Новосибирск 0.3 °C

«Уроки русского» как свежий воздуха глоток

27.08.2009 00:00:00
«Уроки русского» как свежий воздуха глоток
Людмила Аркадьевна МОНАХОВА — руководитель областного образовательно-просветительского проекта «Уроки русского», член общественной палаты Новосибирской области, учитель МБОУ гимназия № 16 города Новосибирска.



Видимая «часть айсберга» без преувеличения подвижнической деятельности Людмилы Аркадьевны и творческой группы проекта по сохранению «великого и могучего», русской языковой культуры вообще — это плакаты в вагонах метро с образцами грамотного правописания и ударения и такие же просветительские блоки на мониторах «ТВ-метро»…

— Людмила Аркадьевна, знаете, вы как-то нас, новосибирцев, этой акцией приободрили: мол, кто-то печется о русском языке. Среди рекламных наклеек, предлагающих продажу всего и вся, это стало глотком свежего воздуха, источником оптимизма, что ли… И все-таки, как зародилась идея?

— Спасибо. Необходимость в такого рода просветительской работе, в общем-то, очевидна любому здравомыслящему человеку. Посмотрите, что творится с речью, как изъясняются наши чиновники, не говоря уже о дикторах радио и телеведущих! Они чаще всего не имеют специального образования и основной допуск в такую важную для самочувствия общества профессию — умение болобонить перед микрофоном с невероятной скоростью… А как агрессивна рекламная среда, какие дикие неологизмы-однодневки появляются в СМИ! Я и мои коллеги-педагоги в этой ситуации со всей очевидностью поняли: на сегодняшний день школа не может самостоятельно решить проблему хорошего, грамотного — великого! — русского языка, содержательной и красивой, культурной речи. Потому что дети находятся в социуме. В стенах школы мы стараемся, учим ребят хорошему литературному русскому языку. Они пишут рефераты об англицизмах и сленговых словечках, засоряющих русский, а затем выходят за порог школы — и что вокруг? — попадают в сферу «языкового беспредела». Значит, все наши усилия напрасны?! Примерно с такой речью я обратилась в июне 2007 года на педсовете к коллегам и объяснила, как я вижу реализацию этого проекта. Он изначально был задуман на нескольких уровнях: школьный уровень, затем районный, но главная цель моя была — уровни городской и областной. То есть просветительская работа с населением.

— Представив в апреле нынешнего года свой проект на конкурс областных социально значимых проектов, вы стали обладательницей гранта губернатора Новосибирской области. А кто помогал проекту материально предыдущие полгода?

— Понимаете, идея эта, скажем так, спасения русского языка, к счастью, многих и многих не оставляет равнодушными. Прежде всего это родители учеников нашей школы, недавно получившей статус гимназии. С ними мы тоже проводим просветительские мероприятия. И хотя гимназия наша с углубленным изучением иностранных языков, свою ответственность за «самочувствие» русского языка они с нами полностью разделили.

И я безгранично благодарна, конечно, за гражданскую позицию в этом деле начальнику Новосибирского метрополитена Владимиру Михайловичу Кошкину. Потому что с самого начала он проявил себя именно не как чиновник, а как гражданин. Когда в конце 2007 года я обратилась к нему с просьбой развешивать в вагонах метро наши просветительские листовки, то, наивная, не предполагала, что все это очень непросто и все внутривагонные площади принадлежат на условиях долговременной аренды рекламному агентству, а не метрополитену. Но тем не менее Владимир Михайлович сразу меня поддержал, и несколько месяцев, пока мы не выиграли грант, метрополитен решал вопросы о размещении и проплачивал изготовление наших «стикеров». Так называют рекламщики клеящиеся объявления и, к сожалению, русского аналога не применяют… С середины мая 2008 года к нашей акции подключилось ООО «Телевидение в метро»: на мониторах за это время появилось более 120 выпусков на тему «Трудности русского языка» и других просветительских материалов. Если бы эта информация размещалась не бесплатно, а по рекламным расценкам, то за полтора года нам бы пришлось истратить ни много ни мало 1 млн 800 тыс. рублей!

— Людмила Аркадьевна, а как горожане реагируют на проект, есть обратная связь?

— Люди реагируют замечательно, и не только горожане. Когда я стояла в апреле у стенда на презентации своего проекта на «Сибирской ярмарке», от него целый день не отходили и жители сельских районов области: задавали десятки вопросов, просили меня прислать материалы, потому что проблема защиты русского языка и культуры встала за последние годы действительно в полный рост. Как только появляется какое-то сообщение о наших акциях в новосибирских СМИ, в том числе и электронных, люди пишут отклики, комментарии, дают советы. Случается, сокрушаются и возмущаются тем, что, допустим, с портретом Василия Макаровича Шукшина и его мудрыми словами в метро соседствуют антиалкогольная и антинаркотическая реклама и тому подобное. Но чаще все-таки благодарят. Кто-то признается, что после наших «метроуроков» рука потянулась к словарю и учебнику русского, кто-то, что заучивает стихи в метро наизусть и от этого у него весь день хорошее настроение. Наша же акция «Калина красная», посвященная юбилею Шукшина, послужила темой дискуссии о русском человеке на форуме портала НГС.

— А вам самой проект или какая-то его акция поднимали настроение?

— Как и во всякой работе, радости и огорчения здесь обычно чередуются. Но мое сердце пело, когда 6 июня, в день рождения Пушкина, в Пушкинский день России в метро читали главы из «Евгения Онегина»…

— Но пушкинская тематика, если я не ошибаюсь, обозначилась в метро задолго до этого дня?

— Это была большая акция к 210-летию поэта, которую я назвала «Мой Пушкин». Началась она 1 июня и продолжалась больше месяца. Акция включала 20 вариантов стихотворений Пушкина на вагонных листовках (кстати, на электронный портал НГС сразу пошли отклики: наконец-то есть что почитать в метро!) и такой текст: «6 июня 2009 года исполняется 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — величайшего поэта и писателя, создателя современного русского литературного языка. У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь с самого начала ее и не покидает нас до конца. Пусть эти прекрасные строки напоминают нам о поэтическом гении Александра Сергеевича, красоте и богатстве великого русского языка!» Еще были информация о поэте и его стихи на мониторах в метрополитене, передача на радио «Слово», но самую эмоциональную отдачу лично мне дала моя же задумка «СMС-стихотворение «Мой Пушкин». С 1 июня на мониторах метро шло сообщение: «Авторы проекта «Уроки русского» просят вас принять участие в этой акции: пошлите 6 июня вашим родным и близким СMС-письмом строки из произведений А. С. Пушкина, поздравьте друг друга с Пушкинским днем России!»

И вот у меня самой в телефоне 45 сообщений от родных, коллег, учеников с великолепными строками, которые я до сих пор не могу стереть… А сколько послала я сама! Но самым трогательным было под занавес дня электронное письмецо от уважаемой Натальи Юрьевны Домбровской, кавалера ордена Александра Невского — руководителя нашего школьного музея «Нормандия-Неман»: «С праздником, «мой верный друг, мой друг бесценный!» Горда, что мы одной крови, что в ней — Пушкин!» Оказывается, Наталья Юрьевна весь этот день работала с французами. А ей беспрестанно шли СMС с пушкинскими строками от разных людей. Французы спросили: «Что происходит?», на что Домбровская отвечала: «Сегодня — день рождения Пушкина, меня поздравляют друзья…» Французы были поражены, восхищены и от души радовались за нас: «Русские поздравляют друг друга с днем рождения Пушкина!»

— На самом деле — трогательно до слез... И какие же перспективы у проекта?

— Планов не просто много, а множество. Но хочется надеяться, что они абсолютно реальные. Во-первых, потому что идею проекта «Уроки русского» изначально поддержал губернатор Виктор Александрович Толоконский. Во-вторых, Общественная палата Новосибирской области внесла на рассмотрение областного Совета проект закона Новосибирской области о просветительской деятельности, который меня по прочтении очень обнадежил: русскому языку, его защите там найдется место. Кроме того, при областном департаменте образования создается координационный совет по русскому языку, который привлечет к этой работе как экспертов-специалистов, так и, надеюсь, самую широкую общественность. Ведь форм просветительской работы много — от тех же листовок с объяснением трудностей правописания до серьезных, вдумчивых, неконъюнктурных передач о русском языке по радио и телевидению или даже автоматов типа «быстроплат», где всякий при желании может проверить свою грамотность… Словом, хочется развернуть этот проект по-настоящему масштабно — новосибирцы и жители области, без сомнения, пойдут этому начинанию навстречу: все мы в равной мере устали от тех издевательств, которые сегодня претерпевает русский язык. Ведь не зря на Грамоте.ru не так давно появились эти строки:

Поговори со мной на русском языке:
Я так устал от СМС и смайлов,
От слоганов, жаргона файлов —
Поговори со мной на русском языке!
Дай насладиться музыкой в строке,
Живописуй картины вместо слайдов.
Поговори со мной на русском языке,
Я так устал от СМС и смайлов!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: