Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Голубая кровь — мостовики

2008-12-25
Виталий Злодеев
Голубая кровь — мостовики
Виктор Сергеевич Молчанов не из тех людей, которые захватывают воображение с первой минуты, «брызжут» эмоциями и историями. Он, как хорошая книга, открывается в процессе спокойного, вдумчивого общения. И такими удивительными красками расцветает история жизни нынешнего начальника отдела искусственных сооружений территориального управления автодорог (ТУАД) Новосибирской области, что просто диву даешься: как это все сочетается в скромнейшем и интеллигентом человеке. Впрочем, он мостовик и тоннельщик, а это многое объясняет.




Время выбрало нас
Психологи любят объяснять пристрастия взрослых людей тем, что они компенсируют недополученное в детстве. Совершенно не примеряю эту теорию на Виктора Сергеевича, но забавное получается совпадение: человек, большую часть жизни посвятивший мостам и тоннелям, родился в Чистоозерном районе, где до сих пор нет ни одного (!) моста.

Родился Молчанов в 1951 году, поступил в НИИЖТ (теперь СГУПС), который и окончил в 1973 году. Затем — служба в армии офицером в единственном на всю страну тоннельном батальоне железнодорожных войск:

— Первый год служили в Азербайджане, на железной дороге Баку — Джульфа, той, которую специально строили к Тегерану-43. А потом случился БАМ: наш батальон переформировали в мостовой и отправили на великую стройку. Практически все люди моего поколения и профессии там побывали — сразу в 1974 году был увеличен призыв в железнодорожные войска, набор в вузы. Второй год службы я провел на участке Васпарухан — Алонка, мы успели построить около 20 мостов, тогда еще деревянных, позже их заменили.

Сама Байкало-Амурская магистраль, которая планировалась как дублер Транссиба, реально начинала строиться еще до начала Великой Отечественной войны. Были проложены навстречу друг другу участки Тайшет — Лена и Комсомольск-на-Амуре — Березовская. Затем рельсы со второго участка разобрали и перевезли под Сталинград. А возобновлением строительства БАМ обязан известным боевым событиям на острове Даманском в конце 60-х годов. Фактически вновь понадобилась железная дорога, максимально приближенная к китайской границе. И, видимо, чтобы не волновать народ, полувоенный проект выдали за грандиозную комсомольскую стройку. Как бы то ни было, но даром БАМ не прошел. Все, кто там служил и работал, благодарят это время за бесценный опыт.

Несбывшаяся мечта...
В 1975 году Виктор Молчанов возвращается из армии и едет в Омск, где устраивается работать преподавателем в техникум транспортного строительства — совмещает педагогику с практической деятельностью. А четыре года спустя приезжает в Новосибирск с одной-единственной целью — попасть на строительство метрополитена. Но заветной мечте молодого специалиста не довелось сбыться. К счастью, совсем без дела он не остался благодаря нерушимому братству мостовиков и тоннельщиков.

...и яркая страница биографии
Как оживает лицо, загораются глаза, когда заходит речь о любимом факультете НИИЖТа (теперь СГУПСа) «Мосты и тоннели». Виктор Сергеевич говорит, что мостовики и тоннельщики всегда ощущали свою элитность, правда, и формировалась она не на пустом месте. Самые сложные кафедры, труднейшие дисциплины — все это было у них. Молчанов вспоминает случай, когда руководство вуза серьезно обиделось на учащихся факультета из-за куплета песни:

Крепкие, с проверенными
нервами,
Смерти и болезням
вопреки
Были мы всегда и будем
первыми,
Голубая кровь — мостовики.

И снобами их называли, и зазнайками, но история показала, что слова-то верные. Если выпускники Московского института инженеров транспорта (МИИТа) и Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПСа) не очень охотно работают за пределами любимых городов, то сибиряков можно встретить на руководящих должностях по всей стране и в ближнем зарубежье. Они действительно голубая кровь, элита отрасли.

Виктор Сергеевич 18 лет, с небольшим перерывом, преподавал на родном факультете тоннельные дисциплины, он — автор более 80 научных публикаций, 250 статей, доктор Российской академии транспорта, кандидат технических наук. Университет и все, что с ним связано, навсегда останется самой яркой страницей в биографии.

Ученый, чиновник, производственник
Хотя, откровенно говоря, и на других фронтах Виктор Сергеевич был заметен и полезен. Взять хотя бы кандидатскую диссертацию — «Регулирование тепловентиляционного режима в тоннелях». Проблема — наиважнейшая, которая раньше доставляла огромное количество проблем: в тоннелях, особенно в протяженных, всегда влажно, отовсюду из грунта сочится вода. Предложенное в диссертации Молчанова решение сегодня используется практически повсеместно, в том числе и в Северомуйском тоннеле на БАМе, длина которого свыше 15 километров, а протяженность подземных выработок — 52 километра.

В 90-х годах он успел поработать начальником отделов транспорта и связи и топливных ресурсов областной администрации, директором завода мясокостной муки в Сокуре, заместителем генерального директора «Новосибирсклестоппрома». Это было и интересно, да и семью нужно было обеспечивать:

— Везде узнавал что-то новое: на госслужбе и на производстве. Преподавательство больших денег не приносило, а работы по профилю в то время почти не было. Сами помните, что ни дорог, ни мостов не строили. Серьезно ситуация изменилась лишь несколько лет назад.

И все же в 1999 году Виктор Молчанов возвращается к преподаванию, а через четыре года в его судьбе происходит очередной резкий поворот.

Сочи
Вспоминая эту историю, Молчанов хитро улыбается, словно до сих пор восхищаясь своим «мальчишеским» поступком:

— Не буду скрывать, был там и финансовый подтекст, и чисто в профессиональном плане было интересно, но в 52 года сорваться на другой конец страны... Позвонил мне директор сочинского ООО «Тоннельдорстрой», наш выпускник, попросил порекомендовать двух-трех молодых ребят. «А меня возьмешь?» — неожиданно спросил я. Он удивился поначалу, но сказал, что действовать нужно стремительно. На следующий день уже был в Москве, где мою кандидатуру утвердили. В Сочи проработал два с половиной года, так что, можно сказать, также внес свой вклад в подготовку к Олимпиаде-2014 (смеётся).

Сочи сегодня — просто рай для строителей всех направлений, но особенно для тоннельщиков. Под Олимпиаду дали очень много денег. Только на дороге Сочи — Туапсе необходимо построить 20 тоннелей, существует проект переноса железной дороги из прибрежной зоны, короче — работы непочатый край. Как, впрочем, и у нас в области, чему я только рад. Сейчас, на 2009 год, намечено начало реализации двух крупнейших объектов, которых жду с особым нетерпением.

Точку не поставят никогда
ТУАД, возможно, нечасто попадает на первые полосы газет, так как почти не имеет отношения к самым масштабным проектам типа Северного автомобильного обхода и третьего моста через Обь в черте города. Но работы территориальным дорожникам хватает с лихвой, ведь по области в их ведении находится 270 мостов и еще 230 — в муниципальном ведении. Это в основном небольшие, часто далеко не новые мосты, но без них не будет устойчивого и безопасного движения по области. В последние годы наконец-то начали строить новые мосты (в этом году восемь), около 20 мостов ежегодно подвергаются капитальному ремонту. Но точку в этом деле вряд ли когда-то удастся поставить.

— Нормальное финансирование в области, — говорит Молчанов, — началось не более пяти лет назад, поэтому нельзя ставить сверхзадачи. У нас были более приземленные цели — вывести все мосты в категорию удовлетворительных и хороших. Если говорить о том, сколько области нужно небольших мостов, то это огромное количество, у нас ведь практически нигде нет дублирующих переходов. Очень объемная задача, и замечательно, что её понимают в области и на федеральном уровне. Хватило бы денег...

На повестке же дня у Виктора Сергеевича нерядовой, как он сам его называет, мост через реку Издревая на Ленинск-Кузнецкой трассе: 150-метровый, на высоких опорах, дорогой. По предварительным оценкам, на 600 миллионов рублей тянет — солидный объект для профессионалов. А еще в плане финансирования на будущий год стоит тоннель под железнодорожными путями на участке Барышево — Кольцово, начала его строительства Молчанов ожидает с особым нетерпением.

Настоящие творцы
Диктофон выключен, блокнот закрыт и отложен в сторону. Последние секунды беседы перед прощанием, ни к чему не обязывающие слова. На вопрос «не для печати», кто самый известный выпускник факультета «Мосты и тоннели», Виктор Сергеевич вдруг необычайно оживляется, начинает перечислять фамилии и должности, так что не записать это нельзя:

— Знаете, на самом деле «потерянных» почти нет, все вышли в люди. Про тех, кто в профессии, можно сотни фамилий назвать, но есть и неожиданные судьбы. К примеру, директор Новосибирской филармонии Александр Назимко — тоннельщик, Борис Писеев (знаменитый тренер еще более знаменитого Станислава Позднякова) — также наш выпускник 1974 года. Даже дипломаты есть, послы. И Александра Маслякова можно вспомнить, он хоть и из МИИТа, но тоже коллега. Получается творческая у нас профессия в прямом смысле слова.

Виктор Сергеевич Молчанов хоть и не так известен, как вышеперечисленные люди, но с творчеством на дружеской ноге. За плечами два музыкальных образования — по классу скрипки и фортепиано, долгое время был руководителем ансамбля факультета «Мосты и тоннели», составитель сборника песен факультета, где есть и та самая, про «голубую кровь». Вот такие они интересные люди — тоннельщики и мостовики, переживающие сегодня очередной творческий ренессанс. И новые «произведения искусства» в их исполнении не заставят себя ждать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
18.10.2020 Видео
Непрерывный писк аппаратов ИВЛ въедается в мозг. Пот ручейками стекает по спине и лицу, щиплет глаза и сквозь запотевшие очки видны лишь силуэты неподвижно лежащих, стонущих людей. Мы побывали в «красной зоне» реанимации инфекционного госпиталя №25 и своими глазами увидели, к каким последствиям приводит легкомыслие окружающих.
26.10.2020
Взять себя в руки и не поддаваться панике в разгар эпидемии коронавируса призывают психологи. Стресс губительно влияет на иммунитет, который сейчас под угрозой, а запасы лекарств, сделанные наобум, принесут больше вреда, чем пользы. Почему мы боимся и что с этим делать, VN.ru рассказал психолог Игорь Лях.
В стране рекордно подорожало подсолнечное масло. Оптовые цены выросли в среднем на три тысячи рублей за тонну. Как это отразилось на розничных ценах в магазинах Новосибирска, узнали корреспонденты ОТС.
Три месяца в пути провела жительница Новосибирска, 42-летняя мотопутешественница Екатерина Дроздова. Женщина проехала на своем байке 27 тысяч километров, побывала в 14 городах России и даже забралась на Эльбрус. И все это - во время эпидемии коронавируса. Своими впечатлениями о путешествии Екатерина поделилась с корреспондентами VN.ru.
22.10.2020
В Новосибирской области в рамках прививочной кампании вакцину от гриппа получили уже более 40% жителей – или порядка 1,2 миллиона человек. Об этом сообщил 22 октября министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.
Занимается дрессировкой собак 14-летняя школьница Вера Несоленова из Кокошино Чулымского района. Несмотря на юный возраст, она уже довольно опытная в этом деле. В восемь лет Вера предпочитала играть не со сверстниками, а со своей собакой, дворнягой Гердой. Чтобы лучше понимать питомца, начала изучать повадки, пробовала давать команды. После неудачных попыток стала читать специальную литературу.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^