Новосибирск 2.1 °C

Шалва АМОНАШВИЛИ:«Четвертое измерение педагогики — духовность»

28.05.2009 00:00:00
Шалва АМОНАШВИЛИ:«Четвертое измерение педагогики — духовность»
На состоявшемся российском форуме «Духовные, биологические, социальные основы природы человека», инициированном региональным общественным учреждением «Институт Человека», конечно, шла речь и об открытии в 1974 году Влаилем Петровичем Казначеевым с соавтором Л.П. Михайловой нового вида передачи информации — межклеточных дистантных электромагнитных взаимодействий.




Напомним, что в экспериментах клетки из ткани человека, изолированные друг от друга, разделенные стеклянной стенкой, сообщались, воздействовали друг на друга. Клетки, зараженные смертельным вирусом, умирающие, «произвели» гибель здоровых, хотя не соприкасались с ними. Тогда неизвестное науке «биополе» было названо живым веществом.

Почетный академик Российской академии образования Шалва Амонашвили назвал этот переворот в сознании «клеткой Казначеева». Гениальный педагог не смог приехать на форум по состоянию здоровья, но обратился к участникам форума и к Влаилю Петровичу с посланием, которое было оглашено присутствующим. Здесь оно дано в сокращении:


«Глубокоуважаемый Влаиль Петрович! Я не медик, не физиолог. Я педагог-профессионал. Мои знания и опыт не в вашей сфере. Вы не давали мне никаких наставлений. Тем не менее считаю, что мне нужно отчитаться перед вами и задать вам вопрос: могут ли найти место идеи гуманной педагогики в вашем философском и научном мировоззрении? Не скрою, если вы скажете, что да, это будет для меня высокой оценкой.

Почему я перед вами в долгу?

Объясняю: мое педагогическое познание в течение моей почти 60-летней педагогической жизни то и дело стимулировалось сообщениями и именами, которые могу сравнить с яркими, долгими огненными линиями крупных метеоритов или с подземными толчками, вызывающими землетрясения. Сообщения эти утверждали новые идеи. Имена воодушевляли и вселяли мужество. Имена для меня не составляют бесконечный список, их всего несколько: Дмитрий Сергеевич Лихачев, Никита Николаевич Моисеев и Влаиль Петрович Казначеев. На этот раз я обращаюсь к вам.

О каком огненном метеорите, о каких подземных толчках идет речь? Я имею в виду феномен «клетки Казначеева». Да, ваше открытие признали многие ученые, но те, которые поспешили стать мэтрами науки, попытались опровергнуть его и делали это так беспомощно и яростно, что меня лично они только смешили. Что могут сказать об академике, об ученом люди, логика которых строится по схеме: этого не может быть, потому что этого не может быть?

Тогда я задал себе вопрос: кто есть хозяин науки — президент академии, директор НИИ или Совесть ученого? Ваше открытие и ваша Совесть ученого укрепили мои педагогические поиски, укрепили меня в признании воли Творца.

По аналогии с «клеткой Казначеева» основополагающую идею гуманной педагогики я называю «клеткой Сухомлинского». Это понятие зрело долго, оно стало плодом коллективного разума классиков мировой педагогики, а Василий Александрович Сухомлинский провозгласил его, но тихо, чтобы услышали только те, у кого были уши: «Без духовной общности воспитание не состоится».

Духовная общность — это понятие, как семя, которое несет в себе множество вариаций новых воспитательно-образовательных систем. В нем мыслится духовность как высшее измерение педагогического сознания. Открытие это вызвало град возмущений от представителей так называемой официальной педагогики и те же самые реплики: это чепуха, это абсурд! Но Сухомлинский так же, как вы, Влаиль Петрович, понимал, что хозяином науки является его Совесть, и ничто другое.

А теперь о моих педагогических воззрениях, которые как единое целое носят название гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе или гуманная педагогика. «Клетка Сухомлинского» как живое сердце классического педагогического разума принимается мной в качестве условия расширения педагогического сознания.

Я пользуюсь методом допущения. Вот допускаемые постулаты, в которых мои чувства, чувствознание улавливают истину. Первое: я признаю реальность высшего разума, Творца. Второе: признаю бессмертие духа человека и его устремленность к вечному совершенству. Третье: признаю земную жизнь человека как отрезок пути совершенствования духа. Именно эти постулаты составляют суть моего метода. Если то, во что я верю, принять за истину, то можно попытаться объяснить через нее все. Ребенок есть явление земной жизни, носитель своего предназначения, своей миссии, своего жизненного пути. В нем неограниченная энергия духа.

Все это я называю четвертым измерением педагогического сознания, приняв при этом три измерения материалистической педагогики. Именно измерение духовности ведет нас к поиску утверждения путей гуманного осмысления целостного образовательного процесса со всеми его составляющими. И педагогика, которая открывается при этом, начинает противостоять той, которая уже есть и которая именуется традиционной. Измерение духовности перестраивает педагогическое мышление с помощью новых взглядов на позитивную основу. В ваших профессиональных понятиях мы обнаруживаем семантику, которая по нашему убеждению хранит и утверждает педагогическую истину, а не ее суррогат.

Судите сами: слово «школа» по нынешним научным определениям означает учебно-воспитательное заведение. По сути же генетический смысл этого латинского слова — лестница для духовно-нравственного восхождения.

Слово «учитель» по нынешним словарям определяется как преподаватель, который учит какому-нибудь предмету. Генетический смысл слова более высокий и благородный: душа, носитель света.

Слово «воспитание» в словарях определяется как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования у него определенных установок. Генетически же оно означает питание духовной оси.

Слово «образование» в словарях трактуется как процесс усвоения знаний. По сути же оно означает раскрытие образа творца в человеке.

Слово «гуманный» обычно объясняется как человечный. А оно несет в себе следующую семантику: смертный человек ищет в себе бессмертное начало, связь с Творцом.

Как видите, «клетка Сухомлинского» о «духовной общности» так же, как «клетка Казначеева», выводит сознание на новый уровень и ведет его к созиданию новой образовательной истины.

Современные дети сегодня другие. Кто же они? В мире возникло много понятий, в которых предпринимаются попытки определить суть, устремленность, миссию современного поколения. Они «дети индиго», «кристаллические», «дети космического сознания». Они необычные — одаренные, нестандартные. Можно говорить сколько угодно, что это не так, можно сколько угодно оспаривать феномен современного детства. Но, может быть, ради нашего педагогического восхождения стоило бы поверить, что нынешнее поколение детей действительно особое. Поколение, которому суждено помочь человечеству выбраться из своих заблуждений. Может быть, лучше будет, если поверить, что нашим детям предписана особая миссия: возрождать и возвеличивать дух, духовность, способствовать расширению сознания.

В зависимости от того, какими будут наше понимание ребенка и выбор цели воспитания, мы будем искать и творить соответствующую педагогику. Так моя вера приводит меня к гуманной педагогике. Какова ее цель? Моему возвышенному воображению о ребенке соответствует такая же возвышенная цель: воспитание благородного, великодушного человека. Благородство и великодушие останутся вечными основаниями для духовно-нравственной личности. Мое стремление подкрепляется восточной мудростью: кто озабочен земными вопросами, тот ответа о небесном не получит.

Как же живется в гуманном пространстве детям? Очень хорошо. Мало сказать, что гуманный подход есть условие для создания экологически чистого образовательного процесса, что оно имеет лечебное свойство и не нуждается в здоровьесберегающих технологиях. В нем оживляются понятия: Бог, любовь, совесть, достоинство, радость, сострадание, преданность. Понятия: наука, космос, беспредельность. Мысль обретает свою чистоту. Детям очень хорошо в гуманно-личностном пространстве, ибо они в нем не готовятся к жизни, а уже живут. «Клетка Сухомлинского» — духовная общность — наполняет сущность ребенка радостью и успехом, уверенностью в себе, чувством сотрудничества, мыслью о благе. Все это не педагогическая фантазия, а действительность, которую созидают многие учителя, в том числе в Новосибирске.

Кто творит реформу? Может быть, министр образования? Может быть, правительство? Не надо вводить себя в заблуждение. Истинную реформу образования всегда творит только учитель. Учитель реформирует школу, но, к сожалению, учитель и деформирует ее. Вся проблема образования — в личности учителя. Педагогические мечты свершаются или рушатся в зависимости от творческих устремлений учителя, от состояния его духа, ибо действует аксиома: любовь воспитывается любовью, доброта — добротой, честность — честностью, духовность — духовностью. А чтобы зло воспитывало добро или ненависть воспитывала любовь, такого не бывает. В школе всегда были и есть учителя-реформаторы — их надо умножать, помогать им. Надо, чтобы педагогические университеты наконец-то занялись подготовкой не ремесленников, а носителей света.

Глубокоуважемый Влаиль Петрович! Гуманно-личностная педагогика, конечно, куда более богата по своему смыслу и содержанию, чем я представил вам. Но надеюсь, что и в этом изложении ваша мудрость постигнет истину этой педагогики. Если эта истина близка с вашими представлениями, если она созвучна «клетке Казначеева», это усилит нашу веру и придаст силы нашим дальнейшим поискам».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: