Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Инвестиции — в перспективные территории

16.10.2008 00:00:00
Николай Царев
Инвестиции — в перспективные территории
Время поставило Новосибирскую область в центр быстроразвивающегося сибирского пространства. В радиусе около 650 километров от нее проживает почти 13 миллионов человек. Уже сегодня грузооборот Новосибирской области берет на себя одну шестую часть общего объема грузооборота Сибирского федерального округа. Чтобы в ближайшем будущем наш регион значительно усилил свои позиции крупнейшего транспортного узла, близ Новосибирска формируется несколько мощных инфраструктурных зон федерального масштаба.




Одна из таких зон, Восточная, прямым образом затронет интересы Мошковского района. Как это произойдет? Каким путем пойдет развитие здешних поселений? Насколько территория сохранит за собой сельскохозяйственную составляющую? Об этом наш корреспондент беседует с главой Мошковского района Сергеем ЛЫСЕНКО.

Логистика стучится в дверь
— Сергей Алексеевич, что вы можете сказать в целом о стратегии развития территории муниципального образования района, которым руководите?

— Стратегия развития — очень важная составляющая. Задумываясь о ней, мы завершаем работу над схемой территориального планирования. Это особый документ. Наш район является первым в Новосибирской области, завершающим создание такой схемы, крайне необходимой в новых экономических условиях. А условия действительно кардинально изменились. Ведь прежняя схема территориального планирования принималась в 1992 году. В самый раз по прошествии стольких лет определить, куда мы идем и как шагать в ногу с современной стратегией государства. Для этого потребовалось оценить состояние и потенциал нашего Мошковского района, причем заглянуть ни много, ни мало на 25 лет вперед! Подчеркиваю: с учетом объективных факторов.

Параллельно работаем над генеральными планами развития населенных пунктов. Стараемся создать целостную картину, которая бы отвечала всем вызовам будущего.

— Вы сказали о вызовах будущего. Какой из них, на ваш взгляд, самый настойчивый, самый основательный?

— Мы понимаем, что Мошковский район очень выгоден с точки зрения потенциального развития в современном понятии логистики. У нас крайне выгодная транспортная инфраструктура: речной, железнодорожный, автомобильный транспорт, хорошо развитая сеть внутрирайонных дорог. Большая часть межпоселенческих дорог — с твердым покрытием. Развитие района будет идти как развитие территории, прилегающей к мегаполису. Логистические цепочки Новосибирска, его пригорода пройдут и через Мошковский район. Наша территория станет частью Восточного транспортно-логистического центра. Именно под этим углом зрения рассматриваем возможности и промышленного, и сельскохозяйственного развития района — прежде всего управления земельными ресурсами.

Землю — из тени!
— Насколько известно, речь неоднократно велась о проекте развития льноводства в Мошковском районе. Какова судьба этого проекта, в какой мере остается он актуальным для вашей территории?

— Работа по этому проекту разворачивается. Это весьма крупный проект, одобренный и губернатором нашей области, и Министерством сельского хозяйства страны. Главная объективная трудность, которую стремимся преодолеть, — сложность формирования значительного массива земли. В льноводческий проект предстоит вовлечь не менее 40 тысяч гектаров земель — только из числа долевой собственности, а всего пахотных площадей — не менее 100 тысяч гектаров.

Как аккумулировать земельные доли в руках инвестора? Вопрос непростой. Этот процесс наименее подвержен административному управлению, напрямую распоряжаться судьбой земельных долей власть не вправе. Потенциальный инвестор через своих подрядчиков работает над формированием земельных участков.

Что касается районных властей, то мы вкладываем в этот инвестиционный проект земли фонда перераспределения — резерв.

Для чего необходимо вовлечь в проект земельный массив? В современном сельском хозяйстве любое большое дело невозможно без кредитования. А кредитный ресурс может появиться только под собственность, которой и должна выступить земля. В области действует рабочая группа во главе с руководителем агропромышленного департамента Виктором Гергертом. Регулярно решаем все вопросы. В течение осенне-зимнего периода мы должны завершить работу относительно земельных долей и земель фонда перераспределения. Это позволит приступить к реализации первого этапа привлечения инвестиций. Земельные участки формируются и для растениеводства, и для перерабатывающих предприятий. Организовывать необходимо будет не только переработку льна, но и зерна, и животноводческой продукции.

— Не приведет ли узкий — льноводческий — профиль сельскохозяйственного производства к нежелательным последствиям?

— Льноводство не должно стать монопольной отраслью сельхозпроизводства Мошковского района! Мы — за многоукладность агропромышленного комплекса, за сохранение дела всех сельхозтоваропроизводителей. Наш принцип прост и предельно понятен: там, где сельхозпроизводство живо, оно должно жить!

Все уровни производства, в том числе и мелкотоварные, имеют право на существование, на кооперацию, на включение в систему холдинга через договорные поставки.

Безусловно, мы будем стремиться развивать высокотехнологичные производства. В каждом селе с годами должны быть созданы нормальные условия для жизни, работы людей.

Сейчас ведется тщательная подготовительная работа. Внешне она неброская, но чрезвычайно кропотливая и ответственная. Началось формирование собственности со стороны сельхозтоваропроизводителей. Мы выводим из тени землю! Пока же приходится констатировать, что земля как финансовый, как кредитный инструмент не работает. А значит, остаются в тени и налоги.

Уверен в том, что большой холдинг не сомнет никого из сельхозтоваропроизводителей. Земли хватит всем. Ее только надо быстрее оформлять в собственность, чтобы она стала инструментом финансово-экономической деятельности.

Где вы, станочники?
— На территории Мошковского района, практически примыкающего к Новосибирску, существует сеть промышленных предприятий. Как сложится их будущее?

— Они обязательно получат развитие. Иначе и не может быть в условиях обустройства Восточного транспортно-логистического центра, оживления процессов в агропромышленной сфере.

Возьмем, к примеру, Ояш. Это исторически сложившаяся промышленная структура. Большое предприятие там — Ояшинский ремонтно-механический завод. К сожалению, применяемые им технологии, да и в целом направление ремонта автомобилей для сельского хозяйства, устарели. Предприятие требовалось перепрофилировать, и теперь оно выходит на новую номенклатуру производства, получает дополнительные заказы.

Или немного об Ояшинском заводе метизных изделий. Туда пришли новые хозяева, обновили станочный парк. Загруженность заказами (а продукция предприятия — болты, гайки, гвозди и прочее) — на два года вперед! Рабочих мест создано много, только трудись. Проблема в том, как вернуть людей, которые облюбовали электрички, устроились охранниками и ездят в город.

— Нехватка рабочих рук — примета времени…

— Рабочих рук остро не хватает. Скажу еще об одном предприятии на территории Мошковского района — ремонтно-механическом заводе Министерства обороны. Завод испытывает катастрофическую нехватку станочников. Средний возраст токарей приближается к 60 годам. Требуются не только токари, но и сварщики, слесари.

Та же проблема в ДРСУ — дорожном ремонтно-строительном участке. ДРСУ укрупнился, объединив в себе Тогучинское, Болотнинское и Мошковское предприятия. Центр — в Мошково. Объемы дорожного строительства возросли в разы, но сказывается нехватка квалифицированных рабочих: на грейдер, на дорожный каток кого попало не посадишь.

Каким-то утешением может стать то, что во многих отраслях по стране обстановка аналогичная, но нам от этого не легче. Ясно, что придется искать пути решения острой кадровой проблемы и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Главное — заинтересовать людей, создать им условия не хуже, чем в городе.

Выход — в интенсификации
— Что предполагаете сделать для этого?

— Стратегией долгосрочного развития мы определили зоны интенсивного развития производства. Выделили инвестиционные площадки, которые по своему местоположению, обеспечению инженерной, транспортной инфраструктурой могут стать наиболее привлекательными для развития производства. Очевидно то, что крупные инвестиционные проекты уже сейчас выдвигаются за пределы Новосибирска. Еще года два назад этого не наблюдалось. В самом областном центре хватало и энергетических мощностей, и промышленных площадок. Теперь наступает пора пригородных территорий.

Готовим очень интересный проект комплексной малоэтажной застройки в пригородной зоне. Такую задачу перед нами поставил губернатор области Виктор Толоконский. Предстоит малоэтажная застройка довольно крупных по численности населенных пунктов. Формируем огромный земельный участок (примерно на 40 тысяч человек поселение) в районе Мочище, где будет предусмотрена современная социальная, инженерная инфраструктура.

Всему нужен порядок
— Сергей Алексеевич, недавно депутатами областного Совета как положительный факт отмечалось, что в Мошковском районе приняты решительные меры по наведению порядка в системе лесопользования. Расскажите, каким образом удалось этого добиться.

— Лесное хозяйство является бесценным даром нашего района. В течение 2007 — 2008 годов мы провели эффективную работу, направленную на сохранность лесного фонда. Раньше как было? Лес безжалостно вырубался и увозился в Китай кругляком. Станции были завалены бревнами. Беспорядочными рубками леса наносился серьезный урон местным природным ресурсам.

Нам удалось создать единое лесное хозяйство, остановить незаконную рубку деревьев, упорядочить отпуск дров населению. Сегодня можно уверенно утверждать, что ситуация относительно лесного фонда в Мошковском районе изменилась принципиально.

— Как вы расцениваете инвестиционную политику администрации Новосибирской области в отношении Мошковского района?

— Пятнадцатого мая текущего года инвестиционный совет области принял важный инвестиционный проект, который получил поддержку и Министерства сельского хозяйства России. Этот проект крайне эффективный с точки зрения сроков его осуществления, объемов капитальных вложений и прибыли. Теперь, как я уже сказал, дело за формированием участка земли и открытием кредитной линии.

Комплексная площадка застройки тоже пройдет обсуждение на заседании инвестиционного совета области. Мы живем в удачное время, когда руководством нашего региона поощряется, активно поддерживается инновационная, инвестиционная деятельность. Такая политика мною полностью приветствуется, потому что мое кредо я формулирую так: не мешай, если можешь чем помочь — помоги!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год