Новосибирск 8.6 °C

Сергей ИВАНОВ: «У вас нет нефти? Это благо!»

02.04.2009 00:00:00
Сергей ИВАНОВ: «У вас нет нефти? Это благо!»
На пресс-конференции, которую провел первый заместитель премьер-министра Сергей ИВАНОВ в Новосибирске, присутствовали представители всех основных федеральных министерств, отвечающих за пакет антикризисных мер. Но их помощь практически не потребовалась. Первый премьер-министр отвечал на вопросы журналистов с той свободой, которая невозможна без личной ответственности за сферу, ставшую предметом обсуждения.




— Сергей Борисович, выработана ли консолидированная позиция Правительства России по замене единого социального налога на страховые платежи? И есть ли вероятность снижения НДС?

— Консолидированная позиция по поводу НДС выработана. Снижения НДС в условиях кризисных явлений в экономике не будет. Потому что если бы мы это сделали, мы еще больше обрушили бы доходную часть бюджета.

Что касается позиции правительства насчет идеи заменить ЕСН на страховые выплаты, такого решения еще не приняли, но эта идея обсуждается.

И еще один вопрос, связанный с ЕСН. Повышение единого социального налога совершенно по-разному действует на различные секторы экономики. В качестве примера хочу вам привести малый и средний бизнес, занятый в сфере IT-технологий и производства программного обеспечения. Это одна из немногих высокотехнологичных сфер, где Россия чувствует себя достаточно уверенно. Но если мы повысим единый социальный налог, то для таких предприятий это будет очень существенная обуза, тормозящая развитие своего собственного бизнеса. Ведь практически все налоги у них — с заработной платы. Поэтому, если соответствующее решение будет принято, для этой категории я лично буду просить ЕСН не повышать.

— Вы хорошо знаете, как реализуется антикризисная программа в регионах. Как вы оцениваете ту работу, которая направлена на преодоление кризиса в Новосибирской области?

— Конечно, за короткое время пребывания в регионе я не в состоянии объективно и очень подробно оценить весь комплекс мер. Но кое-какие оценки дать могу. Новосибирская область имеет свою специфику даже в рамках Сибирского федерального округа. Главное заключается в том, что в Новосибирской области нет нефти, газа и других природных ресурсов. И это благо! Отсутствие таковых заставляет экономику работать в других сферах. В сферах транспорта, высоких технологий, авиастроения и ряде других.

Конечно, определенное падение доходов здесь происходит, как и везде. Но не так резко, как в регионах, которые свою доходную базу строят на природных ресурсах. Поэтому руководство области не то что ведет правильную политику — это само собой, — но при этом хорошо понимает важность дальнейшей диверсификации экономики, выполнения всех социальных обязательств и развития многочисленных форм предпринимательства.

— Как правительство намерено сдерживать рост цен на продукты питания?

— Тяжелый вопрос. С одной стороны, рост цен наглядно очевиден. С другой — эта сфера вообще-то уже чисто рыночная и по некоторым аспектам достаточно конкурентоспособна. Регулировать здесь что-либо директивами и решениями очень опасно. Это может просто привести к опустению прилавков — такое мы уже проходили, в том числе и в 1990-е годы.

Но это не значит, что не надо и нельзя ничего делать. Есть ряд инструментов, которыми многие руководители субъектов Федерации уже пользуются. Это договоренности с крупными торговыми сетями. Это импортозамещение. Это, в конце концов, и те огромные средства, которые мы сейчас вкладываем в сельское хозяйство — чтобы производилось больше отечественных продуктов питания, которые поступали бы в магазины.

У нас существует и такой большой сегмент производства, как работа населения на приусадебных участках. Это дает не только продукты питания для собственного потребления и продажи на рынке, но и значительную долю самозанятости, вклад в борьбу с безработицей.

— Что, в каких объемах и суммах должна сделать область, чтобы федеральная власть могла направить свою часть финансирования на возведение третьего моста через Обь в Новосибирске?

— Здесь договоренность очень простая. Проект моста Новосибирская область делает за свой счет, и, насколько мне известно, его проектирование уже закончено либо вот-вот завершится. И если этот первый шаг Новосибирская область выполняет, тогда, начиная с 1 января 2010 года, мы открываем финансирование реального строительства моста на 50 процентов. Оставшуюся половину платит область. На сей момент все договоренности выполняются.

— Прогноз по инфляции на этот год составляет 13 — 14 процентов. Существуют ли риски увеличения этого показателя?

— Честно вам скажу, такие риски, на мой взгляд, есть. И связаны со многими факторами. Цены растут. Растут даже быстрее, чем в прошлом году. Это не значит, что инфляция обязательно превысит заявленный уровень, но говорит о том, что правительство и власти всех уровней должны проводить очень ответственную макроэкономическую политику.

Не зря один из разделов антикризисных мер так и называется — макроэкономическая политика.

Мы не можем включать печатный станок и не будем этого делать — об этом уже говорил председатель правительства. Это была бы безответственная политика. Пойди мы по этому пути, антикризисный план, который мы сейчас обсуждаем, можно сразу выкинуть в мусорную корзину. Поэтому при всех трудностях, желаниях, соблазнах повысить расходы, не увеличивая реальные доходы, — правительство по этому популистскому пути не пойдет. Никогда, как бы на нас ни давили и ни влияли. В этом случае есть все основания рассчитывать, что в 2009-м инфляцию мы удержим, а в 2010 году, конечно, должны снизить.

Отсюда вырастает огромное количество проблем. Одна из них лежит на поверхности. Вот все жалуются на кредитные ставки — что «длинных» денег нет, что ставка финансирования просто запредельная и обрушивает любое нормальное предприятие. Но почему это происходит? Когда у нас инфляция порядка 13 — 14 процентов, соответственно, объективные риски по невозвращению кредитов тоже становятся все больше и больше. И банки просто обязаны закладывать их в цену денег. Вот так и получается, что в итоге нормальному среднестатистическому предприятию кредит выделяется под 20 процентов. Поэтому единственный путь — это снижение инфляции. Тогда и ставка снизится, и кредиты станут дешевле. Другого пути нет.

— На прошлой неделе вышло постановление правительства об антикризисных мерах, касающихся поддержки отечественного автопрома. Но все мы знаем, что на деле оно пока не заработало. Когда же этот механизм реально вступит в действие?

— Насколько я знаю, эти меры должны официально заработать с 1 апреля. Но у нас сейчас происходит некоторое смешение понятий. Многие люди понимают под этой мерой поддержку производителей только российских автомобилей. ВАЗов, ГАЗов, КамАЗов, УАЗов... Это неправильно. Мы поддерживаем любого производителя, в том числе всех ведущих мировых автомобильных компаний, которые зашли на наш рынок, построили заводы и в режиме промышленной сборки производят автомобили на территории России.

— Какие из предложений сибирских губернаторов вы взяли на заметку?

— Ко многим предложениям стоит не просто прислушаться, но и учесть их.

Было много критики в адрес 94-го Федерального закона. Мы были готовы это услышать. Уже сейчас правительство разрабатывает ряд мер по корректировке ситуации. В нынешнем виде этот закон, прямо скажем, позволяет некоторым недобросовестным посредникам обогащаться на системе торгов. Они участвуют в них, заранее зная, что, во-первых, выиграют, во-вторых, никогда не будут выполнять этот контракт. И фактически сразу же бегут перепродавать выигранное право реальному исполнителю. Это просто жульничество!

Очень много и правильно говорилось о росте цен на лекарства, необходимости принять серьезное решение об их производстве, об урегулировании фармакологического рынка. Министерство экономического развития и Министерство промышленности торговли сейчас готовят соответствующий — очень серьезный — пакет документов. У нас, во-первых, чрезмерно много импортных лекарств. И, конечно же, цены на лекарства растут гораздо выше, чем инфляция. Это значит, что у нас далеко не благополучное состояние дел именно в этом сегменте рынка.

Строительство. Для обычного, простого человека ипотека сейчас фактически не работает. Все остановилось. Многие губернаторы об этом говорили и предлагали конкретные меры.

Ну и лесной комплекс тоже далеко не благополучен. В том числе и по тарифам железнодорожных перевозок. Говорилось о том, что вывоз кругляка в отношении транспортных затрат обходится дешевле, чем продуктов деревообрабатывающей промышленности. Я сразу же на месте решил: все предложения, которые сибиряки сделали по дальнейшему совершенствованию нашего лесопромышленного комплекса, обязательно должны быть включены в антикризисный пакет
— Какова судьба Гособоронзаказа?

— Сейчас часто путают расходы на оборону и Гособоронзаказ. Это разные вещи. Да, в числе прочих и в бюджете Министерства обороны, который превышает 1 триллион, произошло небольшое сокращение — на 77 миллиардов рублей. Но Гособоронзаказ, который является составной частью обороны, в части НИОКР, закупки вооружений не сокращены вообще. Это я говорю вам с полным основанием и знанием дела.

Гособоронзаказ не подвергнут никаким ревизиям, оптимизациям или просто сокращению.

— В Новосибирске есть прекрасные школы программистов, а мы работаем на импортных программах, в том числе и в сфере обороны...

— Несколько лет назад принята соответствующая федеральная целевая программа, которую мы и с началом кризиса почти не сократили, не оптимизировали. Прекрасно понимая, что без электронно-компонентной базы не создашь не только любого вида вооружения, но вообще ничего не сделаешь, в том числе компьютеров, мобильных телефонов, ГЛОНАСС и многого другого. Эта тема выводит нас на десятки направлений технологического развития страны, поэтому эта программа не сокращена.

— Рассматривается ли сейчас вопрос о перераспределении доходов между Центром и регионами?

— Да, рассматривается. Не буду говорить о той дополнительной поддержке, которую Центр уже оказал регионам…

Доля доходов, получаемая от акцизов на нефтепродукты, изменена в пользу регионов. Кроме этого, и доля налога с прибыли перераспределена в сторону субъектов Федерации. Совокупно эти меры составляют в денежном выражении около 100 миллиардов рублей.

И — напоследок. Меня часто спрашивают, куда мы идем — вниз, или уже стабилизировались, или поднимаемся вверх? Но какие здесь могут быть прогнозы? Все это сродни гаданию на кофейной гуще, мы этим не занимаемся.

Мы пойдем вверх, когда прекратится падение и начнется рост производства... Когда произойдет сокращение безработицы... Тогда, в конце концов, пойдут вверх и цены на энергоносители. Вот тогда можно будет смело говорить, что ситуация нормализуется. До этого момента давать какие-то серьезные и тем более долгосрочные прогнозы — дело неблагодарное.

А мы с вами должны работать все вместе, внимательно следить за ситуацией, вмешиваться в нее и принимать оперативные решения, потому что фактор времени сейчас становится крайне важным. И... не напрягайтесь по поводу кризиса!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: