Новосибирск 1.1 °C

Накопленный потенциал должен быть реализован!

31.01.2009 00:00:00
Накопленный потенциал должен быть реализован!
Первое в наступившем году заседание совета по вопросам развития образования при губернаторе Новосибирской области было посвящено приоритетным направлениям предстоящей работы в данной отрасли. Руководитель департамента образования Владимир Иванов в своем программном докладе о приоритетных направлениях и задачах развития сферы подчеркнул, что все планируемые изменения должны быть направлены прежде всего на развитие личности ребенка.



Как следствие, одним из приоритетов, находящихся в центре внимания администрации, первая ступень воспитания и обучения — развитие дошкольного образования.

За прошедший 2008 год, в результате комплексных мер почти на 10 тысяч увеличилось количество мест в дошкольных учреждениях. Среди проведенных мероприятий — финансовая поддержка муниципальным районам и городским округам, которым за каждые сто вновь вводимых мест выделялось по пять миллионов рублей. В нынешнем году эта сумма будет увеличена до семи миллионов. Также продолжалось строительство новых дошкольных учреждений — за прошедший год в области открыто 9 детских садов. Идет и освобождение используемых не по целевому назначению помещений детских садиков — освобождено 31 здание.

Заявленный на 2009 год план предполагает ввести не менее 9 тысяч новых мест для дошколят. Но есть, как подчеркнул Владимир Иванов, дети, воспитывающиеся дома. Их тоже планируется охватить вниманием, создав для родителей консультационные центры, помогающие молодым родителям в воспитании детей и подготовке их к школе. Под особым вниманием и ребятишки, которым по состоянию здоровья требуются индивидуальная работа и дифференцированный подход.

Важное и традиционное для нашей области направление работы — развитие системы поддержки талантливых детей. Ключевыми моментами этой работы станут как комплекс мер в отношении уже замеченных ребятишек, так и создание общей благоприятной среды для проявления способностей каждого ребенка. Механизмами реализации этой задачи станут расширение внеурочной работы в деятельности школ наряду с усилением дополнительного образования.

Однако на заседании была поднята и тема раскрытия потенциала самих педагогов. Одна из задач — реформирование системы повышения квалификации учителей. Дополнительно к этому уже в 2009 году будут произведены корректировки педагогического образования. «Конечно, — подчеркнул Владимир Иванов, — при всем этом необходимо решать и социальные вопросы жизни учителя».

Переход на новые экономические механизмы позволил выявить зоны неэффективного расходования средств в образовании. В результате уже сейчас есть первые значительные успехи: наблюдается выравнивание средней заработной платы педагога по отношению к средней заработной плате в целом — сейчас этот показатель равняется 86 процентам. Разумеется, что работа по оптимизации ресурсов будет продолжена.

Однако, как признали участники заседания, в дошкольном образовании этот эффект пока незначителен, и увеличение заработной платы там произошло лишь благодаря увеличению фонда оплаты труда. Безусловно, что в плане оптимизации в отношении дошкольного образования предстоит принять немало управленческих решений, учитывающих, например, некоторые особенности в работе детских садов.

Тамара Головнина, заведующая детским садом № 502:

— Результаты перехода на нормативно-подушевое финансирование ощутили не все работники нашего учреждения. Так, например, мы уже 10 лет работаем с ребятишками, больными детским церебральным параличом. Разумеется, в данном случае в квалифицированной помощи нуждаются и сами дети, и, что крайне важно, родители, и сами педагоги. По моему мнению, объем расходов на детей с ДЦП должен быть раза в два, а то и в три больше.

Губернатор со своей стороны подчеркнул, что, разумеется, необходимо ввести субсидии на повышенные зарплаты тем, кто работает с подобными специфическими группами. Однако, заметил Виктор Александрович, для более точной оценки финансовых затрат посчитать такие потребности необходимо на уровне районов.

Особой темой заседания стала профильная и предпрофильная подготовка учащихся. Так, с 2008 года на базе 20-ти школ идет апробация проекта «Политехническая школа». Актуальность и задачи проводимой работы озвучила директор новосибирской школы № 153 Галина Кириченко:

— В отличие от профессионального училища, школа не имеет достаточно ресурсов для развития, например, технических профилей. Путь — выбор адекватных нашим возможностям социально значимых направлений и сотрудничество с профтехом.

Система профессионального образования в свою очередь сегодня наглядно демонстрирует тесную интеграцию, установление практических связей с производством. Так, училище №1 уже сегодня сотрудничает с НАПО им. Чкалова, с НПО «Север» и постоянно, по словам директора Ольги Поповой, расширяет свои связи. Конечная цель такого сотрудничества — стратегическая: обеспечение предприятий кадрами и сбалансирование спроса и предложения на рынке труда вследствие подготовки специалистов, которые действительно нужны региону.

В завершение заседания совета губернатор Виктор Толоконский сказал:
— Мы постараемся максимально эффективно учесть все прозвучавшие замечания. По итогам сегодняшней работы будет составлен перечень поручений, в том числе и по максимально конкретным необходимым управленческим решениям и в максимально точно обозначенные сроки. Ресурсы для развития есть, мы их точно считаем и планируем.

Что касается ситуации с детскими садами, Виктор Александрович также, в частности, отметил, что все типовые здания, используемые не по назначению, будут освобождены. «А это немалый резерв», — подчеркнул губернатор.

По вопросу развития поддержки талантливых детей Виктор Толоконский сказал, что в Новосибирской области, обладающей такой нацеленностью на инновационность, таким потенциалом, необходимо развитие специального образования. «Стыдно вот уже пятьдесят лет говорить об одной и той же физматшколе. Необходимо найти организационно-материальное решение этой ситуации».

Отдельно губернатор сказал и о повышении квалификации педагогов, о совершенствовании педагогического образования: необходимо выделить эти задачи в число приоритетных направлений. «Хотелось бы здесь найти решение по привлечению мужчин в школы, — подчеркнул Виктор Александрович. — Понимаю, что заработная плата в образовании для этого пока недостаточна, но мы эту задачу решим».

— Мне кажется, что определенное накопление инновационного ресурса у нас произошло, — подытожил Виктор Толоконский. — Очень хочу, чтобы этот потенциал был реализован. А для этого каждый из нас должен высвободить свой ресурс и сделать так, чтобы учащемуся каждое утро хотелось идти в школу!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: