Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Гинтарас Ринкявичус об оркестре и нереальной реальности

2009-06-10
Татьяна Шипилова
Гинтарас Ринкявичус об оркестре и нереальной реальности
Близится завершение филармонического сезона. Накануне двух концертов, в программе которых прозвучала музыка Рахманинова, и состоялась эта встреча с главным дирижером и художественным руководителем Новосибирского академического симфонического оркестра Гинтарасом Ринкявичусом. Но сначала была репетиция в ДК «Строитель», который в настоящий момент является «местом проживания» коллектива. И как очевидец скажу: на несколько маловатой и «квадратноватой» сцене царила восхитительная творческая атмосфера.



В прекрасном настроении был именитый солист — пианист Константин Щербаков. Чувствовалось, ему нравится работать с маэстро и артистами новосибирского оркестра. Экспрессивная музыка Второго фортепианного концерта Рахманинова то нарастала, захватывая немногочисленных слушателей в глубине полутемного зала своим магнетизмом, то обрывалась, послушная жесту дирижера, чтобы повториться с заданной цифры несколько иначе — совершенней — вновь.

К концу подходил третий час занятий, а на лицах музыкантах не было рутинной усталости, только сосредоточенность и полуулыбки понимания, сопровождающиеся кивком головы и кратким — от нот — взглядом на коллегу.

От маэстро Ринкявичуса вообще невозможно было оторвать глаз: дирижирование виделось на его примере самой красивой, вдохновенной, хотя и очень нелегкой работой: он удивительным образом, казалось, пропускал-проживал через себя весь спектр и огромность музыкальных эмоций целого оркестра. Пропускал и одновременно с властной нежностью направлял их в нужное русло…

Но начался разговор не с музыки, а с быта, потому что «место проживания», где поселился коллектив в ожидании нового филармонического зала, все-таки далеко не дом родной. И на вопрос, как себя чувствует оркестр в этих стенах, Гинтарас Ринкявичус ответил:

— Насколько я понимаю, чувствует себя неплохо. Потому что здесь можно репетировать, здесь все слышно, что репетируешь, и не слишком плохая акустика. То есть не хорошая, но для репетиций вполне нормальная. Конечно, мог бы быть немножко лучше рояль, он хоть и «Стенвей», но расстраивается быстро. То есть условия хорошие, но могли быть получше… Хорошо, если бы были помещения для групповых репетиций. Чтобы, к примеру, каждая группа деревянных духовых имела свое помещение… И первые скрипки, и вторые — тоже. Ну и так далее… Чтобы было где репетировать и оставить инструменты, и каждый музыкант имел свой уголок, свой шкафчик. Словом, все эти бытовые условия всегда могут быть лучше. И должны быть лучше!..

— А на сцене оркестру не тесно? Как-то он непривычно расположен…

— Сцены, в общем-то, хватает. Просто она недостаточно широкая, и мы помещаемся, так сказать, в глубину. Знаете, если бы это все было новее, чище, и кулисы, которыми убрана сцена, оркестру совершенно не нужны — они только мешают звуку и акустике. И тут хочется сказать по поводу строительства нового зала: нас всех очень волнует, чтобы при учете предложений фирм, что предлагают акустическое решение этого зала, не дай бог, не было отдано предпочтение самому малозатратному варианту. В данном случае важно принять профессионально выверенное решение.

— Будем надеяться, новый зал сравнительно скоро будет построен, а пока, на ваш взгляд, можно развивать ДК «Строитель» как временную альтернативу большому залу филармонии?

— Да, я думаю, вполне. Потому что мне самому как музыканту, как дирижеру не очень нравится выступать во Дворце культуры железнодорожников: все время больно слышать, когда музыканты очень хорошо играют, а их просто не слышно из-за плохой акустики. В общем, если бы сделать хороший ремонт тех помещений, что находятся вокруг зала (гардероб, туалет, буфет и т. д.), то есть создать условия для публики, то концертировать, наверное, мне приятнее было бы здесь, в «Строителе».

— У оркестра в апреле, как мы знаем, прошли триумфальные гастроли в столицах. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как это было.

— Это был очень ответственный момент для оркестра. И ответственность эта чувствовалась в каждом музыканте.

Они играли с такой отдачей, с такой любовью к музыке и своему делу, что, я считаю, рецензии могли бы быть и более хвалебные... Но взаимоотношения столицы и провинции складываются так, что хвалить не любят, но в данном случае не могли не похвалить! Я думаю, что Новосибирский симфонический оркестр показал на этих гастролях очень хороший уровень. И многие музыканты (нет, не критики, а музыканты!), которые слушают самые разные московские и петербургские оркестры и концерты, подходили после выступления и говорили нам много хороших слов. Сравнивая эти концерты и утверждая, что новосибирский оркестр играет не хуже московских и петербургских коллег, а, может быть, и лучше!

— В общем, эти два сезона вашей работы в Новосибирске вы не считаете потерянными, какими-то неполноценными из-за отсутствия нормального зала?

— Нет! Мне очень большое удовольствие доставляют репетиции с оркестром. И меньше, честно признаюсь, — концерты здесь. То есть повторю, мне больно, когда на концерте из-за акустики теряется тот труд музыкантов, который они вложили во время репетиций. Потому что, когда мы играли в Петербурге, совершенно другое произведение получается. Или в Москве. Хотя акустика зала имени Чайковского хуже, чем в Петербургской филармонии, но все же это не ДКЖ. Пусть железнодорожники не обижаются, но есть как есть: их зал не для этой музыки. Вот как раз у Рахманинова, которого мы там завтра играем, очень богатая оркестровка, очень красивые сочетания инструментов… Или у Малера, которого мы уже исполняли. И чем богаче партитура, тем больше в этом зале мы в ней, к сожалению, теряем…

Словом, если обобщать, несмотря на сложности, творчески в Новосибирске я очень счастлив, я очень рад работать с таким замечательным коллективом. Это удивительно понимающие, честно и с любовью делающие свою работу музыканты. Причем это и не детский сад…

— В каком смысле?

— Ситуация «детского сада в оркестре» случается в таких странах «капиталистического социализма», как например, Швеция… Там музыканты хорошо играют, но иногда демократия и борьба за права личности уводит их в невообразимые крайности. Например, музыканты оркестра требуют от профсоюзов и дирекции программ, чтобы солист — лирический тенор — не пел так громко. Конечно, в оркестре со звуком не все так просто, и очень неприятно, когда, допустим, труба тебе дует сзади в ухо… Но если виолончелисты в таких оркестрах могут сидеть в пластиковых ящичках, чтобы другие инструменты не портили им слух, да еще заткнув уши пробками, то представляете, что для них оркестр?!

— Маэстро, что в планах Новосибирского симфонического на будущий сезон? Ведь, к сожалению, в последнее время появились некоторые сложности в приглашении солистов и дирижеров из-за рубежа, точнее, людей, не имеющих российского гражданства…

— Именно поэтому мы не сможем пригласить в наши программы артистов, которые бы и для музыкантов, и для публики сделали каждый концерт событием. Это не значит, что сезон будет каким-то неудачным, он все равно будет интересным. А мог бы быть еще интересней!.. Но по порядку: открытие сезона будет посвящено Арнольду Михайловичу Кацу, его 85-летию, и мы будем играть то сочинение, которым он дирижировал — Десятую симфонию Шостаковича. А очень хорошая московская солистка Алена Баева исполнит с оркестром скрипичный концерт Бетховена. Выступит в новом сезоне с нами знаменитый Терем-квартет из Санкт-Петербурга, замечательная пианистка Элисо Вирсаладзе. В филармоническом фестивале, посвященном году Гайдна, с хором, солистами, оркестром прозвучит оратория «Сотворение мира». Будет много и других интересных концертов.

— А кого бы еще вы мечтали пригласить в программы оркестра, будь ваша воля?

Маэстро Ринкявичус смеется и называет имена мировых знаменитостей — Курта Мазура, Лорина Мазеля, Левайна, Булеза, Баренбойма, а потом добавляет:

— Хотеть, понимаете, можно… Но реально… это очень нереально! И по финансам, и по их занятости. Но я думаю, когда откроется новый филармонический зал, будет неплохо, если бы мы могли для его презентации кого-то из этих имен пригласить. А поскольку областные власти и конкретно сам губернатор очень положительно говорят об оркестре и много делают для того, чтобы жизнь у музыкантов все-таки, при всех сложностях, была приличная, я думаю, это нереальное может и осуществиться...

И последний вопрос Гинтарасу Ринкявичусу — самый что ни на есть традиционный: как он проводит свободное время, если оно у него есть?

— Времени свободного, можно считать, нет, поэтому я использую его для разрядки за рулем мотоцикла. У меня «YAMAHA V-MAX» — очень большой такой мотоцикл, серьезный, быстрый. 200 километров в час. Можно больше, но я не могу: там нет впереди стекла, и вообще это дело опасное. Но разрядка прекрасная, хотя бывает она очень не часто!

Из отзывов прессы на концерты Новосибирского симфонического оркестра:
«…Пятая симфония Чайковского прозвучала великолепно с точки зрения убедительности инструментального воплощения концепции дирижера. Можно даже отметить, что столь сочного звучания струнных давно уже не приходилось слышать у столичных оркестров, придерживающихся европейски сдержанного стиля игры. Речь не идет о бессмысленных децибелах, но о воскрешении отечественных традиций, когда, играя русскую музыку, оркестр звучит певуче, мощно, раздольно».
Газета «Культура», № 17 от 7 — 16 мая 2009 г.

«…В первом отделении концерта новосибирцы исполнили Второй виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал Александр Князев. Князев уже представлял этот сложнейший концерт в октябре минувшего года в концертном зале Мариинского театра с оркестром им. Светланова под управлением Марка Горенштейна. Но надо сказать, что выступление с Новосибирским симфоническим оркестром было ярче, слаженней, солист и оркестр действительно составляли одно целое».
«Санкт-Петербургские ведомости», № 71, 21апреля 2009 г.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год