Новосибирск -0.6 °C

Несёт или носит крест студент?

24.01.2009 00:00:00
Несёт или носит крест студент?
Об истории «профессионального» студенческого праздника, Татьяниного дня, не знает только нелюбознательный. Напомним, что легендарная дата основания Московского университета, учреждённого императрицей Елизаветой Петровной, пришлась на день памяти святой мученицы Татианы. Но кто она, невольная покровительница учащихся с прекрасным русским именем, знает не каждый. Поэтому предлагаю окунуться в историю более глубокую, нежели срез XVIII века.




Возможно, такое путешествие откроет новое значение традиционного праздника. Также попытаемся понять, существует ли преемственность между студентами XXI века и «той самой Татьяной». Для этого мы поговорили с самими учащимися новосибирских вузов.

Ужель та самая Татьяна?
Святая мученица Татиана (Татьяна) родилась в семье знатного римского консула. Будучи тайным христианином, отец воспитывал дочь в уважении к христианской церкви. Девушка посвятила свою жизнь служению истине, на которой выросла. Татьяна стала диаконисой в одном из римских храмов, где ухаживала за больными и помогала нуждающимся.

Когда Римом начал править юный Александр Север, вся власть сосредоточилась в руках старших помощников престолонаследника, во главе которых стоял Ульпиан, злейший враг и гонитель христиан. Христианская кровь полилась рекой. Диакониса Татьяна была схвачена. Несколько раз её насильственно пытались приобщить к язычеству, но тщетно.

Когда всевозможные пытки были исчерпаны и страдалице вынесли смертный приговор, Татьяну повергли мечом. Вместе с ней казнили и её отца, открывшего дочери христианскую истину.

Почему же виновницей молодёжного торжества стала именно святая Татьяна? Как известно, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета в день памяти мученицы Татьяны — 12 января (25 января по новому стилю). Эта дата выбрана не случайно. Первый куратор университета, граф Иван Иванович Шувалов, официально просил приурочить сей знаменательный день к именинам его матери — Татьяны. Ходила даже легенда, будто граф Шувалов таким образом решил сделать подарок матери на именины. И если бы не прошение графа, поданное императрице уже после утверждения проекта университета в Сенате, знаменитый вуз основали бы годом раньше, но не в день именин Татьяны. Трудно представить, что праздника, всенародно отмечаемого студенческой аудиторией, могло бы не быть. А вот образ святой Татьяны судьба действительно могла бы не привести на пороги учебных заведений страны.

В аудитории — Татьяны, и не только
Как видим, история студенчества поневоле переплелась с историей религиозного подвига. Ввиду этого стало интересно узнать, в каких отношениях с верой находятся сегодняшние студенты. Как оказалось, молодых людей с определённой позицией достаточно много, что уже о чём-то говорит. Впрочем, делать выводы не буду — это тема отдельного серьёзного разговора. Приведу лишь точки зрения конкретных студентов. Основной вопрос был следующим: нужна ли нам вера? Замечу, что для разговора не отбирались представители какой-либо конкретной группы молодёжи. Респонденты — самые обычные студенты, не носящие ни рясу, ни экипировку неформала.

Анастасия Федотова, 3-й курс (НГАЭиУ):

— В России вера должна быть, так как с древних времён государство держалось на вере, а точнее — на официальной религии, на христианстве. Я считаю, это не просто так. Христианство было заложено в сознании большой страны, формировало её ценности. И эти ценности складывались веками. Не думаю, что общество может нормально развиваться, когда ломаются выстроенная программа, система ценностей. Общество не может быть здоровым после взрыва своего религиозного самосознания. В Советском Союзе, кстати, тоже была своя «вера». Ну или общая идея, которая в любом случае нужна стране.

Каждому в отдельности также нужна вера. В последнее время всё больше это понимаю. Среди моих друзей минимум четверо считают себя верующими. Но я думаю, «быть верующим» и «считать себя верующим» — разные понятия. Венчаться в церкви и крестить детей только потому, что это модные обряды, — неправильно. Ходить в церковь раз в год, не знать ни одной молитвы — это не вера. Носить крестик на груди — это тоже ещё не вера. Не есть мясо во время Великого поста — также ещё не всё. Ведь можно просто сесть на диету, стать вегетарианцем... Есть много вещей, которых не знают религиозно не образованные люди. К сожалению, я отношусь, скорее, к таковым.

Лично я обращаюсь к вере в тяжёлые моменты жизни, в кризисные ситуации. Думаю, так поступает большинство, и это неправильно. Я крещёная. Но крест не ношу примерно с детсадовского возраста. К тому же истинно верующей я себя не считаю.

Денис Кузнецов, 4-й курс (НГТУ):

— С верой не определился. Но я точно верю в материальность мысли, в то, что в космосе есть что-то гораздо сильнее и умнее нас. Думаю, судьбу можно изменить. Бог — это просто внутренняя энергия, духовная сила человека. Для кого, собственно, в таком случае построены храмы? Для самого человека и построены. Придя в храм, человек как бы уединяется сам с собой и, возможно, находит ответы на свои вопросы, причём находит сам. Я из тех, про кого говорят: «Нет верующих в окопах», во время сессии могу сходить в церковь. Также обращаюсь к вере, когда нужен ответ на вопрос, при сильном беспокойстве, неуверенности в себе. Крест иногда ношу, иногда снимаю... Считаю, что вера человеку нужна, но каждому своя. У каждого свой Бог.

Елена, 3-й курс (НГТУ):

— Вера нужна обязательно. Мне кажется, время безверия — 90-е годы — показало, что может случиться, когда у человека нет ни идеалов, ни духовных ценностей. Как бы мы ни относились к советскому времени, тогда тоже была своя «вера», и на ней держалось государство.

Молодому человеку нужна вера так же, как и зрелому. У моих знакомых разные мнения на этот счёт. Одни говорят, что надеются только на себя, другие — что с верой во что-то жить легче и спокойнее.

К вере я не обращаюсь, я с ней живу. Ложусь и просыпаюсь. Верю, когда расстраиваюсь. Верю, когда жду. Верю, когда радуюсь. Но я некрещёная, крест не ношу и не имею. Не считаю обязательным использование религиозных символов. Считаю, в церковь ходить можно по желанию и при необходимости. Храм — это очищенное, светлое пространство. Но, думаю, если человек действительно сильно верит, он знает, что Бог слышит его в любом месте, не только в церкви.

Егор, 5-й курс (СибАГС):

— Я считаю, верующие, по сути, все. Атеистов, категорично утверждающих, что Бога нет, я не видел. Просто немногие действительно интересуются вопросами веры. В большинстве случаев те, кто утверждает: «Я православный», по факту даже не знают, что такое православие. Мне кажется, молодым людям надо активнее объяснять, чем мы отличаемся от католиков, и вообще просвещать молодёжь в вопросах веры. Хотелось бы, чтобы у нашей православной церкви была хорошая информационная поддержка. Обычно приходит в церковь человек, что-то спрашивает… но у кого? У девушки, которая продаёт свечки. У батюшки же просто нет времени на разговоры, у него служба. Поэтому многие пытаются в вопросах веры «изобрести велосипед». Ни к чему хорошему это не приводит. Как понимать Библию? Чем Ветхий Завет отличается от Нового? Самому до этого дойти сложно.

Для меня крест как военный билет. То есть в любой момент я должен быть готов к испытанию. Обычно человек вспоминает о вере только в трудной ситуации, а в радости не думает даже помолиться. Я считаю, молиться Богу только тогда, когда тебе плохо, — это потребительское отношение к религии.

Человек должен исповедоваться и причащаться хотя бы изредка. Причём сам должен знать, когда ему прийти на исповедь, когда причаститься. Это дело совести. Она, как прибор, который отличает хорошее от плохого. И время от времени этот прибор нужно прочищать, иначе он будет давать сбои. Было время, когда все ходили в церковь. Но то была обязаловка. Поэтому результат — всё закончилось Великой Октябрьской революцией, продолжения не было. Если человек не понимает, что ему даёт хождение в церковь, такие визиты — всего лишь формальность. Однако просто «верить в душе» недостаточно. Наша церковь существует две тысячи лет и существует всё-таки не зря.

А вот что говорит отец Вениамин, служащий в храме Всех Святых:

— Есть такой анекдот. Накануне сессии Господь посылает к студентам апостола Петра. Посмотри, мол, чем те заняты. Доклад был следующим. Отличники усердно занимаются, троечники ничего не делают. Посылает Господь Петра во второй раз, уже за несколько дней до начала экзаменов. Картина та же. Наконец приходит Пётр к студентам в заветную предэкзаменационную ночь. Что он видит? Отличники усиленно зубрят, а троечники… молятся. Послушал Господь Петра и говорит: «Вот тем, кто молится, я и помогу». Конечно, это всего лишь анекдот. А вообще студенты часто во время сессии посещают храм. Сергию Радонежскому молятся. Надо сказать, что в Русской православной церкви традиционно служится молебен об успешном начале учебного года.

Но студенты приходят в храм не только перед экзаменами. Молодых людей можно увидеть в храме всё чаще, до 20 — 30 человек в день приходит. Свечки ставят, иконы покупают. Приходят поговорить о проблемах, поприсутствовать на службе. Ситуация в обществе меняется. Раньше у храма стояли люди, переодетые в штатское, чтобы поймать с поличным молодых людей и исключить из комсомола. Сейчас же церкви придают совсем другое значение, стараясь вырастить молодёжь на благочестии.

Студенческие ангелы-хранители
Не секрет, что студенты обращаются за помощью к преподобному Сергию Радонежскому. Но почему именно этот святой покровительствует покорителям гранита науки? Согласно церковному преданию в XIV веке мальчик по имени Варфоломей, будучи в незавидном положении неуспевающего ученика, обратился с молитвой к Господу. Молитва была услышана, и мальчику явился ангел в образе монаха-странника. Ангел оказал духовное покровительство ученику, ставшему впоследствии преподобным Сергием Радонежским, помощником христианских учащихся.

Немногим известно и то, что этот пример помощи высших сил в учении — не единственный в истории христианства. В церковных преданиях, датированных XIX веком, встречается история святого Иоанна Кронштадтского. Благодаря усердным молитвам этот отстающий воспитанник семинарии смог стать первым среди учащихся.

Однако не стоит и говорить, что значение слов «молитва» и «халява» всё же различается. Думаю, дорогие студенты, вы и сами убедились в этом в очередной раз. Каким бы ни был итог ваших очередных испытаний, поздравляем с окончанием нелёгкой поры, когда, согласно проверенной на практике поговорке, студенту живётся совсем невесело!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: