Новосибирск 0.2 °C

Социальные гарантии — с гарантированным комфортом

14.10.2008 00:00:00
Социальные гарантии — с гарантированным комфортом
Только 33 процента населения области получают меры социальной поддержки, но при этом всем известно, как реализуется эта поддержка, потому что к государственным гарантиям у нас равнодушных нет, и от них не зарекаются, а часто и не отрекаются люди с достатком. В начале года только ленивые СМИ не предавали гласности давку пожилых людей в очередях за оформлением льгот, субсидий в связи с изменением социальной политики на государственном уровне.




Правда, при этом обычно нигде не упоминалось, какой ценой достаются новации государевым людям. Посетитель помыкался в очереди, поволновался, что придется привыкать к новым правилам — и пошел домой их усваивать. А чиновник никуда не может уйти. А в тот, еще не забытый период, не хватало почти всего: навыка, площади в помещениях, людей, времени и нервов. Если посетитель страдал за одного себя, то чиновник — за себя и всех своих посетителей сразу. Кстати, если по муниципальным районам области средняя нагрузка на одного специалиста отдела составляет 2500 человек (1000 — получатели социальных гарантий), то в районах Новосибирска на специалиста «душ» приходится примерно в три раза больше.

Надо было справляться с ситуацией здесь и сейчас, и при этом строить будущее, которое через девять месяцев надежды и девять месяцев любви к социальным преобразованиям стало днем сегодняшним. Этапным периодом — такое значение имела коллегия департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, которая посвящалась развитию системы предоставления социальных гарантий в новых условиях.

Напомним, что с 1 января этого года были созданы 44 территориальных органа департамента — отделы пособий и социальных выплат. Они осуществляют предоставление более 100 видов социальных выплат различным категориям льготников, малоимущим гражданам и семьям с детьми. Возмещают расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Поскольку до текущего года перечисление субсидий производилось поставщикам услуг, а не гражданам, организация этого направления работы потребовала от начальников отделов и департамента таких усилий, которые трудно переоценить.

— Наша работа не может строиться по принципу: это не мои проблемы. Наше кредо: я отвечаю за конечный результат, — так выражает свое профессиональное мироощущение заместитель руководителя департамента, начальник управления организации социальных выплат Раиса Ануфриева. — По существу, мы вхожи сегодня практически в каждую семью, где есть дети, пенсионеры, инвалиды. Мы отвечаем за ключевые вопросы реализации государственной социальной политики, в центре которой — человек. И это возлагает на нас огромную ответственность. А потому необходимо концентрировать усилия прежде всего на улучшении качества нашей работы с клиентами и качества принимаемых управленческих решений.

Контроль — это не просто установленная норма, но и стиль работы руководителя департамента Сергея Пыхтина и Раисы Ануфриевой.

— В ходе контрольных мероприятий мы прежде всего ставим перед собой задачу помочь организовать безошибочную работу. И сделать процесс предоставления государственных гарантий доступным для населения, — уточнила Раиса Ануфриева на заседании коллегии. — Выплата может быть несущественна, выражаться в небольших суммах, но заявитель должен иметь возможность ее получить. В этой связи хотелось бы очень четко высказать позицию департамента: нереализованная либо неправильно рассчитанная мера социальной поддержки — это самая худшая мера социальной поддержки, которая может быть в принципе.

Неумение либо недостаточное стремление руководителей отделов организовать работу таким образом, чтобы каждый льготник мог реализовать свои права, вызывают соответственную реакцию департамента. Следствием нежелания руководителя отдела города Бердска пересмотреть организацию работы по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг явилась отставка этого руководителя.

Провели социологический опрос. Результаты: 28 процентов недовольны размерами государственной поддержки, 7 — не устраивает порядок предоставления мер, 14 — не удовлетворяет качество предоставления социальных гарантий, 80 процентов отмечают улучшение качества работы отделов в сравнении с январем текущего года.

Оформить субсидию, не выезжая в райцентр
Очередей теперь нет. Это не означает, что получателей стало меньше. Это результат внедрения отделами новых форм работы. Для сельских районов это выезды в муниципальные образования, прием документов по месту жительства. Сегодня только 4 отдела пособий и социальных выплат из 34 не используют такую форму работы с населением: Кочковский, Кыштовский, Тогучинский, Чановский.

Черепановский отдел пособий и социальных выплат сначала выезжал в села эпизодически, а затем перешел к созданию мобильной клиентской службы. Специалисты отдела на оборудованном микроавтобусе, имея полную базу данных получателей государственных гарантий, выезжают в муниципальные образования и ведут там прием населения. Здесь же производится при необходимости копирование и сканирование документов.

— Позвольте мне не согласиться с теми начальниками отделов, которые не хотят организовывать выезды, объясняя это тем, что в муниципальных образованиях мало населения приходит на прием, — подчеркнула в своем выступлении на коллегии Раиса Ануфриева. — Это положение вчерашнего дня. Когда люди привыкнут к предлагаемой форме работы, поймут, что у них отпадает необходимость ехать в райцентр, они будут ждать вас в своих населенных пунктах в указанные вами дни.

В Венгеровском районе среднедушевой доход населения за первое полугодие текущего года составил 4400 рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост доходов составил 18 процентов. В современных условиях на уровень и качество жизни сельского населения существенно влияют социальные выплаты. Чтобы права населения на меры социальной поддержки и социальные выплаты были вполне реализованы, надо как можно лучше проинформировать население и создать условия для более доступной реализации этих прав.

В этой связи особую актуальность приобретает выстраивание системы сотрудничества с органами местного самоуправления и общественными организациями.

— Приступая к реализации нового для нас направления деятельности — предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, мы подключали специалистов муниципальных образований к приему документов на местах, — рассказала Ольга Гридина, начальник отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района. — Но качество документов не вполне соответствовало установленным требованиям, поскольку наши помощники не обладали достаточными знаниями и не разбирались в тонкостях законодательства по этим вопросам. Зачастую мы были вынуждены документы направлять на доработку. Вместе с тем, чтобы снизить социальное напряжение, мы искали новую форму взаимодействия с муниципальными образованиями. Было принято решение выезжать в села, чтобы специалисты отдела сами принимали документы прямо на местах. Таким образом, 88 процентов получателей оформили субсидии, не выезжая для этого в районный центр.

Поскольку население обращается не только по вопросам предоставления субсидий, стало понятно, что следует закрепить данную форму работы. Был составлен график выездов в села, по которому социальная служба действует совместно с главами муниципальных образований. Главы активно содействуют в организации этой работы: информируют население, привлекая для этого общественность, создают условия для приема людей.

— Практикуем подготовку аналитической информации по социальной поддержке для глав муниципальных образований, — добавляет Ольга Гридина. — Это позволяет им владеть ситуацией в вопросах, касающихся значительной части населения, использовать информацию при принятии соответствующих решений.

Примечательный штрих: во всех муниципальных образованиях Усть-Таркского района оформлены информационные стенды по пособиям и социальным выплатам. Общественные организации и депутаты сельских Советов провели большую работу по распространению памяток по вопросам предоставления субсидий.

В Новосибирске у отделов мало возможностей организовать выезды для приема населения, но и здесь есть эффективные управленческие решения. По «социальному телефону» можно получить квалифицированную консультацию по предоставлению государственных гарантий, записаться на прием к специалисту в удобное время. Опыт работы отдела пособий и социальных выплат Ленинского района по предварительной записи на прием показал, что услуга особенно востребована работающими гражданами и женщинами, имеющими маленьких детей.

Анализировать, предлагать, внедрять
В отделе пособий и социальных выплат Кировского района Новосибирска проанализировали, почему в районе идет снижение количества получателей субсидий среди трудоспособного населения. Нет документально подтвержденных оснований. Растут доходы семей и строги требования к предоставляемым сведениям о доходах (например, об алиментах).

— Хочу обратить ваше внимание на то, что среди работающих граждан, обращающихся за оформлением субсидий, преобладают представители коммерческих структур. Почему? У тех, кто работает в бюджетных организациях, заработная плата легальная, прозрачная. Как правило, они обращаются за назначением субсидии, если имеют в составе семьи иждивенцев. Про тех, кто работает в коммерческих организациях, этого не скажешь, — заметила в своем выступлении Оксана Аникина, начальник отдела пособий и социальных выплат Кировского района Новосибирска.

По сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа в Новосибирске установлены низкие региональные стандарты максимально допустимой доли расходов при оплате жилья и коммунальных услуг: от 6,5 до 14 процентов.

Чтобы предоставление субсидий носило действительно адресный характер, один из руководителей отдела предложил рассмотреть вопрос о повышении региональных стандартов для трудоспособного населения — до 22 процентов. По его мнению, это не будет ограничением прав граждан на социальную поддержку, но поможет избавляться от иждивенческих настроений среди небедных получателей субсидий.

Заметим, что все выступления на заседании коллегии были в своем роде исследованиями отдельных участков работы отделов. Все выступавшие вносили предложения по совершенствованию социальной поддержки уязвимых групп населения и даже по стимулированию рождаемости.

Острая тема — программное обеспечение всей деятельности службы. К примеру, комплексную информацию по семье и детям приходится черпать из девяти программ — это весьма неудобно. И начисление субсидий в автоматическом режиме, то есть без приема у специалиста, уже сегодня по некоторым категориям населения становится реальностью. Самыми незащищенными в этом отношении остаются жители частных домов. В отличие от них по муниципальному жилищному фонду информация уже идет в электронном виде.

Рост вместе с партнерами
Взаимодействие отделения Пенсионного фонда России по Новосибирской области с департаментом социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту области строится в основном по вопросу обмена информацией, и только в рамках заключенных соглашений. А соглашения заключены в соответствии с требованиями законодательства, и прежде всего законодательства о защите персональных данных. Пенсионный фонд может предоставить информацию только в том случае, если имеется согласие человека о том, что его персональные данные могут быть переданы другой организации.

Одно из направлений — обмен информацией о гражданах, подавших заявление на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В районах города Новосибирска взаимоотношения уже построены в соответствии с требованиями времени: имеются заявления о согласии граждан, обмен идет только в электронном виде, по защищенным каналам при наличии электронно-цифровых подписей. Сегодня только единицы пенсионеров сами обращаются за получением информации для назначения субсидий. А в сельских районах области пока существуют проблемы, связанные с отсутствием программного обеспечения. Соглашения с районами есть, они предусматривают электронный обмен. Программное обеспечение — готовится. К концу года и сельские районы, возможно, будут обмениваться информацией в электронном виде, но пока люди вынуждены приходить и сидеть в очередях.

Другой партнер — Сибирский банк Сбербанка России — дал согласие на увеличение количества рабочих мест операторов в филиалах банка и увеличение продолжительности их рабочего времени.

Утверждаемый губернатором регламент
Сегодняшний день уже ставит новые проблемы: согласно утверждаемым губернатором административным регламентам гражданину при предоставлении государственных услуг должны быть обеспечены максимально комфортные условия.

Во главу угла встает вопрос об увеличении количества специалистов в отделах, соответствия помещений требованиям регламентов. Особенно остро стоит вопрос на этот счет в Новосибирске. Требуется создать электронные информационные стенды и терминалы. Необходимо провести качественный ремонт. Состояние помещений важно не только для выполнения административных регламентов, но и для бесперебойной работы средств автоматизации. А еще предстоит оборудовать стоянки и пандусы.

Новосибирская область в числе 16 субъектов РФ уже приступила к реализации проекта «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг». Создаются такие центры для сокращения сроков, упрощения процедур и повышения комфортности получения гражданами государственных услуг. В одном месте, в одном здании будет объединено предоставление однородных услуг с межведомственным обменом информацией. Первый многофункциональный центр скоро откроется в городе Обь (на днях мы расскажем о подготовке к открытию в одном из ближайших номеров газеты).

Установление встречных обязательств
Поиски новых форм работы — жизненная необходимость для развития человеческого потенциала. Как было сказано, идет адаптация системы социальной защиты населения к роли активного участника, а не пассивного наблюдателя происходящих процессов. По мнению участников коллегии, в современную модель оказания адресной помощи надо встраивать активные методы поддержки. В конце концов, они должны стать доминирующими.

Речь идет об ориентировании трудоспособных граждан, претендующих на получение помощи, на активизацию собственного потенциала. Настала пора разработать механизм установления встречных обязательств: получаешь государственную помощь, обязуйся трудоустроиться, хотя бы временно, или — принять участие в общественных работах.

С января 2009 года будет внедряться инновационная технология оказания адресной социальной помощи «Самообеспечение». Она позволит формировать у тех, кому оказывается помощь, стремление к развитию, к труду и, в частности, к предпринимательству.

Что же касается лиц, нетрудоспособных по состоянию здоровья, а также престарелых граждан, отработавших 35 — 40 лет, получающих очень небольшую пенсию и не имеющих иных источников дохода, то им предполагается со временем выплачивать доплату к пенсии в течение определенного срока — 3 — 6 месяцев. Небольшие денежные суммы, но они будут гарантированы тем, кто нуждается.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: