Новосибирск 4 °C

Планы и перспективы

15.10.2008 00:00:00
Планы и перспективы
(Продолжение. Начало в № 190, 193, 196, 198, 200).С каким же грузом лайнер по имени «Советская Сибирь» доплыл до 2008 года? Вот несколько цифр: выручка компании за 2007 год увеличилась по сравнению с 2006 годом на 41% и составила 1,183 миллиарда рублей без НДС, то есть продемонстрирован десятикратный рост по сравнению с 2001 годом. А по оценкам директора, по итогам 2008 года эта цифра может составить 1,5 млрд рублей, что обеспечивает «СовСибири» вхождение в пятерку крупнейших типографий России.




А в общем объеме производства государственных типографий доля производства ОАО «Советская Сибирь» увеличилась в прошлом, 2007 году, до 9,54%, показав рост по сравнению с годом предыдущим.

Про рост заработной платы уже говорилось — эта кривая на графиках так же неумолимо устремлена вверх. Производительность труда (то есть выручка на одного работника) благодаря покупкам нового оборудования растет из года в год и в 2007 году составила 1 миллион 842 тысячи рублей. Конечно, самокритично высказывается сайт типографии: это неплохо по сравнению со многими российскими типографиями (менее 500 тысяч рублей в среднем по всем предприятиям), однако существенно меньше показателей европейских типографий аналогичного масштаба (в среднем 200 тысяч евро на человека). Что в какой-то степени может обнадеживать — значит, предприятию есть куда расти и стремиться.

На вопрос, куда же плыть, в каком направлении точно двигаться, Вячеслав Корягин показывает увесистый фолиант — его второй пятилетний план, в котором он для собственника, то есть государства, и определяет тактические и стратегические задачи «СовСибири».
План состоит из нескольких блоков. Первый касается приобретения нового оборудования и содержит два направления.

Первая часть, касающаяся модернизации, во главу угла ставит именно замену оборудования по всей технологической линейке, чтобы оборудование составляло единый комплекс управления производственным процессом, который, объясняет Корягин, на Западе давно носит название workflow. Есть cashflow, а есть workflow, то же самое, только там движение денег, а здесь движение информации о заказе до выполнения заказа, до его превращения в готовый продукт. Формализованно описанный пошагово процесс того, что происходит с файлом клиента с момента его попадания в типографию, это и есть workflow.

Реализация всей этой системы — в планах. Директор категоричен: «Если мы этого не сделаем, то как промышленное предприятие не состоимся».

Вторая часть этого блока касается приобретения нового оборудования, принципиально открывающего возможности, которые на предприятии до этого не были представлены, позволяющие производить новые продукты.

Сегодня издательский рынок, как и рынок упаковки, рождает все новые и новые требования, которые раньше издателям в голову не приходили. Это и многочисленные вкладки и вклейки, многие из которых вообще не имеют отношения к издательскому бизнесу, — лазерные диски, пробники, тестеры, всевозможные рекламно-коммерческие вложения, которые по ряду причин мы не можем никак реализовать, кроме как вручную. Конечно, это сильно влияет на сроки производства, потому что сегодня заказчик настаивает на производственном цикле без изменения графика. И поэтому необходимо введение новых машин, которые позволяли бы эти технологии автоматизировать. Решение такой задачи означало бы одновременно уход от ручных процессов и появление новой услуги, которую никто еще пока на местном рынке не предъявлял. То есть второй блок связан как раз с закрытием тех ниш, которые востребованы рынком, но на этот запрос еще нет адекватного ответа.
Второй технологический блок, пpописанный в «пятилетнем плане», — автоматизированные системы управления производством. Корягин сообщает самую свежую новость: «Я только что подписал контракт на поставку программного комплекса Hiflex — это немецкая компания, производящая программный продукт. Система позволит реализовать автоматическое прохождение заказа от поступления файла до выдачи готовой продукции. Срок реализации всего проекта составляет 2,5 — 3,5 года. Инсталляция программы запланирована уже на конец этого года, то есть полгода пойдет на подготовку технического задания и написание модулей программ, которые позволят решить наши задачи.

Эта программа, как объясняет директор, решает задачи прохождения заказа, начиная с самого поступления, с «головы». Введение системы, считает Корягин, совершенно необходимо: «Либо создаешь на предприятии индивидуальную систему приема заказов для каждого клиента, либо унифицируешь процесс производства. И это все отражается на цене и на качестве. Если унифицируешь — цена снижается, а ты гарантируешь качество, стандартизированный процесс легче контролировать. А если каждый новый заказ делаешь как нестандарт, то из промышленного предприятия превращаешься в ремесленную мастерскую, где все зависит от того, выпил ли с утра печатник и сколько...»

Для того чтобы эту систему прохождения заказа адаптировать к производству «СовСибири», имеющиеся печатные машины менять необязательно — рабочие места печатников автоматизированы.

Вячеслав Корягин почти на пальцах, доходчиво и эмоционально проводит экономический ликбез: «Философия производства не нами придумана, она давно создана. Если хочешь, чтобы у твоей продукции была низкая цена и высокий уровень технического качества, то ты должен производство стандартизировать. Это не значит, что мы говорим клиентам: вот вы печатайте только так и никак иначе. Нет, просто существуют стандартные продукты, которые на нашем оборудовании наиболее технологично размещаются и по форматам, и по отходам, и по скорости, и по возможностям допечатной подготовки. А есть те, которые не укладываются в возможности имеющегося оборудования, и это означает только одно: данный заказ на нашем производстве не будет сделан с требуемой себестоимостью, но может быть сделан, если хотите, с себестоимостью другой, более высокой.

Новая логистика
Третий блок изменений, прописанных в «пятилетнем плане», касается внутренней логистики, назначения помещений и их «переналадке». Вопрос этот, вздыхает Корягин, очень тяжелый и серьезный:

«Конструктивно наши здания (Корягин, к слову, в шутку называет издательский комплекс «Пентагоном» за некоторую схожесть очертаний периметра) не соответствуют наиболее оптимальным логистическим workflow, принятым в полиграфии.

В любых нормальных полиграфических производствах существует горизонтальное перемещение полуфабрикатов, от сырья до готовой продукции. Эти траектории либо закольцовываются, либо делаются «змейкой». В любом случае ты имеешь зону входа и зону выхода, и все перемещения осуществляются в горизонтальной плоскости. Строители наши, получавшие Госпремии за такого рода комплексы, на эти вещи смотрели философски. Дескать, построим многоэтажное здание, закопанное на два-три этажа в землю, поставим по три-четыре грузовых лифта — и все будет нормально. Но они рассчитывали на совершенно другие объемы, на совершенно другую ритмичность, другую нагрузку».

Корягин говорит, что уже изучает возможности строительства цеха на Клещихе, где сейчас есть около 4 га, заросших бурьяном. Он показывает на схеме: «Вот мой забор, вот склады, а вот здесь, в принципе, встал бы большой производственный корпус площадью, наверное, 4 — 5 тысяч квадратных метров, в котором можно было бы разместить производство упаковки». Но главная проблема, признается он, в другом: газ, вода, тепло, электроэнергия — это, говоря словами Корягина, засада. «Газификацией вот этой площадки, — признается он, — я занимался три года. Во сколько это обошлось — даже говорить не буду».

Взгляд в будущее
Если отвлечься от этих жгучих вопросов — вопросов стратегии и собственности, — что ожидает «Советскую Сибирь» в будущем? Допустим, на Западе, в Европе и в Америке бумажные СМИ, в первую очередь газеты, даже с вековыми традициями, сокращают тиражи либо вовсе закрываются, оставляя лишь электронные версии в интернете. Это ли не угроза типографскому бизнесу?

Возможно, что вовсе и нет: все это должно волновать не типографии, а издателей. В будущем полиграфия просто изменится. На бумажных носителях будет все больше и больше данных с персонализацией, с индивидуальными данными, которые требуются в корпоративном бизнесе, в банковской, в страховой отчетности. Там, где гигантское количество печатных оттисков требует индивидуального нанесения краски — допустим, страховой компании для 15 тысяч клиентов надо сделать рассылку 15 тысяч разных коммерческих предложений. Это ли не будущее полиграфии?

А разве не будущее полиграфии Print-on-demand — печать по требованию? А глянцевые журналы с тестерами и прочими всевозможными вкладками? Да, это совершенно другой механизм воздействия на человека, но ведь это тоже полиграфия.

Но и в том, что касается сокращения тиражей газет, не все так однозначно. Парадокс состоит в том, что в США и Европе производство газет на традиционных носителях остановилось и даже падает, а в развивающихся странах, наоборот, растет. В Китае производство газет растет на 20 процентов в год. В Индонезии — на 30 процентов, Индии — на 40. И поэтому концерн MAN Roland завален заказами на изготовление больших газетных машин. Россия — как это всегда и было — находится где-то посередине между Востоком и Западом, между миром развитого капитализма и странами развивающимися. В общем, есть надежда, что в обозримом будущем полиграфическая отрасль и в России, и в Сибири будет развиваться столь же бурно, как и в последнее десятилетие, а значит, будет развиваться и работать и «Советская Сибирь».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: