Новосибирск 12.1 °C

Оценить, чтобы дальше учить

23.10.2008 00:00:00
Оценить, чтобы дальше учить
На два дня — 20 и 21 октября — Новосибирск стал центром межрегионального совещания «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2008 году в рамках построения ОСОКО». Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), выработка качественно новых подходов в ее создании — пожалуй, ключевая задача, стоящая на сегодняшний день перед всей отраслью в целом.



Уйдя далеко вперед от примитивного понимания качества образования как совокупности оценок учеников, сегодня выстраиваются принципиально новые подходы. Один из них — итоговая тестовая аттестация выпускников девятых классов, позволяющая оценить как знания самого школьника, так и с методологической строгостью взглянуть на качество обучения в том или ином учреждении образования.

Александр Капустняк, начальник отдела управления контроля и оценки качества образования Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования:

— Хотя, безусловно, один из самых значимых результатов итоговой аттестации — возможность самому девятикласснику оценить, а может, и скорректировать свою траекторию развития.

Александр Григорьевич сразу подчеркнул, что речь не идет о том, что ребенок, показавший не самые высокие результаты при аттестации, обязательно должен идти по стезе профтеха — никто ему двери, так сказать, в 10-й класс не закрывает. Однако при достаточной доле здравомыслия результат станет бесценной пищей для размышления: стоит ли?

Александр Капустняк:

— Ведь есть категория детей, у которых, скажем, очень хорошо получается что-то делать руками. Зачем же мучить себя и рваться в 10-й класс, в вуз, если у ребенка — талант «в руках», и он сможет стать гениальным механиком!

Но, безусловно, немаловажным фактором итоговой аттестации девятиклассников является и методологический срез работы педагога. Не в качестве инструмента для административного воздействия, упаси Бог. А для конструктивного анализа качества образования. Которое, в свою очередь, тянет за собой весь комплекс вопросов современного состояния образования — от качества самого образовательного процесса до пресловутой материально-технической базы, состояние которой в последние годы в Новосибирской области постоянно улучшается, и, как успели заметить сами педагоги, это не может не сказываться на учебном процессе — насыщенность, эффективность и качество занятий растут, повышается мотивация как учителей, так и учеников.

Ответить на вопросы, связанные с формирующейся новой системой оценки качества образования через призму итоговой аттестации девятиклассников, — одна из задач межрегионального совещания, которое провели Федеральная служба по надзору в сфере образования и департамент образования Новосибирской области. Целью двух дней работы было подведение итогов проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и обсуждение вопросов нормативно-правового и организационно-технологического обеспечения аттестации.

Итоговая аттестация девятиклассников проходит с 2004 года (9 субъектов РФ приняли участие). Уже в 2008-м в аттестацию были вовлечены 74 региона — свидетельство того, насколько важным инструментом в арсенале системы оценки качества учебного процесса являются такие мероприятия. Одна из причин — участие в аттестации помогает сформировать региональную систему оценки качества образования, что в свою очередь ведет к закономерному повышению качества образования.

Как следствие широкого регионального участия — обсуждение с субъектами контрольно-измерительных материалов аттестации. «Что закономерно, — комментирует Ольга Котова, заместитель руководителя центра по разработке тестовых материалов, — ведь именно регионы являются конечными потребителями КИМов».

Словно в ответ на волнения родителей и тех, кто боится, что итоговая аттестация девятиклассников сильно смахивает на ЕГЭ, Ольга Котова добавляет:

— Контрольно-измерительные материалы для 9-го класса содержат принципиальные отличия от ЕГЭ — в них есть возможность оценить не только знания учеников, но и их способности. Одним словом, эти тесты менее формальны и более человечны!

Сергей Кравцов, директор федерального центра тестирования:

— Кроме того, необходимо заметить, что при проведении итоговой аттестации в 2008 году значительно была модернизирована сама технология — каждый ученик, проходящий аттестацию, получил индивидуальный комплект заданий, что, безусловно, повысило точность результатов, исключив какую бы то ни было мало-мальски возможную двусмысленность.

Новосибирская область второй год участвовала в итоговой аттестации для выпускников 9-х классов.

Наталия Юсупова, заместитель руководителя департамента образования Новосибирской области:

— Наш субъект Федерации всегда старается быть в авангарде, особенно в вопросах, касающихся образования. Это дает бесценный опыт, когда идешь на шаг впереди. В первый раз аттестация проходила в 10-ти районах области по одному предмету — по алгебре. Участие приняли 23 процента выпускников. В этом году — уже все муниципальные образования по семи предметам с шестьюдесятью одним процентом выпускников девятых классов. И это притом, что участие в аттестации проходит на добровольной основе!

На сегодняшний момент одна из главных задач, стоящая на пути тестирования, — усиление технологической составляющей. Причина проста — расширяется число регионов-участников аттестации. Но это уже в ведении федерального центра. А регионы занимаются важнейшей первичной задачей — нарабатывают бесценный опыт, позволяющий повышать качество образования, у которого цель сегодня, в начале XXI века, — знающий и умеющий прилагать свои знания в жизни выпускник.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: