Новосибирск 10.1 °C

Однажды внук спросил...

29.04.2009 00:00:00
Однажды внук спросил...
Мы идём с внуком по нашему городу Новосибирску и беседуем. Ему девять лет, в этом возрасте всё интересно, и пока ещё он любит задавать вопросы. «Как построили такой грандиозный театр оперы и балета? Кто придумал и создавал метро?» Я отвечаю, что один кто-то не мог построить такие махины и что идея, как правило, возникает у кого-то одного, но воплощает её множество людей. Каждый житель вкладывает свои способности, труд, жизнь, в конце концов, и постепенно от этих совместных усилий растет город, становится большим, и всё в нём — дело ума, рук и чувств тысяч людей.



«А если город стоит тысячу лет, то он должен быть в тысячу раз больше?» — спрашивает внук. «Нет, — отвечаю, — жизнь так сложна и разнообразна, что иногда город и любое дело рук человеческих могут разрушить сами люди или природная стихия. Но человек призван быть созидателем, и он опять построит, даже лучше, если он творец!»

Мы идём на станцию метрополитена «Площадь Ленина», где всё так радует глаз: и неизменная чистота, и сияние мраморных стен, и строгое панно из нашей истории, и стремительно появляющиеся электрички. Теперь возникает вопрос уже у меня самой: почему мы мало знаем о тех, кто строил метро или работает там сейчас? В прессе об этом пишут так мало. Какие они, метростроители?

Увы, средний возраст специалистов-метростроителей далеко не молодой, а хорошо за 50 лет. Молодые все ушли в дилеры, менеджеры, юристы и прочие модные профессии. Поэтому вся надежда на советские кадры спецов, а они уже в основном пенсионеры.
Возьмём, к примеру, начальника участка строительно-монтажного управления № 2 Александра Щербу. Он классный специалист, опытный организатор. Словом, профессионал. Как стал метростроевцем? Как шёл к своей профессии? Как ему работается и живётся? Сами понимаете, у одних жизнь — гладкое шоссе, у других — горная тропа, а третьим приходится пробираться по ней, как сквозь бурелом. Разные у всех характеры, возможности борьбы за своё счастье, разные и стартовые условия. Александр Николаевич — человек весёлый, азартный, увлекающийся, хотя давно уже всё, в том числе себя, воспринимает с юмором.

В школе Саша учился хорошо, но с профессией не определился. Когда получил аттестат, решил с другом поступать в НЭТИ, но случайно в «Вечёрке» прочитал о Рижском институте авиации и загорелся: мол, еду в Ригу. Ладно, приехал, поступил. Всё отлично: форма красивая, девушки привлекательные оглядываются, предметы интересные преподаются, да и город хорош. Европа! Увлёкся городом, много было соблазнительных факторов в Риге для 17-летнего парня! В результате зимнюю сессию не сдал. Срочно приехала мама, и они поездом отправились домой. В Москве первый раз в жизни увидел метро и ахнул! Озарение пришло мгновенно: никакой авиации, а только НИИЖТ, только факультет «Мосты и тоннели». Представляете, с небес — да под землю... Разве это не характер?! На то и юность, чтобы искать и пробовать.

— Естественно, поступил в НИИЖТ, учился хорошо, — вспоминает Александр Николаевич. — После окончания учёбы распределили в Харьков, где строилось метро. Мечта сбылась! Из Харькова меня перевели реконструировать тоннель на железнодорожной линии Абакан — Тайшет. На той трассе получил, можно сказать, второе высшее образование, изучал науку человеческих отношений. Там был очень сложный контингент людей. На горло брать было нельзя, приходилось действовать другими методами: искать психологический подход, уговаривать, выучился смирению-терпению. Честно сказать, и условия у людей были очень тяжёлые: глушь, холод, проживание в финских сборных домиках, нерациональное питание и прочие «прелести».

Потом его призвали в армию, строил железную дорогу Тюмень — Сургут. Практически занимался своим профессиональным делом: земельные плотины, стрелочные переводы, пути, восстановление заграждений.

Вернулся домой в Новосибирск в 1980 году, когда здесь уже начали строить метро (как известно, первая свая была забита на месте будущей станции «Октябрьская» в мае 1979 года). Александра Щербу в Метрострой позвал давний приятель. В 29-м тоннельном отряде было тогда семь участков. Встретил здесь знакомого — Валентина Колточихина. Тянули тоннель с «Вокзальной» (так тогда называли нынешнюю станцию «Гарина-Михайловского») до «Сибирской».

— Когда мы встретились с Валентином, он присмотрелся и сказал: «Где-то я тебя видел, парень?» И тут же сам вспомнил: «В Харькове!» Там, как и у нас, в Новосибирске, воды много в грунтах, поэтому требовалось проходить тоннель сложным способом. Намучились! На протяжении всего времени наша организация, кроме метро, много работала по договорам: выполняла городские заказы, вела ремонт коммунального моста, строила автодорожный тоннель в Тогучине. Там и я работал. Мы сделали двухпутный тоннель, а до этого водителям приходилось, прежде чем заехать в районный центр, долго ждать на переезде. Надёжный получился тоннель. Работали на Чкаловском заводе, строили производственный модуль, международный терминал аэропорта Толмачёво и другие объекты, — рассказывает Александр Щерба.

«Главтоннельстрой» Минтрансстроя СССР был мощнейшей организацией, которая вела работы по всей стране. Командой ездили строить базовую площадку Министерства транспортного строительства в Самаре. Задумка такая была, чтобы эта площадка обеспечивала централизованно все метрополитены страны, например, ремонт щитовых комплексов и других механизмов, оборудования.

Сейчас коллектив участка Александра Щербы трудится на строительстве тоннеля в направлении станции метро «Золотая нива», отрабатывает «ходки», соединяющие через каждые 160 метров один тоннель с другим. Так нужно по технологии, в том числе в целях безопасности. В подчинении Александра Николаевича двадцать человек (раньше бывало и больше — до ста).

Среди рабочих — строителей и монтажников — много молодых. Это хорошо! Начальник участка должен много уметь как профессионал. Кроме того, он отвечает прежде всего за выполнение плана, за дисциплину, за техническую безопасность. Александр Николаевич — талантливый организатор, он в коллективе, как отец родной, умеет создать нужную атмосферу, всех собрать для дела, объединить узами товарищества. Это у него есть. Он может с людьми так поговорить, что все работают. Когда Александр Николаевич показывал свой участок — «ходки» в длинном тоннеле, — разговаривал с монтажниками, отвечал на их вопросы, я неожиданно спросила: «Любите свою работу?» Он широко улыбнулся и с удовольствием ответил: «Люблю!»

Рассказывает его товарищ по работе, заместитель начальника производственно-технического отдела Михаил Семенович Супликин:

— Александр Николаевич — уважаемый человек в Метрострое. Сколько помню, славится своими рационализаторскими предложениями. Всегда что-то придумывал, улучшал. Голова у него светлая. А ещё он очень отзывчивый, душевный. Я под его началом работал на станции «Вокзальная». После инсульта трудно мне было, он часто меня подменял, по две смены подряд работал, а это очень тяжело! Достойный человек. Я удивляюсь, почему он не награждён. Хотя припоминаю, что его как-то поощрили пожизненным бесплатным проездным билетом на метро. На старшем поколении строительство метро пока и держится.

Да, проблема. Конечно, преемственность должна быть, иначе общество погрязнет в отрицании и ничегонеделании. Сейчас, когда массами сокращается «офисный планктон», пришла пора вернуть молодёжь к достойным рабочим и инженерно-техническим профессиям. Да чтобы нормальное разделение профессий было на мужские и женские. Для всеобщего оздоровления нужно вернуться к реальным делам в реальной стране. Тогда, глядишь, суеты и болтовни будет поменьше, а созидательного труда побольше.

Если такого добьемся, то, надеюсь, и внук мой достойную мужскую профессию выберет. К тому же и от службы в армии не увернётся.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: