Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Картина салом

30.07.2009 00:00:00
Галина Лаевская
Картина салом
У Галины Леонидовны Лаевской редкая профессия. Она искусствовед, четыре десятилетия связанный с Домом учёных Академгородка. Четыре десятилетия организаций выставок и встреч с интереснейшими людьми… Да, у искусствоведа должно быть чутье на неординарное, новое и прекрасное. А ещё искусствовед, общающийся с творческими людьми (которые, что греха таить, организованы чуть тоньше, чем простые смертные), может быть, о природе человека узнаёт чуть больше.



Те наблюдения, подаренные работой, Галина Леонидовна старается оставить, зафиксировать. Я очень хочу, чтобы отдельные главки стали настоящей книгой. А она будет всенепременно интересной.
Думаю, вы согласитесь со мной, прочитав вот этот набросок. Я его даю с разрешения автора.

…Действительно, это очень важно, когда человек не ПОСЛЕ, а ДО получает подтверждение, что живёт он не зря. Увы, чаще всего эти подтверждения фатально опаздывают. Но и счастливые исключения тоже есть.
Татьяна БЕКИШЕВА.

Спасительной для теперь уже всемирно известного художника Андрея Поздеева была выставка в Доме ученых. Ее привезли красноярские ученые, в буквальном смысле отобрав у художника картины, приготовленные к сожжению (накануне я получила телеграмму-приглашение от художника «поучаствовать» в этом грандиозном мероприятии, прокомментированное: «Этот хлам никому не нужен»). Его друзья очень оперативно упаковали и транспортировали картины в Академгородок. И через несколько дней, отодвинув запланированные экспозиции, мы открывали одну из первых выставок в долгой уже жизни Андрея Поздеева.

Это были работы, созданные в период абсолютного непризнания творческой манеры художника. Манеры, в которой соединялись неуравновешенность эмприссиониста и трогательная беззащитность. Его холсты с распятыми автопортретами в полосатой одежде экспонировались у меня в кабинете и показывались только своим. В натюрмортах все предметы словно поддерживали друг друга, цепляясь своими гранями, чтобы не упасть. Деревья в пейзажах своими ветвями, понуро опущенными к земле, напоминали приговоренных к уничтожению.

Конечно, настроение художника было отнюдь не советским. Отношение к его творчеству власть предержащих — однозначным. Я помню, что пока первая выставка Поздеева шла, мне очень хотелось донести до каждого, кто пришёл познакомиться с его работами, мироощущение художника, построенное на страдании от непонимания его картин, неприятия такой пессимистичной установки на жизнь. Надо честно признаться, что мне это плохо удавалось. Я села в зале под табличкой «искусствовед-консультант» и старалась не отлучаться, чтобы не пропустить заинтересованных в желании понять творчество Андрея зрителей. Их было немного…

Но одного я запомнила на всю свою профессиональную жизнь. Он зашел, стеснительно сжимая в руках ушанку. «Не из ученых», — отметила я про себя, продолжая сидеть под своей табличкой. Мне было ясно, что этот зритель долго в залах не задержится, поэтому я углубилась в чтение книги. Прошло достаточно много времени, когда мои глаза отвлеклись от книги. «Безнадежный» зритель внимательно рассматривал картины! Я с нескрываемым интересом подошла к нему, представилась, предложила свою профессиональную помощь. В ответ услышала монолог, который помню до сих пор: «Да я, деточка, впервые пришел на выставку. Недавно вышел на пенсию и решил восполнить пробел в своих культурных познаниях. Картины только в журнале «Огонек» видел, а вот так, в первый раз. Не могу сказать, что мне нравятся эти картины, наверное, я еще совсем не разбираюсь в искусстве. Стараюсь понять, что же такое происходит в душе художника, представить, как он живет. Вот уже все рассмотрел, да так ничего и не понял… Только собираюсь уйти, а он как будто просит: «Не уходи, помоги!»

Деточка, он, наверное, одинокий? Я человек простой, живу тут рядом, в поселке. Недавно зарезал кабана — хорошее сало сделал. Дай мне адрес художника, я ему сало пошлю! С хлебом получится питательно, может, и оттает душою». Поблагодарив, я дала обещание, что обязательно напишу художнику о нашей встрече и о благом намерении этого человека.

Наверное, тогда я впервые задумалась, что высшее и всякое другое образование совсем не требуется, чтобы почувствовать через произведение искусства боль его создателя, его неустроенность в нашем мире. Конечно, я написала Андрею письмо об этой встрече. Он ответил, что ради одного такого зрителя стоит и творить, и жить.

Жизнь художника нам тогда удалось чуть облегчить: Новосибирская картинная галерея приобрела несколько полотен Андрея Поздеева. Нам же он подарил небольшую, квадратного формата картину «В мастерской»: печальную, нежную, заполненную одиночеством.

Эта выставка была чуть больше тридцати лет назад. Андрея уже несколько лет нет с нами. Но с ним случилось то, что случается не с каждым творцом. Оставаясь в душе таким же большим и светлым ребёнком, Поздеев при жизни стал знаменитым и благополучным. Его картины — во многих музеях и частных коллекциях мира. А в Красноярске стоит один из первых памятников современному художнику Андрею Поздееву. Он стоит практически без постамента, всегда в цветах. А ближе к вечеру около него располагаются те, кто сегодня никому не нужен, чья жизнь и человеческая индивидуальность не востребованы временем, обществом…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.