Новосибирск -1.4 °C

Газ — автомобилям питание во благо бюджету и среде обитания

02.04.2009 00:00:00
Газ — автомобилям питание во благо бюджету и среде обитания
В управлении пассажирских перевозок мэрии Новосибирска состоялось совещание по реализации программы перевода транспорта на газомоторное топливо (ГМТ). Начальник управления Валерий НОВОСЕЛОВ и представители ряда автотранспортных предприятий города встретились с руководством Томского филиала «Томскавтогаз» компании «Газпром трансгаз Томск». Аргументы за использование природного газа в качестве «пищи» для авто остаются вескими, находя в мировой практике все больше подтверждения.




Об этом мы с нашим читателем говорили не раз. Об этом также шла речь на своеобразной мини-презентации проекта, предваряющего собственно дискуссию в кабинете Валерия Новоселова.

Метан по-прежнему в цене, хотя недорогой
Да, природный газ метан почти не выдает продуктов сгорания, и выбросов от него, как наукой установлено, получается в 38 раз меньше, чем от бензина. Да, не так страшен он в экстремальных случаях, как его малюет воображение скептика: если что, при разгерметизации оборудования метан просто улетучится. А если шальная искра... Тут газовики привели столь же «экстремальный» пример, сопроводив его документальными фотокадрами: в Германии, мол, испытатели даже подожгли экспериментальную модель автомобиля, работающего на ГМТ. Взрыва не последовало. Хотя при наличии традиционного бензина в баке номер точно бы не прошел...

Но все-таки главным аргументом «за», бесспорно, является здесь экономическая выгода. Метан, как подчеркнул заместитель директора Томского филиала «Томскавтогаз» Александр Савин, остается наиболее дешевым видом топлива для передвижных средств. Эта стабильность гарантирована постановлением Правительства РФ, неизменно действующим с 1993 года. Согласно ему максимальная цена на компримированный природный газ не должна превышать 50-ти процентов от настоящей цены на бензин Аи-80. Относительная дешевизна ГМТ обусловлена, в частности, способом его производства и транспортировки. В отличие, например, от того же бензина, который надо еще получить из известного сырья, а затем перевезти к месту назначения (как понимаем, все это дополнительные затраты), газ «производит» сама природа. Остается пустить его по единожды (и на долгие времена) проложенной трубе. Та в свою очередь соединена с АГНКС — автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями, где происходит непосредственно заправка. Подъезжай — и получай свою долю! От прямого поставщика. Как такое благо не использовать?

Метан в качестве ГМТ — изобретение не новое. Целые автотранспортные предприятия, эксплуатирующие технику на газомоторном топливе, действовали у нас еще до развала СССР. Но время внесло свои коррективы в обстановку, прежний парк устарел и был списан, а многие из этих предприятий просто исчезли... Лишь отдельные АГНКС, доставшиеся новой эпохе в наследство, продолжали обслуживать редких клиентов. О массовом же переводе транспорта на ГМТ заговорили с началом газификации регионов, ставшей одним из приоритетных национальных проектов. Конечно, частному автовладельцу все же пока сложно найти достойную мотивацию для такого шага. А вот предприятиям, активно использующим в своей работе автотранспорт, как говорится, сам бог велел… Тем более, когда горюче-смазочные материалы без конца дорожают. Касается проект главным образом трех «китов» — спецтехники коммунального дорожного хозяйства, пассажирских перевозчиков (работающих, в частности, на междугородных рейсах) и техники сельскохозяйственной. Парки легковых автомобилей стоят в этом плане следующим пунктом.

От теории к практике
Минувшее совещание стало для новосибирцев фактически первой попыткой перейти от теории к практике. Первым прямым диалогом с участием трех серьезных сторон. Это потребитель (в данном случае пассажирский перевозчик). Это двигатель программы по переводу автомобилей на ГМТ — компания «Газпром трансгаз Томск» в лице Томского филиала «Томскавтогаз». И это местная власть, от позиции которой, как известно, во многом зависит ход реализации проекта на данном уровне.

Директоров и главных инженеров пяти автотранспортных предприятий Новосибирска, присутствовавших на совещании, интересовали разные моменты. От выгоды для бюджета предприятия и города до самой технологии заправки автомобилей газом, специфики оборудования и так далее. Александр Савин, а также главный инженер «Томскавтогаза» Александр Железнов и директор ООО «Метанавтосервис» (партнера ООО «Газпром трансгаз Томск» по обслуживанию его техники, работающей на ГМТ) Алексей Кочетов привели несколько конкретных математических расчетов, позволяющих нагляднее представить картину в ее экономическом аспекте.

Допустим, работающий на дизельном топливе автобус ЛИАЗ стоит 2 миллиона 573 тысячи рублей. Работающий на газовом — сам по себе дороже: 4 миллиона 412 тысяч. Но при цене на дизтопливо 19,9 рубля за литр и на газ... 5 (пять!) рублей за кубометр эта разница при грубом расчете окупается за 2,5 года. Хотя реально — быстрее. Поскольку еще 20 — 30 процентов экономии идет за счет прекращения слива топлива. В итоге один автобус «привозит» за год порядка 680 тысяч рублей дополнительно. А двадцать автобусов? А двести? Конечно, мы считаем валовую выручку. Но если вычесть из ее суммы затраты на техобслуживание, то погоды это в значительной степени не испортит. Очень скоро пойдет и дополнительная прибыль.

Кстати, означенная цена на метан характерна только для Новосибирска (сравним: в соседних Томске и Кемерово, более продвинутых в плане потребления ГМТ, он стоит 6,5 рубля, в Новокузнецке — 6 рублей). Наша цена — вообще самая низкая по стране. И держаться она, как утверждают эксперты, будет еще долго. До тех пор, пока местный рынок в достаточной мере не разовьется и не примется сам диктовать свои условия. Развиваться же он только начинает.

И вот что до сих пор является главным камнем преткновения. На «газомоторку» в Новосибирске отсутствует ощутимый спрос, потому что перейди на нее сегодня — и тебе практически негде будет заправляться: на весь мегаполис действует по-прежнему всего две АГНКС, причем обе — на левом берегу Оби. Какое же, допустим, правобережное автохозяйство пойдет на то, чтобы каждый раз гонять технику через вечно забитые «пробками» наши мосты только ради заправки? С другой стороны, не ширится сеть АГНКС, потому что нет... соответствующего спроса. Выход? Кто-то явно должен первым приложить усилие и разорвать сей пресловутый заколдованный круг. Инициативу взял на себя «Газпром», дочерним предприятием которого является ООО «Газпром трансгаз Томск», имеющее в свою очередь уже знакомый нам филиал «Томскавтогаз».

Сегодня в развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций стараниями «Газпрома» идут серьезные инвестиции, закупается самое современное оборудование. В частности, оно, произведенное в Швейцарии, установлено на недавно отремонтированной новосибирской АГНКС-3 по ул. Станционной. На правом берегу, по ул. Выборной, вот- вот начнется строительство новой такой станции, завершить которое при благоприятном раскладе планируется к концу текущего года. А для предприятий, чей спрос на ГМТ в свете нового проекта пообещает опередить предложение, «Томскавтогаз» готов рассмотреть возможность размещения передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ).

«Параллельно мы занимаемся формированием потребительского рынка на всех уровнях совместно с администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований, с руководителями муниципальных и коммерческих предприятий. И намерены формировать для них индивидуальные пакеты, — подчеркивает Александр Савин, — с каждым в отдельности определять условия, на которых будем работать. Все, в частности, зависит от объема газа, который то или иное предприятие собирается потреблять. Возможна также индивидуальная схема ценообразования, мы готовы идти на фиксацию цен по согласованию с конкретным предприятием на конкретный срок. Словом, начинаем практиковать гибкий подход ко всем нашим клиентам. Ведь то, что приемлемо для одного из них, может абсолютно не подойти другому».

Резонно! На том и остановились: все предприятия — участники состоявшегося диалога, получив определенную информацию, ее тщательно взвесят, переосмыслят. И выработают свои предложения, которые в скором времени обязательно рассмотрит «Томскавтогаз». Кстати, немногим позже совещание с участием его представителей, где поднимались аналогичные вопросы, провел начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Андрей Ксензов. В итоге трем подведомственным ему хозяйствам он дал распоряжение: в двухнедельный срок провести совместно с «Томскавтогазом» анализ имеющегося автопарка и представить конкретные предложения по газификации автотранспортных средств. А мы следим за ходом событий.

Кто желает подключиться к разговору?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: