родилось 457 младенцев, в 2007-м — 516. В прошедшем году первенцев было 55 процентов, вторых детей — 31 процент, третьих — 9,7 процента. Показатель рождаемости третьих детей в Мошковском районе на 3,2 процента выше среднего по области.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: