Новосибирск 3.4 °C

«Запад — Сибирь — Восток»: многоголосье струн

13.05.2009 00:00:00
«Запад — Сибирь — Восток»: многоголосье струн
Одним из значительных творческих событий нынешней весны стало проведение в Новосибирской государственной консерватории (академии) имени Глинки Четвертого открытого конкурса молодых музыкантов-струнников «Запад — Сибирь — Восток», организованного совместно консерваторией, Западно-Сибирским методическим центром по музыкальному образованию, а также департаментом культуры Новосибирской области и комитетом по культуре и искусству мэрии Новосибирска.



Несмотря на то, что новосибирский конкурс еще совсем молодой (проводится с 2000 года), он чрезвычайно важен для культурной жизни обширного Сибирского региона. По словам директора Западно-Сибирского методического центра по музыкальному образованию, доцента Новосибирской консерватории Людмилы Леонидовны Зениной, самая главная задача его — выявление и творческое развитие молодых талантов из музыкальных школ, училищ, колледжей и высших учебных музыкальных заведений. То есть в укреплении связей между тремя ступенями музыкального образования (школа — колледж — консерватория). Именно поэтому конкурс объединяет юных музыкантов в возрасте от 8 до 25 лет, соревнующихся между собой в разных исполнительских и возрастных категориях.

Региональные исполнительские конкурсы в Новосибирске — не редкость. Но именно «Запад — Сибирь — Восток», изначально задуманный как конкурс скрипачей и альтистов, в этом году перешел в новый формат: в конкурсной программе впервые в истории этого состязания были представлены все инструменты струнной группы — скрипка, альт, виолончель, контрабас и арфа. Благодаря чему появилась возможность, во-первых, сопоставить исполнительский уровень всех струнных тембров, образовавших удивительную звуковую партитуру (чего лишены моноконкурсы); а во-вторых, понять перспективу дальнейшего развития конкурса, возможно, путем привлечения форм совместного ансамблево-оркестрового музицирования.

То, что новый формат конкурса был удачен, свидетельствовало и беспрецедентное количество заявок на участие в нем — более 90 человек! А в результате он привлек лучших музыкантов-струнников Западной Сибири, Алтайского края, Кузбасса, Красноярского края, Якутии и Республики Казахстан — представителей не только разных исполнительских школ, но теперь и государств, служа, кроме всего прочего, восстановлению утраченных после распада СССР давних творческих и методических связей.
Конкурс с большим энтузиазмом поддержал в первую очередь председатель жюри — выдающийся скрипач, концертмейстер оркестра Санкт- Петербургской филармонии, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова заслуженный артист России Александр Ефимович Шустин. Кстати, блестяще исполнивший на открытии в знакомом ему еще со студенческих времен большом зале консерватории Партиту Баркаускаса, где специалисты могли уловить подлинный синтез лучших традиций новосибирской скрипичной школы и современных тенденций, связанных с исполнительской манерой ведущих музыкантов Санкт-Петербурга. Вслед за ним пять струнных инструментов представили студенты НГК, лауреаты различных конкурсов: Максим Горский (контрабас), Александра Рамазанова (виолончель), Елена Таросян (скрипка), дуэт Ильи Тарасенко (альт) и Татьяны Шевченко (фортепиано). Жемчужинкой концерта стала восьмилетняя ученица второго класса Новосибирской специальной школы-колледжа Вероника Новикова, исполнившая на арфе марш Бриана Борна.
...Первый и второй туры пролетели на одном дыхании, оставив незабываемые эмоции и впечатления у участников, членов жюри и зрителей, искренне переживавших за каждого выступающего. Конкурсанты соревновались на двух сценах большого и малого залов, исполняя сложные сольные программы, состоявшие из трех произведений. Безусловно, каждый понимал важность поставленных перед ним задач — продемонстрировать свои максимальные исполнительские возможности, виртуозность техники, показать глубокое понимание композиторского замысла.
И самым талантливым и упорным это удалось, что нашло подтверждение в итоговых оценках жюри, которое по результатам всех туров определило победителей в различных номинациях, достойных звания лауреатов и дипломантов конкурса.
Особенно поразила слушателей игра самых маленьких участников — представителей преимущественно Западной Сибири, очаровавших зал с первого взгляда и звука. Настоящими артистами-профессионалами выглядели на сцене скрипачи: занявшая 1-е место Татьяна Крячкова из Барнаула, новосибирцы Анна Дергач, Андрей Сорокин (2-е место, преподаватель В. Южакова), Владислав Шмырев (3-е место, профессор НГК Е. Баскина), альтист Даниил Ушаков (1-е место, профессор Ю. Мазченко); виолончелисты: Алиса Белянина из Барнаула и Толжума Бахытжан из Алматы (обе 1-е место), Ростислав Чучалин (3-е место, НСМШ, преподаватель С. Болдин); арфистка Евгения Науменко (1-е место, НСМШ, профессор Н. Покровская).
Однако настоящим, свершившимся всегда признается конкурс, на котором открываются подлинные мастера своей профессии. Таким открытием среди участников в старших группах стали алматинские струнники. Особенно ярко заявил о себе виолончелист Мурат Нарбеков, который показал невероятное исполнительское мастерство и завоевал Гран-при. Высокий уровень продемонстрировали скрипачи Зульфия Бекмолдинова, Мадина Мухамет, Диляра Бийсенбаева и Динара Базарбаева, альтист Альберт Ахметов, виолончелисты Маргарита Гаппарова и Таир Каратаев. Контрабас в руках Дилшата Аджиева, по отзывам слушателей, «то пел, то погружался в глубокое раздумье». В целом молодые музыканты Казахстана, традиционно обладающие высокой культурой струнного исполнительства, и здесь, в Новосибирске, вновь доказали свой класс.
Покорили своей игрой студентки Высшей школы музыки Республики Саха арфистки Мария Дедюкина и Наталья Соломонова. Запомнились выступления и других гостей конкурса, в частности, скрипачки из Барнаула Дарьи Кулишкиной.
Но, конечно, особую поддержку в зале находили новосибирские музыканты, среди которых выделились явные лидеры. Глубокой, осмысленной и виртуозной игрой отличались выступления скрипачей Аниты Лахиной (1-е место, профессор М. Кузина) и Евгении Богдановой (2-е место, доцент И. Полякова). Гибкостью и элегантностью запомнилось исполнение виолончелистов Ирины Печуркиной (1-е место, профессор Е. Нилов), арфисток Тамары Тарновской, Ульяны Гончаровой и Евгении Ищенко (2-е и 3-е места, профессор Н. Покровская). Необычайно выразительно и полнокровно отыграли свои программы альтисты Андрей Максимов (1-е место, преподаватель Н. Чернышева), Антонин Попрас, Анастасия Вожова (1-е место, профессор Ю. Мазченко). Прекрасное владение инструментом показали контрабасисты Дарья Попрас и Рустам Салманханов (1-е место, профессор В. Болдин).
Да, выступления новосибирцев принесли всем «заинтересованным лицам», а также слушателям и жюри много чудесных мгновений. И все же, заметим, весьма значительная часть лауреатских мест досталась не новосибирцам, что, безусловно, должно настроить на глубокий анализ того, что, возможно, еще «не так» в цитадели сибирского струнного музыкального образования, имеющего общеизвестные славные достижения...
Пролетели конкурсные дни, но сохранилось самое главное — дружественная атмосфера и плодотворная энергия творчества. Как подчеркнул, прощаясь с конкурсантами и коллегами, Александр Ефимович Шустин, важно не обсуждать, а поддерживать молодые таланты, которые являются нашим будущим.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: