Новосибирск 0.2 °C

Рабочие руки на кнопке модернизации

30.05.2009 00:00:00
Рабочие руки на кнопке модернизации
Требуется специалист, легко адаптирующийся, социально мобильный, способный к реализации своих возможностей — именно такую повестку заседания cовета по вопросам развития образования при губернаторе Новосибирской области определила сама жизнь. Иначе, говоря языком протокола, тема звучала как «Развитие системы непрерывного профессионального образования — приоритетное направление модернизации начального и среднего профессионального образования».




— Необходимо, — заявил Виктор Толоконский, открывая заседание, — чтобы мы совместно нашли подходы, новые возможности усиления, оптимизации сферы профессионального образования, более точной адаптации его к потребностям растущей экономики региона. От нашей энергии, точных и своевременных управленческих решений зависит многое.

На перекрестке силовых линий
Регион развивается, измеряя свое развитие, в том числе и успехами производства, которому ежедневно требуются новые и новые рабочие руки. Молодые специалисты — выпускники профтеха — со своей стороны закономерно ищут приложения своих профессиональных навыков. Казалось бы, взаимная заинтересованность всех участников процесса друг в друге очевидна. Однако накопившаяся еще за долгие годы плановой экономики диспропорция между потребностями промышленности и «продуктом», по инерции производимым системой профтеха, вынуждает и сегодня принимать решительные меры.

— Сегодня в данной сфере предстоит решить целый ряд проблем, — констатировал руководитель департамента образования Владимир Иванов.

Одной из главных задач в настоящий момент является технологическое перевооружение учебных заведений начального и среднего профессионального образования. На оборудовании, которое уже даже морально устарело, обучить специалиста на уровне XXI века попросту невозможно. К тому же куда эти устаревшие навыки потом прикладывать?

— Сегодня, — заметил генеральный директор ОАО «Сибэлектротерм» Михаил Кузьмин, — предприятия, выпускающие сложную, даже наукоемкую продукцию, оказываются в большем выигрыше, нежели те, что выпускают простую.

Постепенно, в том числе и с целенаправленной господдержкой, идет технологическое перевооружение промышленности области. Однако к новым станкам нужен и новый (читай — на передовом оборудовании воспитанный) специалист. Чтобы его получить, необходима модернизация парка учебных заведений профтеха. Ведь, кроме всего прочего, здесь вплотную встает и вопрос закрепления ребят в профессии.

Анатолий Азаров, директор ПУ № 50:

— Нынешнее подрастающее поколение с детства имеет мобильный телефон, на ты с компьютером и со многой другой техникой — замотивировать учащихся можно лишь с высокотехнологичным оборудованием.

Необходимое перевооружение уже на пороге — губернатор заявил о принятом буквально в понедельник решении о дополнительном финансировании системы профтеха (на сумму около 250 млн рублей) именно с целью масштабного технологического обновления ряда учреждений начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования.

Такой шаг даст, по сути, толчок созданию мощных ресурсных центров в системе профтеха. Как результат: даже сельские мальчишки, выбравшие обучение по рабочим специальностям, получат возможность в рамках образовательного процесса работать на самом передовом оборудовании. «Такой вариант — создание ресурсных центров для системы профобразования — мы только приветствуем», — моментально оценил перспективу директор ПУ № 75 города Татарска Игорь Адамсонов.

К слову, создание ресурсных центров (например, на базе предприятий) — реальность уже сегодняшнего дня. В авангарде по этому направлению, например, Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, НАПО им. Чкалова и другие. Есть успешный пример такого начинания и на базе Новосибирского химико-технологического колледжа, который уже сегодня может гордиться востребованностью своей уникальной технологической базы.

Сотрудничество с производством закономерно продолжается как в самой подготовке будущих специалистов, так и кадров для системы профессионального образования. «Крайне важно, чтобы не только оборудование в учебном заведении было передовое, но и чтобы сами преподаватели работали в непрерывном инновационном режиме», — отметил Анатолий Азаров.

В этих целях идет комплексное сотрудничество предприятий области с педагогическими коллективами профессиональных училищ — мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин проходят стажировку в «реальном секторе». Идет и встречный процесс: за 2008 год более 100 специалистов с производства были привлечены для преподавания в стенах образовательных учреждений.

Масштабной системе — масштабное обновление
Сегодня в Новосибирской области система профессионального образования насчитывает 69 учреждений начального звена и 62 — среднего. Масштабная сеть профтеха на глазах становится гибче — идет интеграция НПО и СПО, нацеленная на развитие системы непрерывного профобразования, на выходе выдающей специалиста более современного: легко адаптирующегося, социально мобильного, получившего дополнительные навыки. Идет и значительное взаимодействие с непосредственным потребителем этих специалистов — промышленными предприятиями области.

Однако, как не раз отмечали участники заседания, сегодня необходима разработка комплексных прогнозов потребностей экономики региона с одновременным развитием системы проектирования рабочей карьеры учащихся профтеха — выпускник должен четко представлять свою перспективу в выбранной профессии. Одним словом, необходимы комплексные решения.

— Совершенно очевидно, — отметил губернатор Виктор Толоконский, — что организационная структура профессионального образования нуждается в усовершенствовании.

Структурные изменения пройдут уже в колее новых экономических механизмов — принято постановление о переходе профессионального образования на нормативно-подушевое финансирование. Таким образом, делается еще один шаг, направленный на коренную модернизацию данной отрасли: преследуя стратегические интересы области в целом, профтех должен непосредственно переходить к индивидуальной работе с каждым обучающимся (тезис, кстати, звучавший на заседании и в отношении взаимодействия производства с профтехом — «готовить специалистов, зная, на какие именно места они придут завтра»).

— Индивидуализация в системе профобразования неизбежна, — подчеркнул губернатор. — И важно здесь совместить интересы государства, региона и производства.

Наряду с планируемой технологической модернизацией профтеха поднят вопрос как о техническом перевооружении школьных мастерских, так и о самом обучении в них: губернатор дал поручение провести анализ преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях, которые в контексте непрерывности профобразования выступают одной из первых ступенек.

Виктор Александрович обратил внимание и на кадровые вопросы профтеха: предприятия, получающие господдержку на оборудование, будут обязаны обеспечить для технологических новинок и соответствующих специалистов. Максимально пристальное внимание будет обращено и на подготовку и переподготовку преподавательского состава профобразования.

Задач немало, но, как известно, четко поставленная цель — уже половина успеха. Тем более что необходимыми средствами глава области пообещал обеспечить:

— При всех сложностях бюджета никаких ограничений в отношении системы профессионального образования не будет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: