Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

От Черного моря до полярного круга

2009-08-29
От Черного моря до полярного круга
С трехлетнего возраста родители возили Димку на Черное море, а когда после шестого класса он оказался в Севастополе, увиденное потрясло мальчишку: десятки боевых кораблей и бескрайнее море. А после встречи с офицерами Димка твердо решил: буду моряком! Родители отговаривать не стали: характер у сына твердый.



— Я благодарен маме и папе, что поддержали меня в выборе профессии, — говорит капитан 3-го ранга запаса, зампредседателя Новосибирского морского собрания Дмитрий Шмелёв. — Я читал художественную литературу, с удовольствием смотрел фильмы о моряках. Привлекала возможность путешествовать в другие страны. Кстати, географию я хорошо знал и по другим предметам в средней школе № 143 успевал. Около года ходил в бассейн «Нептун».

— Словом, готовили себя к службе на флоте...

— Да, хотя знал, что она нелегкая, но отступать от задуманного не стал. После окончания школы в 1980 году в военкомате мне предложили два училища: Севастопольское и Тихоокеанское. Подумал, в Севастополе уже был, Чёрное море видел не раз. И отправился во Владивосток. Оказывается, вместе со мной приехали поступать в Тихоокеанское высшее военно-морского училище имени Степана Макарова и мои земляки. Быстро познакомились, помогали друг другу.

— Мечта мечтой, а как переносили нагрузки?

— Первая морская практика была на тяжелом авианесущем крейсере «Минск». Сейчас такие все практически распилили, в Китай продали. Они бы еще могли походить, запас прочности был. Посчитали, что не нужны подобные боевые единицы нашему флоту.

В училище мы в дальние походы ходили на боевых кораблях, крейсерах, а также на учебном корабле «Бородино». Я хорошо переносил все трудности, не укачивало. Правда, когда я уже служил на флоте, был у нас офицер, он, отдав пять лет флоту, не мог избавиться от морской болезни. Тем не менее нес службу вахтенного офицера на мостике. Дежурный «обрез» (то есть ведро по-сухопутному) у него всегда стоял, на всякий случай (смеется). Это неизлечимо, тренироваться, конечно, можно.

Со временем тот вахтенный офицер перешел на береговую службу.

Наш минно-торпедный факультет считался командным. Многие выпускники в дальнейшем становились командирами кораблей и соединений. Так как училище я окончил с отличием, у меня было право выбора места дальнейшей службы.

— И какой же флот вас привлек?

— В восьмидесятых годах престижно было попасть на Северный. Во-первых, близко до Ленинграда и Москвы, во-вторых, в то время это был передовой флот. Служба идет год за два, двойные оклады. Но, увы, распределения по нашей специальности на Северный флот не было. И тогда я выбрал Черноморский, подумав, какая разница, где служить, лишь бы Родину защищать.

На Черноморский флот прибыл с семьей (сыну было три месяца). Меня оставили в Севастополе.

Служил я в 30-й дивизии противолодочных кораблей, на сторожевом корабле «Беззаветный». В этом году соединение отмечает сорок лет. Возможно, что туда поеду. Я был командиром стартовой батареи. В моем заведовании были торпедные аппараты, противолодочные ракеты. Наш корабль нес службу в Черном и Средиземном морях.

Напомню, что во времена СССР, начиная с 1967 года, в Средиземном море постоянно несла дежурство 5-я эскадра ВМФ СССР, обеспечивая паритет сил с 6-м флотом США в этом регионе.

5-я эскадра ВМФ была оперативным соединением, в состав которого поступали корабельные соединения, одиночные корабли и суда, прибывающие с других флотов на боевую службу в Средиземное море. Однако вскоре после развала Советского Союза, в 1992 году, эскадра была выведена из Средиземноморья.

— Дмитрий Николаевич, а в каких странах вы побывали?

— Ходили с дружескими визитами и в Турцию, и в Югославию. (Интересно то, что в Турцию (активный участник НАТО) в 1987 году наши военные корабли зашли впервые (после войны) за долгие годы противостояния. Было все напряженно. Коммунистическая идеология была у них запрещена, поэтому нам строго-настрого было запрещено чем-либо с символикой Ленина и так далее (значки, монеты) с турками обмениваться. Почему-то и денег нам нисколько не обменяли. Так что ходили по Стамбулу, облизывались, но все равно было интересно.

Тогда мы себя ощущали первопроходцами, посланниками доброй воли. А прошло совсем немного лет, и Турция для многих россиян стала как дом родной.

Было два учебных похода — в 1987 и 1989 годах — с болгарскими кораблями, проводили с ними совместные учения.

А в Африке в декабре 1987 года мы стояли целый месяц. Корабли 5-й эскадры продолжали демонстрировать поддержку Ливии. Мы охраняли порт Тобрук от налёта американской авиации. У Ливии были напряженные отношения со многими своими соседями.

31 декабря было принято решение выйти в Средиземное море встречать Новый год. В канун Нового года нам из Советского Союза обязательно привозили хвойное дерево, как правило, это была сосна.

— А почему отмечали Новый год в море, а не на берегу?

— Была такая государственная политика. С одной стороны, нужно было повысить боевую готовность во время праздников. С другой стороны, на берегу моряки могли лишнее выпить, нарушить дисциплину. Мы, кстати, и не сильно горевали. Под Новый год — обязательное купание посменно в море всего экипажа, а это более 120 человек. Вода за бортом плюс 23 — 25 градусов. Натягивали японскую сеть от носа до кормы, чтобы акулы не подплывали близко.

Встречали Новый год на камбузе с любимым личным составом и в кают-компании с офицерами. Самого симпатичного матроса переодевали в Снегурочку. И Дед Мороз был.

Затем — концертная программа. Все офицеры лепили пельмени, тогда не было полуфабрикатов.

— На корабле у вас одни мужики: разные характеры, привычки и вкусы. Изо дня в день — одни и те же лица. Конфликты были?..

— Что-то не припомню... Флот — это такой вид Вооруженных сил, на котором наиболее сохранились церемонии и традиции. Правила поведения в кают-компании, взаимоотношения между офицерами и матросами. Поэтому в психологическом плане было комфортно.

В моем подчинении была стартовая группа, отделения торпедистов и минеров. Решали все вопросы.

— Что еще запомнилось?

— Когда мы вернулись с боевой службы в 1988 году, наш корабль участвовал в вытеснении из территориальных вод у берегов Крыма американского крейсера «Йорктаун». Тогда об этом писали все средства массовой информации. Это был своего рода ответный жест.

Если помните, в мае 1987 года на Красной площади приземлился самолет Руста. Это был позор для Вооруженных сил СССР. Тогда многие получили взыскания, а министр обороны был снят. А наш командир за таран американского крейсера орден Красной Звезды получил.

— Как вы снова оказались в Новосибирске?

— По семейным обстоятельствам... Узнал, что здесь существует военно-морской арсенал. Мне предложили должность заместителя начальника цеха. Обещали дать жилье. И я принял решение о переводе с Черноморского флота в Новосибирск. Хотя многие сослуживцы, друзья крутили пальцами у виска. Вроде как добровольно себя сослать в Сибирь с Чёрного моря. Меня многие не понимали.

— Чем занимаются на «Арсенале» — секрет?

— Нет... У нас даже американцы были. На нашей базе шла утилизация баллистических ракет. «Арсенал» выполнял много и других различных задач.

Мы были заявлены на всех картах у американцев. Они могли в любое время к нам приехать с комиссией.

— Сбылась ваша давняя мечта, недавно вы возглавили делегацию сибиряков, которая ездила на Северный флот...

— Рад, что это произошло. Теперь я побывал на всех флотах России. Городу Полярному в августе исполняется 110 лет. Это один из первых городов Заполярья, в котором образовывался Северный флот.

Для меня это была знаковая поездка. Во-первых, хотелось подробнее рассказать о Новосибирском морском собрании, познакомиться с экипажем лодки «Новосибирск» и передать традиционные подарки от администрации области. Нашей делегации был оказан теплый прием. Сейчас смотрим фотографии, видеокадры и вспоминаем Северный флот.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Нововведение с бесплатным питанием учеников младших классов может ударить по доходам школьных столовых. Дети стали реже посещать буфет, касса, рассказывают повара, «стала меньше в три раза». А работы им заметно прибавилось. В плюсах и минусах реформы разбирался VN.ru.
25.09.2020 Видео
Сезон осенних простуд открыт. В Новосибирские стали чаще обращаться к врачам с жалобами на высокую температуру, насморк и кашель. Число заболевших растет, в поликлиники за помощью обращаются по полсотни пациентов в день. Пик заболеваемости врачи ждут уже в октябре.
Жильё погорельцам из барака на улице Степной в Новосибирске предоставят только в 2023 году. Дату расселения переносили неоднократно, дом считался аварийным. Но сначала подвел будущий застройщик этой территории, а потом деревянное здание и вовсе сгорело за считанные минуты.
Законопроект Минтруда о производственном календаре на 2021 год близок к утверждению. Как показывает практика прежних согласований, проект нового календаря не претерпевает серьезных изменений. Уже сейчас можно узнать, какие выходные, праздники и переносы рабочих дней ожидают жителей Новосибирской области в новом, 2021 году.
Соглашение о сотрудничестве между правительством Новосибирской области и ПАО Банк «ФК Открытие» подписано в рамках рабочей встречи губернатора с представителями банка в правительстве региона.
С понедельника, 28 сентября, в новосибирском метрополитене начнет курсировать поезд-музей, экспозиция которого посвящена 70-летию Новосибирского государственного технического университета —  НЭТИ. Пассажиры метро увидят редкие фотографии из истории университета и узнают об изобретениях, которые были сделаны в его стенах.
x^