Новосибирск 4.1 °C

Когда появляется творческий азарт

29.05.2009 00:00:00
Когда появляется творческий азарт
Три майских дня главным предметом новостей в Куйбышевском районе была математическая олимпиада педвузов Сибирского федерального округа. В местный филиал НГПУ съехались студенты-математики Алтая, Иркутска, Кузбасса, Красноярска, Омска, Томска, Ишима, Абакана, Новосибирска и других малых и больших городов. Цель почти ста олимпийцев — помериться талантом, знаниями, преданностью избранной профессии. И определить, кто же из них будет представлять СФО на Всероссийской олимпиаде педагогических вузов.




Первый день был отведен для устройства, знакомства с соперниками, с городом. После вкусного обеда проснулась всеобщая любовь к Куйбышеву. Гости признавались: до поездки на олимпиаду многие из них и не знали, что существует сибирский город Куйбышев, а в нем вуз с крепкой, современной базой обучения. И со студенческой столовой, где суп стоит шесть рублей. Смеялись: хоть переводись в Куйбышев!

Но уже утром в аудитории, где проходило личное первенство по математике и параллельно — по теории и методике обучения математике, входили серьезные бойцы. Олимпиада — вообще дело серьезное, настолько, что на соревнования был закрыт путь всем любопытствующим, в том числе и журналистам. Даже руководители команд вынуждены были болеть двумя этажами ниже, не имея никакой возможности повлиять на результат или хотя бы подбодрить своих олимпийцев.


Зато у нас есть возможность без спешки поговорить с руководителями команд. Говорили же они о самом на сей момент главном.

Александр Тимошкин, Томский педуниверситет: «Олимпиадный опыт очень важен для любого студента. Наверное, в той же степени, как преподавателю вуза важно заниматься научной работой. Появляется азарт, желание пойти в профессии как можно дальше. А наши надежды на этой олимпиаде в первую очередь связываем с третьекурсницей Младеной Агафонцевой. На прошлогодней олимпиаде в Новосибирске она заняла восьмое место».

Игорь Яковлев, Лесосибирский пединститут: «Мы традиционно привезли самую большую команду. Вуз у нас маленький, живем далеко (триста километров от Красноярска по Енисею на север), так что опыт общения с крупными вузами очень полезен. По возможностям, понимаем, нам никак не угнаться за университетами. Лучшие выпускники лесосибирских школ уезжают в Красноярск, Новосибирск, Томск. В местный институт поступают середнячки, а из сильных абитуриентов — только дети малообеспеченных родителей. Но что не отнять у наших ребят — боевой дух команды. Бьемся, забыв страх перед сильным соперником, и бывает, что побеждаем. Два года назад на такой же олимпиаде заняли третье место. Капитан той команды Дмитрий Петелин после выпуска без проблем поступил в аспирантуру Сибирского федерального университета».

Олеся Зданович, Красноярский педуниверситет: «Сначала скажу о приеме, который нам был здесь оказан. Выше, чем нормально. Атмосфера радушия, гостеприимства. Сделано абсолютно все, чтобы команды смогли работать на лучшем своем уровне. Наша надежда — это Владимир Куликов, студент четвертого курса. Есть и еще даровитые ребята, но это новички в олимпиадном движении, могут разволноваться, растеряться. А Владимир — испытанный боец».

А вот позиция председателя жюри олимпиады по математике, доктора физико-математических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Акряма Жафярова оказалась не просто серьезной. Суровой.

— Все это проводится, чтобы привлечь внимание к проблемам школьной математики. Они очень глубоки. Готовность школьных учителей преподавать настоящую, развивающую математику близка к нулю. У нас десять процентов состоявшихся учителей-новаторов, все остальные — в разряде отстающих. Они сами не владеют задачами уровня С и, значит, не способны вывести учеников на этот уровень. А как сдавать ЕГЭ? А какие перспективы у страны с таким поколением? Так что мириться с такой ситуацией мы просто не имеем права. Работа уже начата. В планах двухгодичные курсы для учителей, создание специальной лаборатории по ЕГЭ. И олимпиадное движение служит той же цели. Нынешние студенты — это будущие преподаватели математики. От нас зависит, станут ли они носителями вариативного мышления или пополнят болото профнепригодных учителей.

— А задача жюри на олимпиаде?

— Главное, конечно, — обеспечить максимальную объективность при оценке результатов. Каждая работа мало того, что зашифрована, так еще будет проверяться коллективом педагогов. На первое задание — двое преподавателей, на второе — следующие двое и т.д. Договорились, что в случае апелляции будем обсуждать предмет спора вплоть до выработки единого мнения всех членов жюри.

Руководители команд посматривают на часы, волнуются. А оргкомитет на олимпиадном стенде вывесил свежие фотографии: вот заезжают первые команды, вот идет презентация, вот пошли на первое сражение... Рядом со снимками — пустые пока бюллетени личного первенства. Их заполнят только вечером, когда жюри «утрясет» все результаты.

И вот… скрипнули двери «олимпиадной» аудитории, потом еще раз, еще. В фойе перехватываем «отвоевавших» студентов Хакасского педуниверситета Дмитрия Топоева и Василия Чаитыкова:

— Ну как?

— Да мы же на первом курсе учимся, а там даже пятикурсники были…

— В прошлом году второе место занял первокурсник из Красноярска.

— Мы не прибедняемся, — замечает Дмитрий, — у нас тоже математику хорошо преподают, я к тому же после математического лицея. В общем, что смогли, все сделали.

Забегая вперед, скажу, что смог он немало. Дмитрий Топоев в личном первенстве оказался буквально на подступах к десятке сильнейших.

А проверка работ оказалась делом нелегким. Хотя проверяющие имели образцы решений, две такие увесистые папки, апелляций поступило немало. Это ведь математики, когда они включают мозги на полную мощность, то могут вмиг прорубить совершенно новую дорогу к цели. И как это оценивать: как оригинальное решение или как ошибочное? 14 вузовских преподавателей с трудом находили консенсус и договаривались об оценке. Получается, что и в самой точной науке никуда без «человеческого фактора». Еще больше его при оценке такой конкурсной дисциплины, как «Методика обучения математике».

Когда наконец обнародовали результаты, в фойе было не протолкнуться. Тут же вспыхивало обсуждение, первые герои дня получали поздравления. Победу в личном первенстве по математике одержал красноярец Владимир Куликов, на втором месте Ольга Веселкина из Куйбышева, на третьем — Елена Пензева из Новосибирска. И тройка лидеров по теории и методике преподавания: Елена Юрова из Куйбышева, за ней Илона Малинина, студентка Кузбасской педакадемии, и Анна Курдина из Новосибирского педуниверситета. И сенсация этого дня: самый высокий балл набрала выступающая вне конкурса Ксения Быстрова из Иркутска.

На следующий день состязались команды. На этот раз «блокпостов» у дверей не стояло, и можно было все увидеть своими глазами. Как красиво работали ребята! Одухотворение на лицах, одна за другой рождаются идеи, четко отрабатываются, оцениваются и … безжалостно отвергаются, если не точны или «тяжеловаты». На смену приходят другие, у которых уже больше шансов довести команду до желанного результата.

А сам результат должен быть объявлен на заключительном мероприятии. Это в актовом зале филиала, нарядно украшенном в соответствии с величиной торжества. Настроение у всех приподнятое. Фотографируются, обмениваются адресами. Все испытания позади, и каждый, независимо от места в итоговой таблице, стал сильнее, обогатившись опытом профессиональных битв. Все это стоит хорошо отметить. И вскоре началось!

Тон празднику задал чудесный фильм команды из города Тара Омской области. О жизни студентов рассказывали… суслики, кролики, макаки и другие братья наши меньшие. Рассказывали честно и красноречиво, зрители хохотали от души. В том числе и глава района Виктор Функ. Он затем выполнил почетную миссию — вручил приз зрительских симпатий команде Кузбасской педакадемии.

Следом пошло подведение итогов творческих конкурсов, где студенты показали, что таланты их отнюдь не ограничиваются одной математикой. На ура приняты выступления мастера спорта по художественной гимнастике, студентки факультета математики и информатики КФ НГПУ Полины Порчайкиной, певицы-математика Лизы Денисенко. Похоже, что пение — уже узаконенная дополнительная профессия на всех физматфакультетах Сибирского федерального округа. Кто ни выходил на сцену, все пели. Пели кураторы команд, работники студенческой столовой, пел доцент НГПУ Юрий Сосновский. И даже строгий Акрям Жафяров, который в паре с кандидатом наук, доцентом Куйбышевского филиала Натальей Шаталовой объявил результаты командных соревнований. По математике главный приз получила дружная команда Красноярского вуза, по методике — Иркутского.

Но и под занавес олимпиады профессор Жафяров не снизил планку своих требований, Он напомнил, что высшей суммы баллов никто не набрал, значит, надо работать и работать. Попенял, что с запятыми у многих «не того»: «Это что за математик, если он не может одолеть систему орфографии?» И, конечно, говорил об ответственности педагогов перед страной и обществом.

Куда щедрее на оценки был Сергей Пономарев, директор Куйбышевского филиала НГПУ и председатель оргкомитета. Он снял последнюю интригу олимпиады, объявив имена абсолютных победителей. Среди математиков — это Красноярский университет, среди «методистов» — Омский.

Новосибирские математики стали третьими, куйбышевцы — вторыми в обеих дисциплинах.

А потом праздник из университетских стен выплеснулся на городскую площадь. Кто хотел — пел, кто хотел — танцевал, кто хотел — объяснялся в любви.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: