Новосибирск 0.3 °C

Мария Шалаева — сама себе голова

04.12.2008 00:00:00
Мария Шалаева — сама себе голова
Фильм Анны Меликян «Русалка», который недавно телезрители увидели в программе Александра Гордона «Закрытый показ», будет нынче заявлен от России на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Картина Меликян была выбрана из восьми претендентов по результатам голосования российской оскаровской комиссии. Ранее «Русалка» получила приз кинокритиков ФИПРЕССИ на 58-м Берлинском кинофестивале, приз за лучшую режиссуру на фестивале независимого кино в американском Санденсе.




В России исполнительнице главной роли актрисе Марии Шалаевой была вручена премия «Ника»…

И как принято сейчас говорить: «с этого места поподробнее…», потому что, по признанию режиссера Анны Меликян, и сценарий (современная, в реалиях XXI века, интерпретация андерсеновской «Русалочки»), и сам фильм делались «под Машу Шалаеву» — именно ее индивидуальность стала творческим импульсом для создания этого произведения.

На самом деле Маша в этом фильме необыкновенная: такая беззащитно настоящая и бескомпромиссная — в любви и ненависти, что мегаполис в конце концов поглотил ее героиню Алису, как морская пучина…

Какая же она сама, Маша Шалаева — актриса, не впервые (была еще картина «Маша» Сергея Ткачева) вдохновляющая кинорежиссеров на новый фильм?

— Маша, как вы попали в фильм «Русалка»?

— Мне позвонила режиссер Анна Меликян и сказала, что написала сценарий, в котором главная роль придумана специально для меня. Я в первый момент даже растерялась и не знала, что ответить, но потом, конечно, собралась с мыслями и согласилась сниматься. Так все и случилось…

— Ваша Алиса — девушка яркая, необычная. Как бы вы охарактеризовали свою героиню? Какой она человек?

— Хотя эта роль написана для меня, но, по-моему, я на Алису не слишком похожа. Честно говоря, я с этой девушкой очень долго боролась. (Улыбается.) Пока ее играла, все время думала, какая же она дура: нельзя быть такой наивной, бескорыстной, не от мира сего! То есть самое сложное — быть таким вот настоящим человеком — как Алиса. Все время тянуло на какой-то цинизм. Вещи наивные как раз очень тяжело делаются. Но благодаря нашему режиссеру все получилось.

— В Москве ваша героиня подрабатывает то расхаживающей по улицам поролоновой телефонной трубкой, то пивной кружкой. А вам приходилось зарабатывать на жизнь подобными экзотическими способами?

— Да! В двенадцать лет я решила в свободное от учебы время продавать в подземном переходе газету «Из рук в руки». А пока училась во ВГИКе, подрабатывала официанткой в клубе «Пропаганда». Там меня до сих пор помнят! Хозяева, очень милые люди, при встречах всегда говорят: «Маша, если у тебя что-то в кино не заладится, возвращайся к нам!»

— Красивый и обаятельный парень, в которого влюбилась русалка Алиса, ее чувств не оценил. А какой тип мужчин нравится вам?

— Сложный вопрос! Вообще-то, мне нравятся не типы, а мужчины, причем очень немногие. По-моему, у мужчины должен быть сильный характер, индивидуальность, а внешность особого значения не имеет. К мужчинам, которые слишком уж заботятся о своем внешнем виде, я в последнее время стала относиться с некоторым недоверием.

— Российская столица встретила вашу героиню неласково. А вам нравится Москва, вам здесь уютно, комфортно?

— Если я много времени провожу в Москве, то устаю от нее. Прожив здесь две недели, начинаю думать, куда бы свалить. Если в Москве надолго задержаться, то ее дикий ритм и суета затягивают как болото. Начинаешь беспокоиться: все что-то покупают, а я почему-то ничего еще сегодня не купила, как же так?! Единственное спасение — уехать в деревню и пожить там хоть пару дней, тогда мозги возвращаются на место.

— «Русалка» — это современная сказка. На съемках фильма происходило что-нибудь необычное, волшебное?

— Актерская профессия очень приземленная. Все предельно просто и конкретно. Магия появляется, только когда фильм полностью смонтирован. Приходишь в кинозал, смотришь на себя и удивляешься: «Надо же, как интересно получилось! Я ведь ничего этого не играла, а рядом с остальными эпизодами те, в которых снималась я, выглядят совсем иначе!» А до монтажа никакого волшебства нет. Часто люди, не имеющие отношения к кино, мечтают попасть на съемочную площадку. Однако добившись этого, они чувствуют разочарование. Все очень скучно: люди ходят туда-сюда, настраивают аппаратуру, поправляют грим, подшивают костюмы… Ничего особенного!

— Алиса из «Русалки» однажды вообще перестала разговаривать. Маша, которую вы сыграли в одноименном фильме, тоже выражала свои мысли и чувства не вслух, а в письмах. А вы любите поговорить?

— Обожаю! Я страшная болтушка!

— Трудно было играть таких молчаливых девушек?

— Играть людей настолько не похожих на тебя очень интересно. Мне легче даются именно такие роли. Думаю, мне было бы гораздо сложнее сыграть болтушку. А молчание в кадре — подарок для актера!

— А вообще Маша и Алиса похожи друг на друга?

— Мне трудно судить. Самое удивительное, что обе эти героини написаны специально для меня. Мне вообще везет на такие роли: Алиса придумана для меня, и Маша тоже, и еще одна Маша, которую я сыграла в фильме «Завтра день рождения»… Наверное, какие-то общие черты есть у них всех, хотя, по-моему, я в жизни совсем другая. Просто такой меня видят люди, которые пишут для меня сценарии.

— Трудно левше жить в мире правшей?

— Я вообще боюсь говорить, что мне легко жить: вдруг накличу какую-нибудь гадость? По-моему, мне везет немного чаще, чем другим, или просто я воспринимаю мир более позитивно… Конечно, бывает всякое, но в целом все нормально.

— Каким было ваше детство?

— Мое детство оказалось очень странным, потому что пришлось на пограничное время: сначала был Советский Союз, а потом началась совсем другая эпоха. Я помню, как в шесть лет стояла вместе с сестрой в длиннющей очереди за хлебом, а в десять уже превратилась в довольно противного подростка, жующего жвачки и поглощающего «Сникерсы»…

— В детстве вы занимались в какой-нибудь театральной студии?

— Нет, театральные студии я презирала! Я училась в музыкальной школе играть на домре — это старинный русский народный инструмент.

— И как же вы попали в музыкальную школу?

— В детстве я обожала русскую народную музыку. Однажды мы с мамой пошли на концерт оркестра русских народных инструментов имени Калинникова. Я услышала, как один из музыкантов — его фамилия Лукин — виртуозно играл на домре, и захотела научиться играть так же. Мама очень обрадовалась, потому что до этого я наотрез отказывалась заниматься в кружках и секциях и заставить меня никто не мог. Год я отучилась в обычной музыкальной школе, а потом успешно сдала экзамены в школу имени Дунаевского. Со временем я начала выступать в составе оркестра русских народных инструментов нашей музыкальной школы…

— Есть ли у вас кумиры среди актрис старшего поколения? Вы хотите стать похожей на кого-нибудь из них?

— Нет, я не хочу ни на кого быть похожей. Хочу остаться самой собой и, надеюсь, у меня что-нибудь получится.

— Какие из поступков, совершенных вашими героинями, вы никогда бы не смогли повторить в реальной жизни?

— Не могу сказать. (Улыбается.) Никто не знает, что случится через несколько минут! Не зря ведь говорят: от тюрьмы да от сумы не зарекайся!

— Как вы думаете, театр и кино должны развлекать зрителей или заставлять их задуматься?

— Главное — нельзя считать зрителей дураками!

— Молодым актерам нелегко выбирать роли. Высокое искусство обычно не приносит ни славы, ни денег, а работа в откровенной халтуре может убить актера как личность. Вы отказываетесь от ролей?

— Раньше я могла позволить себе привередничать, но сейчас у меня есть сын и его нужно кормить. Хотя был такой случай… Я получила сценарий, прочитала его, и он мне совсем не понравился, о чем и сообщила людям, которые его прислали. Они заговорили о гонораре, но я их перебила: «Я не хочу у вас сниматься, и деньги ничего не изменят». Впрочем, каких-то твердых критериев у меня нет и я сама не всегда могу объяснить, почему мне нравится или не нравится тот или иной сценарий. Конечно, я человек подневольный — все актеры зависят от режиссеров, но, к счастью, некоторая свобода выбора у меня сейчас есть… Я сама себе голова!



Мария Шалаева
Родилась в Москве в 1981 году.
Училась на актерском факультете ВГИКа в мастерской Иосифа Райхельгауза.
Фильмография:
2000 — «Завтра день рождения»;
2001 — «Иммендо»;
2001 — «Умник, или Одиссея, год 1989»;
2002 — «Первокурсница»;
2002 — «Марш-бросок»;
2002 — «Монах»;
2003 — «Таксист»;
(сериал);
2003 — «Рубеж атаки»;
2003 — «Бумер»;
2003 — «Честь имею (Фейерверк)»;
2004 — «Маша»;
2004 — «Чай, кофе, потанцуем»;
2005 — «Повелитель эфира»;
2005 — «Карусель»;
2005 — «Ночной продавец»;
2006 — «Вы не оставите меня»;
2007 — «Братья Карамазовы»;
2007 — «Частный заказ»;
2007 — «Русалка»;
2008 — «Нирвана».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: