Новосибирск 2.9 °C

«Цхинвал» Чебанова

11.06.2009 00:00:00
«Цхинвал» Чебанова
Случившаяся 8 августа 2008 года на Кавказе малая трехдневная война стала большой трагедией целого народа. И все это из-за одной роковой буквы в имени города, когда известный нам Цхинвали стал Цхинвалом, когда Южная Осетия, еще в советские времена мечтавшая выйти из состава Грузии, осмелилась обрести независимость при развале СССР.



Трудно было представить эти трагические последствия, но что случилось, то случилось: мы все остро воспринимали кадры телехроники, трудно было видеть эти подвалы с женщинами, детьми и стариками, мечущихся под обстрелом людей, горящие дома, трупы под заборами, обезумевших животных на улицах, гибель невинных людей, практически полное разрушение близкого многим из нас южного солнечного курортного города. А потом этот великолепный концерт-реквием, состоявшийся на его руинах как память о жертвах, как свидетельство героизма и несгибаемой воли свободолюбивого гордого люда малой родины маэстро Гергиева.

Буквально на другой день после концерта, проведенного Гергиевым под открытым небом на развалинах, позвонил мне очень взволнованный Вениамин Карпович Чебанов, поделившись своим замыслом написать картину, посвященную этому событию. И полгода спустя он реализовал его.

Сегодня зритель жаждет исповеди, документа таких событий, а не авангардистских вывертов. Он ждет правдивых и сострадающих полотен, тем более от художника-фронтовика, близко знающего, что такое война. Настоящий художник врачует чужие души страданиями своей. Об этом как раз и свидетельствует картина Чебанова «Цхинвал».

В этом событии он усматривает важные для себя моменты — не только горе, но и героизм людей. За реальностью видит нечто более глубокое, философское...

На картине запечатлена кульминация: закончились бомбежки, артобстрел, люди высыпали во двор, вынося погибших, раненых и больных, еще не отошедшие от страха, шока, не оправившиеся от ужаса войны. Трагедия продолжается в замкнутом пространстве двора, из которого никуда не деться. На холсте несколько композиционных групп — «шоковая» группа, помощь старикам и детям, раненые; в центре, наверное, главное — женщина с раненым ребенком и солдат с девочкой на руках. Несущие убитых на носилках как символ, связующий, объединяющий. Все взаимодействует — композиция, колорит, рисунок, призрачный свет. Палитра просветлена, построена на нюансах. Все гармонизировано, все «работает» на визуальный и эмоциональный эффект. В картине есть какая-то притягательность и даже красота.

Видевшие полотно говорят: одни — «Герника» Пабло Пикассо, другие вспоминают «Последний день Помпеи» Брюллова.

«Герника» — сплошные символы, семантика, брюлловская картина — романтизированная трагедия. У Чебанова — реальность, сценически выстроенная, композиция сложная, маньеристская, «вихреобразная», в рубенсовском духе.

Карл Брюллов «вывел» латинян на площадь, хотя люди в Помпее погибали в основном в своих домах, засыпанные горячим пеплом. Чебанов также «выводит» людей в жилой двор, хотя при артобстреле и бомбардировках с воздуха лучше, безопаснее прятаться в подвалах. Так «нужно» художнику, так можно было создать обобщенный художественный образ вселенского горя, сосредоточив людей в одном месте, через их эмоциональное состояние выразить всю гамму чувств, показать страдание народа, ставшего жертвой современных политических разборок.

Эта картина сродни музыке Гергиева, в какой-то мере больше выразительный, чем изобразительный образ.

Это не только еще одно напоминание об ужасах войны, но это еще и повод для раздумий о сегодняшнем дне, о современности и о людях, ее составляющих.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: