Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

О прелестях измены и верности… жанру

05.02.2009 00:00:00
Татьяна Шипилова
О прелестях измены и верности… жанру
Через неделю 50-летний юбилей будет торжественно праздновать Новосибирский театр музыкальной комедии. Театр со славными традициями и прекрасной творческой репутацией в настоящем. Недаром именно за нашей музкомедией сегодня прочно закрепилось звание лидера жанра. Тому свидетельством премия газеты «Культура» «Окно в Россию» в номинации «Лучший музыкальный театр», многочисленные, начиная с 2000 по 2008 гг., лауреатские награды и дипломы Национального театрального фестиваля «Золотая маска».



Накануне юбилея и состоялся наш разговор о трудностях и радостях «легкого жанра» с директором и художественным руководителем театра на протяжении последних четырнадцати лет заслуженным артистом России Леонидом Михайловичем КИПНИСОМ.

— Леонид Михайлович, и в какой форме сегодня юбиляр, на ваш объективно-субъективный взгляд?

— Вы знаете, в целом я доволен нашей формой, но довольство мое относительно: хочется всегда лучшего, еще более интересного. Всегда кажется, что что-то ты недоделываешь… Но это может быть субъективным: руководитель всегда недоволен тем, что происходит у него под боком. Что касается объективного момента, все-таки приятно то, что наш театр пользуется авторитетом, многим он как творческий организм по-настоящему интересен. И это не квасной патриотизм — мол, всякий кулик хвалит свое болото, а на самом деле: критики Москвы и Санкт-Петербурга — театроведы, музыковеды, когда произносят название «Новосибирский театр музыкальной комедии», говорят: «Мы его знаем…» И, как правило, знают его с хорошей стороны. Потому как почти каждый год мы выезжаем в Москву, на фестиваль «Золотая маска», и Новосибирск там знают по двум театрам — театру оперы и балета и театру музыкальной комедии. Независимо от того, получаем мы там «Маски» или не получаем, но театр становится одним из тех театров, которые в России на слуху, и это очень важно. Это одна сторона. Вторая сторона: в нашем театре с удовольствием работают многие известные композиторы, режиссеры, балетмейстеры, художники, которые понимают, что работать с Новосибирским театром музыкальной комедии уже есть определенная планка. Даже если они сами обладают достаточно высоким реноме...

— А как в «своем Отечестве», я имею в виду Новосибирск, ваш театр оценивают по достоинству?

— Новосибирск нас не так хорошо воспринимает. Сам жанр многими нашими критиками и журналистами в силу присущего ему «природного» легкомыслия априорно встречается с определенным снобизмом, к тому же некоторые классические произведения им кажутся устаревшими. Такое отношение людей пишущих к жанру и театру прискорбно, потому что все зависит от того, на какой спектакль они попадают. Ведь даже классическая оперетта, она может быть классична по материалу и неожиданна по постановке. Вспомните спектакль «Сильва», поставленный у нас Юрием Александровым: он произвел настоящий фурор на театральном пространстве России. И уже прошло много-много лет, а о нем все время говорят, что это была совершенно неожиданная постановка, не столько оперетта, сколько музыкальная драма, где время и место действия переносились в предвоенную Германию… Существует и такой парадокс, когда наш жанр имеет очень непростые условия существования из-за того, что у широкой публики на жанр оперетты есть определенная установка восприятия. Если обыватель решит идти в оперетту, у него перед глазами и в памяти сразу же всплывают классические образцы…

— Канкан…

— Не только канкан. Он знает, как должна выглядеть Сильва, как должна выглядеть Марица, что они должны говорить, что они должны петь и et cetera. И поэтому показать что-то другое в рамках классического произведения, вынести на сцену какую-нибудь другую идею, формулу довольно сложно: так как они противоречат тому канону, который сложился в голове обывателя. Даже если мыслящая часть публики воспринимает спектакль как открытие, то подавляющее большинство хочет видеть ожидаемое и узнаваемое. И сломить этот канон довольно сложно.

— Но, тем не менее, насколько я знаю и понимаю, вы только этим и занимаетесь, уважаемый Леонид Михайлович…

— Ну нет, мне приходится…

— Балансировать?

— Балансировать — не совсем точное слово. Главный постулат театра сейчас: в театре сохраняются традиции, но развивается эксперимент. То есть в нашем театре мы отдаем должное классике, причем классике, как правило, в традиционном варианте, в традиционном прочтении. С тем, чтобы наша публика (может быть, даже определенного возраста) понимала, что она идет именно на то, что хочет, и чтобы не было момента разочарования. И, как правило, классические произведения у нас пользуются очень большим успехом. А с другой стороны — мы ставим произведения, которые выпадают из разряда чисто классического репертуара — либо это современные произведения, либо произведения такого оригинального материала, которые, в общем-то, позволяют театру развиваться. Мы пытаемся отыскивать произведения, написанные в последние годы, и современные произведения, созданные на современном музыкальном, литературном материале.

— В 2004 году при поддержке областной администрации вы даже провели первый фестиваль «Другие берега» с четкой в этом направлении концепцией — спектакли не только поставленные, но и написанные в течение самых последних лет. И это был парад премьер шести разных музыкальных театров России, в том числе столичных. Кстати, замечательный был театральный форум — творческие лаборатории, дискуссии, мастер-классы, презентации композиторами своих новых произведений. Вы тогда показали премьеру мюзикла Журбина «Мышеловка», композитор участвовал во всех мероприятиях фестиваля. Не собираетесь продолжить, пять лет прошло?

— Волна от того единственного фестиваля до того велика, что многие руководители театров думают, что он до сих пор функционирует… И обращаются к нам регулярно с просьбами включить их в программу фестиваля. Вот совсем недавно пришла такого рода «заявка» от руководства Новой оперы… То есть фестиваль все эти годы ЖИВЕТ. Живет не в Новосибирске, а живет в умах деятелей культуры и руководителей музыкальных театров России.

— А это прямой показатель того, что ваш театр пользуется известностью и является лидером жанра…

— В какой-то степени — может быть, даже не очень маленькой степени — Новосибирский театр музыкальной комедии, действительно, лидер жанра. Потому что даже по количеству «Золотых масок» с нами может соревноваться только академический театр оперетты из Екатеринбурга. Театр особого ранга. Во-первых, очень крупный театр, который имеет очень долгую, славную историю и совершенно иначе позиционируется в родном городе. Хотя, хорошо зная этот театр, я не могу сказать, что он нас превосходит. И вот наши два театра сегодня являются лидерами. Это не московская оперетта, это не питерская оперетта. Это новосибирский и екатеринбургский театры, и это очень приятно. Потому что, когда нам приходится соревноваться с той же московской или питерской опереттой, мы понимаем, что если говорить о деньгах, то при минимуме средств, затраченном на наш спектакль, главным оказываются не деньги. Главное — состояние труппы, какие-то постановочные решения, сам сценический материал, и это, конечно, играет главную роль как в конкурсном отборе, так и в присуждении самих «Масок».

— Внешне кажется, что у художественного руководителя театра Леонида Михайловича Кипниса есть такая четкая программа, все идет как по маслу, и вы прямо движетесь к заданной цели. Что предшествовало успехам, приоткройте свою творческую лабораторию…

— Как высокопарно!.. Все-таки я театральный человек: работал по специальности и закончил не только наше театральное училище, а также как театровед — ЛГИТМиК, а потом и аспирантуру…

— Но это не гарантии успеха…

— Не гарантии, но, по крайней мере, когда те же эксперты-критики приезжают к нам, я говорю с ними на одном языке. А что касается самого театра внутритеатрального строительства, то это зависит не только от меня, не только от программы, которая есть у меня или ее нет… Многое зависит от коллег, от коллектива, от тех, кто вместе со мной работает. От того, что у нас хороший дирижер Эхтибар Ахмедов, который дирижирует не только нашими спектаклями, но его приглашают и в оперные театры… Элеонора Титкова — человек высочайшей культуры, человек, который определяет не только творческий, а скорее — жизненный тонус театра. Она для многих артистов является воспитателем, точнее, даже мамой-воспитателем. Может быть, она не авангардный режиссер, не радикал, но в плане профессионализма, в воспитании актеров ей замены нет. Безусловно, сильное звено нашей команды — главный хормейстер Татьяна Горбенко, которая не только обладает большой музыкальной культурой, но является продолжателем дела своего отца — главного хормейстера оперного театра на протяжении многих-многих лет Евгения Горбенко. И этот талант, наверное, передался по наследству: все, кто к нам ни приезжает из режиссеров, дирижеров, обязательно отмечают наш хор — музыкально образованный, очень мобильный — и музыкально, и в плане пластики. И еще: у нас очень хорошая и сбалансированная труппа! Конечно, в музыкальном театре всегда сложно соотнести актерские амбиции с талантом — все считают себя премьерами. Но я как директор стараюсь сложные ситуации как можно более безболезненно «разруливать», зачастую исполняя в глазах артистов роль главного в театре злодея…

— Будучи лидерами жанра, где образцы берете высокие, что хорошего вы видели в последнее время?

— Мне повезло, потому что мне многое удалось посмотреть и в России, и за рубежом. Но сказать, что есть какие-то конкретные образчики для подражания, не могу. Лучше иметь ясное представление о том, чего ты сам хочешь достигнуть, и стремиться к этому, нежели кому-то или чему-то подражать. Потому что если есть представление, чего хочешь ты, то в театре возникает ситуация, когда тебе начинают подражать.

Наша проблема сегодня в том, что очень мало современного, интересного музыкального материала. Этому есть какие-то общественно-экономические причины. Потому что раньше композиторы писали не только для нашего жанра, но и для оперного театра — это было престижно и финансово обосновано: существовала система государственных заказов. Это стоило того, чтобы композитор потратил год, а то и несколько лет на эту музыку. Сейчас композиторам выгоднее написать эстрадную песенку, которая, прокручиваясь по всем аудио- и видеоканалам, принесет дивиденды гораздо более значимые… Поэтому получился отток композиторов от жанра музыкального театра. Поэтому возникла проблема отсутствия хорошего музыкального и что не менее важно — литературного материала. Вот это главная сегодня для нашего театра задача — даже не хорошего режиссера, балетмейстера или художника найти. А отыскать адекватный нашим устремлениям хороший музыкально-литературный материал. И я очень рад, например, что тот же Александр Колкер — замечательный композитор, сам позвонил и предложил нашему театру «Гадюку», которую мы везем нынче на «Золотую маску». Его желание сотрудничать говорит о том, что композитор знает о нашем театре, о том, что мы заняты поиском интересного материала и что способны, судя по всему, его хорошо поставить…

— Опера «Гадюка», детский балет новосибирского композитора Андрея Кротова «Буратино», «Шведская спичка» по рассказу Чехова, шоу-мюзикл «Прелести измены», совершенно неожиданный спектакль, ориентированный на этнографическую комическую стихию Грузии — комедия «Ханума» — вот самый беглый обзор сделанного Новосибирской музкомедией за последнее время. Очевидно стремление театра разнообразить творческую деятельность внутри жанра, показать возможности музыкального театра, а не просто ставить хорошие и средние спектакли.

— Это, можно сказать, наше кредо.

— Импульс?

— Желание соответствовать современному состоянию театра как такового. Независимо от того, что мы ставим — классику или современный материал, мы стремимся, чтобы в спектакле присутствовала современная театральная эстетика. Чтобы мы были интересны как поклонникам традиции, так и «продвинутому» зрителю, и коллегам.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.