Новосибирск -0.4 °C

Рассчитывать на собственные силы

02.10.2008 00:00:00
Рассчитывать на собственные силы
В сентябре в Москве прошли традиционные, седьмые, бюджетные парламентские слушания. На этот раз обсуждался проект федерального бюджета РФ на 2009 год и на плановый период 2010 — 2011 годов и прогноз социально-экономического развития страны на тот же период. О приоритетах формирования и распределения государственной казны в ближайшие годы сегодня мы беседуем с заместителем председателя комитета Новосибирского областного Совета депутатов по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергеем КАНУННИКОВЫМ. Сергей Иванович участвовал в слушаниях в числе представителей нашего региона.



— Сергей Иванович, каковы основные общие характеристики госбюджета ближайших лет?

— Начиная с прошлого года в Российской Федерации и в нашей Новосибирской области работа над главными финансовыми документами идет в режиме «скользящей трехлетки» — утверждается бюджет-2009, ведется финансовое планирование 2010 и 2011 годов. Несмотря на то, что федеральный и региональный бюджеты на 2009 год в прошлом году фактически утверждены и остается задача уточнения показателей, изменения их ожидают достаточно серьезные. Отдельные специалисты даже говорят о том, что, по сути дела, Минфин РФ представил новый бюджет.

В ближайшие три года предполагается снижение темпов роста ВВП. В 2009 году этот показатель вырастет лишь на 6,7 процента, тогда как ожидаемый рост ВВП до конца текущего года — 7,8 процента. Это связано со снижением цены на нефть, ведь российский бюджет 2008 года наполовину сформирован за счет доходов от нефтегазового сектора, то есть от продажи сырья. Если в этом году ожидаемая стоимость барреля нефти — 112 долларов, то уже к 2011 году предполагается ее снижение до 88 долларов за баррель. Кроме того, и объемы добычи нефти не увеличиваются.

Поэтому в доходах федерального бюджета на ближайшие годы предполагается повышение удельного веса от реального сектора экономики — обрабатывающей промышленности, и снижение удельного веса от нефтегазовых доходов.

В целом темпы прироста доходов государственной казны по сравнению с предшествующими годами заметно снижаются. Если в реальном выражении без учета инфляции темпы роста по доходам в 2006 — 2008 годах составляли свыше 20 процентов, то в 2009 — 2011 годах предположительно они будут составлять 3,6 процента. Планируемые доходы федерального бюджета в 2009 году — 10 триллионов 927 миллиардов рублей, расходы — 9 триллионов 24 миллиарда рублей.

Бюджет РФ 2008 года сформирован с профицитом (с превышением доходов над расходами) в 2,5 триллиона рублей, а в следующем, 2009 году ожидаемый профицит составит уже менее 2 триллионов рублей. Соответственно, идет наращивание резервного фонда, фонда национального достояния и золотовалютного резерва.

При некотором уменьшении верхнего предела внешнего государственного долга заметно увеличивается так называемый корпоративный долг РФ. Этот корпоративный долг наших организаций и нашей банковской системы, заимствования по которому стремительно росли в 2007 году, вызывает озабоченность, ведь, так или иначе, за все обязательства организаций, заимствовавших на внешнем рынке, отвечает страна.

— На какие направления расходы государственного бюджета планируется увеличивать?

— По ряду приоритетных направлений в 2009 году номинальный темп роста расходов будет выше среднего. К примеру, на национальную безопасность и правоохранительные органы увеличение финансирования планируется на 130,7 процента. Это во многом связано с тем, что финансирование пожарной службы передается с регионального на федеральный уровень. Кроме того, приоритетным направлением будет ЖКХ — номинальный темп роста финансирования отрасли составит 165 процентов. Это средства на капитальный ремонт, на аварийные и ветхие дома. По Новосибирской области ожидается увеличение запланированных субвенций на оплату услуг ЖКХ по отдельным категориям льготников. Если в 2008 году нам на эти цели утвержден 1 миллиард 347 миллионов рублей, то в 2009 году это уже 1 миллиард 712 миллионов рублей.

— Есть ли новые направления государственного бюджетирования?

— С 2009 года вступают в силу и будут хорошо финансироваться новые федеральные целевые программы. Это федеральная программа по развитию рыбохозяйственного комплекса РФ, программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, проведения Олимпиады в Сочи, развития Воздушного флота РФ. Кроме того, со значительным увеличением финансирования в следующем году будут действовать федеральные программы по развитию космического пространства. В два с лишним раза увеличится финансирование создания отечественной глобальной навигационной системы, которую планируется сделать серьезной альтернативой широко использующейся сегодня американской навигационной системы. Запустить планируется и новые программы подготовки научно-педагогических кадров, уничтожения химического оружия, развития футбола.

— Охарактеризуйте достоинства и недостатки проекта федерального бюджета на три ближайших года.

— Основное достоинство — впервые проект бюджета сформирован с полностью обеспеченными денежными средствами, действующими и принимаемыми обязательствами. Все действующие законодательные нормативно-правовые акты обеспечены деньгами.

А вот качество прогноза такого важного макроэкономического показателя, как инфляция, сомнительно. Если запланированные на 2008 год верхние пределы инфляции 11,8 процента, то на следующий год строится прогнозный диапазон инфляции от 7,5 до 8,5 процента. В 2010 — 2011 годах инфляция также прогнозируется с уменьшением до 6—7 процентов. Такие оптимистические прогнозы подвергаются очень серьезной критике специалистов, депутатов, сенаторов, счетной палаты, поскольку они ежегодно не оправдываются. Вот и в текущем году реальная инфляция на 4 процента выше, чем планировалось.

Кроме того, не разработана система полноценного мониторинга эффективности бюджетных ассигнований, не утверждены оценочные показатели для главных распорядителей бюджетных средств.

Недостатком можно назвать и то, что федеральный бюджет серьезно корректируется в течение года. Об этом можно говорить и на примере регионального бюджета, в котором, согласно изменениям в федеральной казне, очень серьезно могут быть скорректированы первоначальные показатели по основным параметрам.

— Но в целом процесс корректировки неизбежен?..

— Да, но она должна быть менее значительной. Если параметры изменились по доходам и расходам на 20 процентов, это говорит о неточном, некачественном планировании развития экономики, в том числе по поступлению доходов в бюджеты.

Если говорить о несовершенстве, а, следовательно, и о неэффективности бюджета, нужно отметить, что во многом наши деньги не работают на нашу экономику. К примеру, планируется, что к 2011 году резервный фонд РФ будет составлять 6 триллионов 761 миллиард рублей, фонд национального благосостояния — 6 триллионов 80 миллиардов рублей. Предполагаемая доходность от возмещения этих средств будет составлять от 2 до 2,3 процента, что значительно меньше доходности по рублевым государственным ценным бумагам.

Известен факт, когда наши деньги были размещены в американских ипотечных агентствах, которые обанкротились. Доходность от этих средств для российской экономики была невелика. Депутаты высказывают в адрес Минфина РФ замечание о том, что лучше эти средства было изначально направить в экономику нашей страны.

Особо беспокоит большой дефицит Пенсионного фонда. Хотя и запланировано, что средняя пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума, на самом деле соотношение средней пенсии к утраченному заработку в последние годы снижается. В России это соотношение сегодня 24 процента, а европейский стандарт — 40 процентов. Правительство РФ ставит задачу довести соотношение к 2023 году до 30 процентов, но это очень отдаленная перспектива. По всей видимости, начатая в России несколько лет назад пенсионная реформа зашла в тупик.

— После мощного подъема некоторых отраслей в связи с нацпроектами сегодня работа по этим программам сворачивается…

— Да, показатель этого — тенденция снижения темпов роста расходов на образование и здравоохранение в ближайшие годы. Основная бюджетная нагрузка по нацпроектам постепенно передается с федерального на региональный уровень.

В 2008 году Новосибирской области на внедрение инновационных образовательных программ в государственных муниципальных образовательных учреждениях из федерального бюджета было утверждено 54 миллиона рублей. А на 2009 год денег по этой статье — ноль. В связи с этим возникают серьезные опасения в том, что это будет увеличивать несбалансированность бюджетов.

Или такой важнейший проект, как «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». О доступности пока говорить вообще не приходится, а в первом полугодии этого года еще и объемы сдачи новостроек резко сократились. Падает спрос на жилье, увеличилась процентная ставка по выдаче ипотечных кредитов, что тормозит развитие строительства.

В проектировке федерального бюджета идет снижение с 60 до 44 миллиардов и финансирования по подразделу «Сельское хозяйство». Это чревато очень серьезными последствиями, ведь страна и так в значительной степени потеряла продовольственную безопасность.

— Как отреагировали на явное уменьшение средств регионам их представители, присутствовавшие на слушаниях?

— Были высказывания о не совсем правильном распределении субсидий на дорожное хозяйство. Представители Дагестана отмечали: регионы с транзитными дорогами несут большую нагрузку по протяженности автомагистралей и количеству проходящих транспортных средств. К Новосибирску это утверждение сполна подходит. В федеральном бюджете на 2008 — 2010 годы для Новосибирской области было предусмотрено выделение на строительство и организацию автомобильных дорог 1 миллиарда 276 миллионов рублей. В новом же проекте бюджета на 2009 — 2011 годы по этой строке уменьшение на 456 миллионов рублей. Придется нам активно защищать свои интересы, чтобы не потерять имеющиеся объемы работ.

Кроме того, высказывались замечания о несовершенстве методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая, скорее, не выравнивает, а все больше дифференцирует уровень развития регионов.

Ежегодно эта методика корректируется, последней ее новеллой стало то, что теперь при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в регионах не будут учитываться 10 самых богатых и 10 самых бедных регионов. Предполагается, что число регионов-реципиентов, получающих дотацию из федерального бюджета, будет сокращаться. В 2009 году их будет 71, в 2011 году — уже 45. Думаю, Новосибирскую область со временем предполагается исключить из числа получателей дотации. Если в этом году дотация Новосибирской области установлена в сумме 3 миллиарда 780 миллионов рублей, то на следующий год — 3 миллиарда 492 миллиона рублей, на 2010 год — 2 миллиарда 182 миллиона рублей, а на 2011 год в проектировках федерального бюджета по Новосибирской области вообще стоит прочерк.

Получается, что стимула хорошо работать, по сути, нет: чем лучше работаешь, чем лучше налоговая база, тем меньше получаешь денег из федерального бюджета.

Конечно, доходы областного бюджета будут зависеть в основном от того, как развивается наша экономика, работают промышленные предприятия региона. Поэтому нам остается все больше рассчитывать на собственные силы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: