Новосибирск 3.9 °C

Маг колдует во дворе

04.04.2009 00:00:00
Маг колдует во дворе
В отделении развивающего обучения лицея №202 «Умка» прошла ежегодная региональная олимпиада инновационных школ «Сибирские каникулы». Томск, Кемерово, Барабинск, Барнаул, Бийск и другие города Сибири встретились под знаменем «Сибирских каникул» уже в двенадцатый раз. Это довольно масштабное действо примечательно не только своей географией и традиционной «битвой инноваций».




В интеллектуальных баталиях принимают участие совсем юные ребятишки — со второго по восьмой класс, а это — «неформат» для традиционной школьной олимпиады, где соревнуются, как правило, старшеклассники.

Светлана Владимировна Гольцер, руководитель отделения «Умка», начала нашу беседу с олимпиадного задания: «Дано предложение: «У меня во дворе маг(к)». Объясните товарищу ситуацию, описанную в предложении, чтобы он правильно понял смысл этого предложения». То есть если у тебя во дворе растёт прекрасный алый цветок, всё, в общем-то, ясно. Только вот вдруг тут сказка сказывается? Ведь если у тебя во дворе поселился человек со сверхъествественными способностями — попробуй, докажи, что речь не идёт о банальном саде-огороде. Для этого нужно построить небольшой текст, так чтобы последующие предложения раскрыли смысл первого. К слову, над всеми задачками к олимпиаде, построенной на инновационном процессе обучения, работают сами же учителя, совещаясь со специальным экспертным советом.


— Олимпиада работает в инновационном режиме, длится несколько дней, — говорит Светлана Владимировна. — Все соревнования проводятся в рамках системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Проходит масса всевозможных конкурсов — как интеллектуальных, так и творческих. В первую половину дня ребята решают олимпиадные задания, а в конкурсах участвуют уже во второй половине дня. Соревнования проходят по четырём предметам: математика, русский язык, литература и естествознание, включают в себя парный и групповой туры. Команды поделены на старшие — с 6-го по 8-й класс, и младшие — со 2-го по 5-й. В этом году у нас участвует более 30 команд из 11 городов.

Школьные коридоры заполнены участниками. Все озабоченно окружили множество расставленных здесь столиков. А кому-то комфортно и так, на полу, если нужно рисовать на ватмане. Вот две девочки что-то обсуждают. Никто из группы сосредоточенных слушателей и не думает перебивать. Чему я, надо сказать, была удивлена. Студенты и даже взрослые люди нечасто могут похвастать такой толерантностью, даже если сами в дискуссии не участвуют.

А тема дебатов, которые я застала, была весьма неоднозначна и злободневна. И, надо сказать, смела для школы с экспериментальной системой обучения. Девушка убеждала оппонентку в необходимости получения высшего образования. При этом основным аргументом была не только и не столько ценность теоретического знания, сколько возможность пройти «школу человеческих взаимоотношений». Имеются в виду отношения с преподавателями, однокурсниками. Одним словом, социализация — ступень, которую не перешагнёшь на пути к любой работе, — к моменту окончания вуза уже минует.

Не менее «ударны» были и аргументы оппонентки. Зачем что-то зубрить, если научиться своему делу можно на практике? А отработав после школы несколько лет, можно будет не волноваться о так называемой материальной базе для создания молодой семьи.

Надо сказать, выбранная тема актуальна не только в связи с бытующим мнением о «кризисе образования». Сегодня практически не найти студента, который бы не зарабатывал себе «добавку» к стипендии: работа постепенно становится неотъемлемой частью студенческой жизни... Таким образом, ребята отслеживают собственный процесс обучения начиная со стадии школы и смотрят в будущее. Не говоря уже о том, что учатся рассуждать и развивают речь.

Дебаты проходят на нескольких этажах, а их участники при этом активно передвигаются — команды-финалисты поднимаются на самую «верхушку». Поэтому нижние этажи стремительно освобождались, но и они не пустовали. Итак, спускаемся…

Даниил презентует доклад о родном Томске. Это его первая в жизни научная конференция, да ещё и в незнакомом городе. Не каждый второклассник может похвастаться участием в столь статусном и ответственном мероприятии. Читает Даниил с явным волнением, оттого почти по слогам. Зато как только мальчишку оторвали от текста, чтобы поговорить с докладчиком лично, тот взахлёб начал рассказывать о музеях своего города и увлечённо делиться впечатлениями от посещения, пожалуй, каждого из них. А что вы, взрослый читатель, знаете об особенностях хранилищ новосибирской культуры?

Следующей выступающей стала ровесница Даниила — Алина. Она поразила аудиторию настоящим культурологическим исследованием. В честь каких планет и богов зовутся на Западе дни недели, об этом мы, пожалуй, догадываемся. Но почему же в разных странах их названия варьируются, а то и вовсе кардинально отличаются друг от друга? Ответы — в истории каждой отдельно взятой культуры. К коим Алина проявила неподдельный интерес.

То, за чем я только что наблюдала, называется региональным этапом конкурса «Я — исследователь», который «Умка» гостеприимно встречает во второй раз за свои двенадцать олимпиадных лет. В рамках этого состязания ребятишки от 6 до 9 лет делятся результатами своих научных изысканий на самые разные темы.

По словам преподавателя Светланы Гольцер, в прошлом году были такие доклады, что любой взрослый, как говорится, рот откроет. Например, восьмилетний мальчонка продемонстрировал поразительную осведомлённость в скандинавской мифологии. Причём эту непростую и таинственную сферу юный исследователь изучал самостоятельно.

Так, в рамках региональной сибирской олимпиады проходят состязания по истории, русскому, литературе. И это лишь примеры множества разнообразных заданий, предложенных на олимпиаде, по праву позиционирующей себя как инновационная.

Будучи гуманитарием, отношение к соревнованию в аналитических способностях я решила оставить на суд компетентного жюри. А вот что происходит на состязаниях по непрофильному в данном случае, но тоже важному предмету — английскому языку. Правда, это уже относится к сфере игр, то есть ко второй части олимпиады.

Одно из таковых носит озорное название «БумаШки». Суть его заключается в том, что участник как можно быстрее должен объяснить своей команде загаданное на английском слово. Естественно, изъясняясь на английском же языке.

Между прочим, результаты игр тоже включались в общий командный зачёт. Ну а в нём места распределились следующим образом. «Золото» завоевала команда «Виктория» школы «Умка», на втором месте оказались томичи — команда «Солнышко» из школы «Эврика-развитие». Третье призовое место заняли ребятишки из Красноярска, команда «Универс-1» гимназии «Универс».

Есть надежда, что необычные состязания в скором времени дадут свои плоды. Возможно, уже сегодня строится то будущее, в котором все мы будем также внимательно друг друга слушать, слышать и уважать аргументы оппонента, как это продемонстрировали юные участницы олимпиадных дебатов. А ещё — чуть-чуть быстрее поспевать за научными достижениями, научившись уже в шестилетнем возрасте генерировать новые знания.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: