Новосибирск 3.2 °C

Поднятая целина Ромашова

04.08.2009 00:00:00
Поднятая целина Ромашова
Мимо магазина «У Петровича» в центре Кочек не пройдешь мимо. В красивое кирпичное здание, утопающее в цветах, не хочешь, да завернешь. Торговые залы тоже не разочаровывают — оборудованы современно и со вкусом. В прошлом году этому частному предприятию было присвоено звание образцового. Кризис здесь ничего не изменил — тот же порядок, на полках изобилие. Но знакомство с Виктором Ромашовым, его владельцем, состоялось в другом магазине, который он построил через дорогу.




Отдел промтоваров на втором этаже открылся еще в мае. Здесь продают сейчас самые необходимые в быту вещи — от парфюмерии, легкой одежды до лакокрасочных изделий, но особенно большой выбор семян. А недели две назад и на первом этаже было производственное новоселье — заработала мясная лавка «У Петровича».

Проект новый, рецепты старые
Это даже не лавка и не магазин, а высокотехнологичное торговое предприятие замкнутого цикла со своим цехом производства мясных продуктов. Изделия рубленые, в тесте, разделанное по сортам мясо… «У нас всегда будут в продаже как полуфабрикаты, так и готовые продукты. Скажем, шашлык в специях. Очень хороший рецепт. Его можно будет не только прихватить на пикник, но и отведать за столиком прямо здесь», — рассказывает о своем новом проекте Виктор Петрович.

Колбаса у Ромашова тоже особая. Рецепт старинный, дедовский. «Он был лесником. Я выточил ему на заводе воронку-приставку к мясорубке, и с бабушкой они делали та-а-кую колбасу... — качает головой Петрович. — Настоящую деревенскую, исключительно из натуральных продуктов». Такими будут здесь все изделия — без всяких там консервантов, сои и стабилизаторов. «Покупатели обязательно оценят это», — надеется Виктор Петрович. Есть у него и другая фишка. Готовить покупку будут под присмотром покупателя. Торговый зал специально оборудован так, что через стеклянную дверь можно наблюдать, как работают в цехе. Кроме того, мясо здесь будет исключительно охлажденным — вкуснее и полезнее. «Хватит уж, наверное, как попало питаться!», — замечает Ромашов.

Еще один фактор привлекательности
Известно, что около семидесяти процентов вновь открывающихся предприятий малого и среднего бизнеса не доживают до двух лет. Зато оставшиеся работают стабильно. Специалисты уверены: начинать бизнес без каких-то запасов очень рискованно. Если говорить о финансах, то Ромашов на бедность не жалуется. Всегда строил и развивался исключительно «на свои». Правда, нынче изменил этому правилу — решил подкредитоваться. В Россельхозбанке денежки ему ссудили охотно — клиент-то надежный и залоги у него солидные.

Поддержала строительство нового магазина и администрация района. Помогла не только оформить документы, но и пробила субсидию на компенсацию банковской ставки. «Это большая помощь. Глава района и его первый заместитель отнеслись ко мне с душой», — благодарен Ромашов. Понятно, что у власти имелся свой интерес. Прежде всего — новые рабочие места. Их будет по местным меркам много — в пределах восемнадцати. Но не менее существенно, что новое предприятие принесет пользу и личным подворьям.

Ромашов собирается закупать мясо исключительно у частников, прежде всего, разумеется, своего района. И задолго до завершения строительства магазина переговорил с владельцами подворий в Решетах, Жуланке, Комарье, других сел. Они дали согласие работать с ним. Тем не менее невольно удивляешься, как это он не боится входить в рынок, который, казалось бы, уже основательно поделен? Вдруг те же перекупщики перебьют его? «Не перебьют, — уверен Ромашов. — Закупочные цены у меня будут немного выше». И еще один важный момент — земляки потом могут купить в его магазине качественные продукты, изготовленные из сданного ими сырья. Есть в этом какой-то фактор привлекательности!

Лопата, которой гребут деньги
Однако не финансами едиными жив бизнес. Специалисты опять же говорят, что важней всего для предпринимателя запас жизненных сил. Ведь свое дело — это постоянные тревоги, проблемы. И за все отвечаешь сам. Сам рискуешь, сам выигрываешь, сам барыши и убытки считаешь. В связи с этим Ромашов вспомнил ничего, казалось бы, не значащую историю, которая тем не менее запала в душу. Работала у него продавцом одна молодая женщина. Зашел он как-то в магазин и слышит, как та говорит о нем: «Ему что? Деньги лопатой гребет». «Ладно. Проглочу, пусть говорят», — махнул тогда рукой Петрович. Через некоторое время попросила та свозить ее в Новосибирск на барахолку. «Хорошо, если вытерпишь мой обычный маршрут», — согласился он.

Поехали: несколько фирм, барахолка, автосервис и так далее. С одним о поставках договорился, с другим финансовые проблемы развел, с третьим еще что-то обсудил... Едут домой, он смеется: «Ну что? Дать тебе эту лопату?» «Нет, — отвечает та серьезно. — Я такую нагрузку не выдержу». «Со стороны-то не видно всех наших хлопот. А за кадром их ровно 95 процентов. Я, как только начал строить новый магазин, вообще работал по двадцать пять часов в сутки», — без особого драматизма замечает Виктор Петрович.

Он не склонен жаловаться на жизнь, власть и кого-то еще. Просто по-мужски берет обстоятельства и беды «за рога», не боясь ни тяжкого труда, ни ответственности. Поэтому его удивляет инертность земляков, их нежелание нагнуться и взять то, что лежит, как ему кажется, на поверхности. «Фантазии не хватает или лень обуяла?»

Такая ментальность
Есть, конечно, серьезные предприниматели, но таких здесь немного. Петрович подкрепляет столь категоричное мнение примером. На ярмарке в райцентре у него был отдел (самый большой, заметим), который он в конце концов закрыл. Почему? Почти девять лет безрезультатно бился здесь за элементарное соблюдение режима дня.

Когда открывали ярмарку, договорились, что будут работать до семи вечера. Приезжает в половине седьмого — замок. Второй раз — то же самое. «Да что такое!» — удивился Ромашов. Собрал коллег. «Так после шести уже нет покупателей. Чего тут торчать?!» — заявили они. «Работать надо, — горячился Петрович. — Нарушая распорядок дня, вы создаете отрицательный имидж ярмарке».

...Ладно, пришлось согласиться. Нет людей так нет. Договорились до шести вечера работать. И что? Приходит в половине шестого — закрыто. Пятнадцать минут шестого — закрыто. Бился-бился да и свернул свой отдел. Что себя-то позорить! Такое предпринимательство (когда заработал на кусок хлеба — и хорошо) его не устраивало. «Без перспективы живут люди, — недоумевает он. — А надо двигаться вперед. Остановился — все, тебя обошли».

Неужели нравится ему такая гонка? Или привык? Втянулся? «Не знаю, — задумывается Ромашов. — Может, ментальность такая». Он рос в большой семье в тяжелое время. Начало хрущевской оттепели. С детства врезались в память очереди за хлебом. И сейчас перед глазами ядовито-зеленый магазин недалеко от площади Станиславского, у которого он, шестилетний пацаненок, часами стоял на морозе. Работал, как самому кажется, всегда. В четырнадцать лет уже разгружал с друзьями вагоны на «Сибсельмаше» — по червонцу на каждого за 63 тонны пиломатериалов для стройцеха. Но с другой стороны, это воспитало характер, отношение к жизни и приучило неутомимо трудиться. В том числе и на ниве предпринимательства.

«Любите себя!»
«В каком-то смысле я лодырь, — смеется Виктор Петрович. — Не люблю ничего переделывать». По такой причине и новый магазин строил основательно. При этом ему не откажешь в патриотизме — брал на работу исключительно местных жителей. По мнению Ромашова, это очень хорошие специалисты. Но... Многих губит неумеренность в выпивке. «То ли система, то ли воспитание их развратило? Как достучаться до сознания мужиков? — раздумывает Виктор Петрович. — Иногда я им говорю: любите себя! Посмотрите в зеркало — вы же многое можете. Это вы построили такой прекрасный магазин! Не гастарбайтеры какие-нибудь, а вы! Так что же не живете по-человечески?» Увольняет, конечно, иных. Те снова идут к нему. Некоторых берет, правда, на менее ответственные участки. Отчасти из мужской солидарности, но больше, наверное, потому что сам хватил в этой жизни лиха.

Предпринимателем, как и большинство из его поколения, Ромашов стал по жизненным обстоятельствам. Первая профессия была связана с флотом. До сих пор замирает сердце при упоминании о море, которым он бредил с детства. Мореходное училище, куда поступил после школы, закончил блестяще, и его как одного из лучших выпускников оставили при себе — в Дальневосточном пароходстве. Определили на торговый теплоход «Лазарев» механиком. Это была любимая и интересная работа.

Все закончилось неожиданно быстро. Два года спустя получил компрессионный перелом и был списан на берег без всяких оговорок. Пошел на завод. Сначала токарем. Потом стал подниматься по служебной лестнице. Только и здесь карьера быстро прервалась. Завод распался. С выходным пособием в руках он остался не у дел в лихие, как теперь говорят, девяностые. С этого-то пособия и стал раскручиваться.

Бизнес — дело семейное
Многих от нищеты и невостребованности спасал тогда «челночный» бизнес. Им и занялся Ромашов. К своему удивлению, весьма успешно. Опыт прежней работы, связанной с загранплаваньем, оказался очень полезным. Он открыл несколько ларьков в Новосибирске. Но случай снова вмешался в его судьбу. Во время поездки в аэропорту случилось несчастье — одну из челночниц, молодую женщину, придавило насмерть огромным контейнером. Все это на глазах таких же предпринимателей, среди которых был Ромашов. ...Он оказался очень впечатлительным. На загранлиниях больше работать не смог.

Ему не раз приходилось начинать жизнь с чистого листа. Когда приехал в Кочки, край первоцелинников, удивился тому, насколько много здесь возможностей для предпринимательства. «Это ж тоже целина!» — воскликнул он. Однако осваивать ее принялся не сразу. Пробовали с женой разводить свиней, когда это было выгодно. Потом корма стали дорожать. Считать Ромашов умел всегда — прикинул и понял, что это занятие стало нерентабельным. Снова вернулся в бизнес. Остались все-таки связи в городе, да и опыт какой-то имелся.

Только работать стал на местных линиях. Сейчас это семейное дело. Жена ведет бухгалтерию. «Классный специалист, хотя и не имеет специального образования». Дочь помогает — в магазине торгует. А поначалу сколько слез и ругани было: «Зачем тебе это надо? Отдохнул бы уж. Проживем как-нибудь!» — уговаривала супруга. Но отдыхать-то он как раз и не собирался.

Попутный ветер кризиса
По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, малый бизнес в России создает семнадцать процентов ВВП, тогда как в развитых странах — более половины. Сейчас, несмотря на все государственные преференции этому сектору, показатель этот значительно не изменился. Люди сворачивают свои дела. В магазинах как никогда много пустующих площадей. И в такое-то время Ромашов затеял свое новое предприятие! «Если это направление востребовано, почему не взяться за него?» — удивляется он.

Конечно, осмотрительнее приходится действовать: сейчас очень быстро отпадают ненужные товары и услуги. Так что методом тыка искать свою нишу не получится — враз прогоришь. Но, оказывается, и у кризиса есть попутный ветер предпринимательству. Скажем, отношения с поставщиками даже лучше стали. Они уже нос не воротят: вот, мол, опт маленький. Хватаются за каждый заказ. Раньше меньше десяти упаковок лакокрасочных изделий никто и отпускать бы не стал. Теперь тебе даже саму упаковку распотрошат: «Желаете три баночки — пожалуйста!»

«Может, кризис даже помогает тому, кто думает и умеет работать не покладая рук, — рассуждает Ромашов. — Шевелиться надо! Помните черный четверг, когда галопирующая инфляция была? Тогда многие мои знакомые коммерсанты прогорели только из-за своей растерянности. Включили режим ожидания... Кто с деньгами, кто без денег. Я к одному своему приятелю приехал, спрашиваю: «А что ты сидишь? Какого черта ждать!» Но не смог его встряхнуть. И сейчас он все потерял».

Ромашов и тогда не сдавался — догонял цены. По два-три раза в день переписывали их. Не успеют девчонки этикетки выставить, звонят друзья из города: «Меняй, Петрович!» А что было делать? Сейчас, по мнению Ромашова, ситуация не столь критическая. Только мозгами шевелить надо, все просчитывать. И пахать, пахать, пахать. Он новый магазин, можно сказать, отработал. Теперь за следующий проект берется, на окраине Кочек что-то затевает. Конкуренция? Я вас умоляю! В торговле на селе столько неосвоенного. Нужно выходить на новый уровень, новые технологии. «У меня вообще идей много, — говорит Ромашов. — Как минимум, шесть проектов в голове. Но у одного на них сил не хватит. Вот если бы все предприниматели района встряхнулись!»

Сегодня он точно знает, остановиться уже не сможет, даже если и захочет. Не дадут ему остановиться люди, которым он нужен.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: