Новосибирск
03.09.2009 00:00:00
Галина Черезова
Я купила огурец…
Огурцы я не покупаю, я их сама на даче выращиваю. А нынче не уродились, мало в зиму заготовила. Дай, думаю, прикуплю. Ну и купила семь килограммов на уличном организованном рынке, возвращаясь с работы. У индивидуального предпринимателя из южной братской страны. На него работает женщина-продавец, сам он в тот день свежий товар привез — овощи и фрукты. «Откуда овощ?» — спрашиваю. «Местные, местные», — отвечает. Ну я и отоварилась «свеженькими огурчиками прямо с грядки». Они и впрямь зелененькие такие, хрусткие, как калиброванные, один к одному, в банку просятся.



Еду домой, в двух пакетах будущие припасы везу. И понять не могу, почему в салоне так отвратительно, извините, воняет. Оглядываюсь, позади живописный гражданин: грязный, лохматый, с сизым носом картошкой и фиолетовыми синяками в пол-лица. Ясно, откуда невыносимое амбре. Вскоре гражданин вышел, а амбре осталось. Понюхать свою покупку — такая мысль мне даже в голову не пришла. Чего их нюхать-то, огурцы?! Увы, надо было нюхать, когда покупала. Овощи лежали в открытом ящике на уличном импровизированном прилавке, ветерок дул… Ну а кто их нюхает, опять же?

В целлофановых пакетах запах сконцентрировался и всем своим смрадом бил в нос. Закружилась голова и проснулся рвотный рефлекс. Впечатление такое, что овощи опрыскали или облили некачественным спиртосодержащим веществом с добавками еще каких-то химических гадостей. Вердикт домашних: огурцы — на помойку. Понятное дело, употреблять в пищу такой продукт опасно. Но выбрасывать огурчики я не спешила. Решила провести эксперимент. На восемь часов погрузила огурцы в воду. Воняют. Затем в открытых ведрах выставила на балкон. Сутки, двое стоят — запах не выветривается.

Да что ж это такое, в конце-то концов? Имеет право простой российский покупатель знать, какого качества продукты ему скармливают? Безусловно! Две могучие государственные структуры на страже здоровья граждан стоят — Россельхознадзор и Роспотребнадзор. В эти и другие официальные инстанции я и обратилась по телефону, но не как журналист, а как обычный покупатель с улицы. А с чего бы он начал? Как вариант — узнать по справке телефонный номер. Оговорюсь, все необходимые номера телефонов в редакции имеются. К тому же есть интернет, где, как известно, есть всё. Но важна чистота эксперимента под названием «Огурец»: я — безымянный покупатель и компьютера у меня нет.

Никакой критики уважаемых организаций, которые трудятся на наше с вами благо, дорогие читатели-покупатели! Никаких отрицательных эмоций! Со мной разговаривали корректно, вежливо, понятно объяснили порядок действий. Но толика эмоций имелась. А как не быть, если меня посылали с одного телефона на другой. Всего в операции «Огурец» мною было задействовано… 26 телефонных номеров! А хотела я одного: узнать, можно ли употреблять в пищу купленные огурцы, а для этого нужно было, по моему разумению, их сдать на анализ в специальную лабораторию, где «мой» огурец «разложат на атомы» и найдут причину жуткого запаха. И я с твердолобым упорством искала в Новосибирске такую лабораторию, отчасти поэтому огромное количество задействованных телефонов. На работу пять штук «огурчиков с запахом» прихватила на следующий же день после покупки, думала оперативно сдам и полную информацию получу про овощ.

Увы! Все оказалось гораздо сложнее. Сначала я должна была написать заявление в общественную приемную управления Роспотребнадзора по Новосибирской области или сама его туда принести. В заявлении указать свои паспортные данные, телефон, а также, где купила продукты и у кого, то есть данные того самого индивидуального предпринимателя. И сертификат потребовать на продукцию. Ну что? Послал меня он, конечно. А продавщица сказала: «Ты с Луны свалилась? Какие сертификаты? Да здесь все без сертификатов торгуют». «Ну а огурцы-то ваши «ароматные» откуда?» — спросила. «Все с Хилокского берем, нормальные огурцы», — ответила нервно.

Далее. Когда вышеуказанные сведения удастся собрать, мое заявление рассмотрят и проверят торговую точку с товаром. И конечно, если установят, что огурцы эти могут нанести вред здоровью, тогда с разрешения прокуратуры в отношении торговца примут меры. Но пока суть да дело, партия уйдет «в народ», и на прилавке будет огурец иной! Нет, по телефонным звонкам не работают, есть официальный порядок обращения, предписанный жесткими правилами. Ладно, попробую частным порядком. Заплачу деньги — и в лаборатории мне сделают вожделенный анализ. Ан нет, не берут у частных лиц продукты на анализ! И потом, объясните нам, вопрошали мои респонденты-лаборанты, что нам нужно искать? Вопрос поставил в тупик. Как что, воняет же продукт?! На то вы и химики, определите! Но и здесь все непросто…

Оказывается, имеющимися у нас на вооружении сегодня методами обнаружить привнесенную добавку в продукт просто нельзя. Потому что есть ГОСТы и СанПины, конкретные разработанные методики, по которым выявляют в огурцах всего 5—6 «отравляющих» позиций, в частности пестициды, радионуклииды, нитраты. А веществ вредных — сотня и более! И методик их определения нет. Вернее, в природе-то они есть. Но для этого нужны соответствующее оборудование, реактивы, аккредитация и т.д. А бюджет, как вы понимаете, не резиновый. Любопытную фразу сказал один респондент-химик: «Сегодня высвободившиеся умы делают такое, что никому и в голову не придет. Что попросту не определяется! Никакими СанПинами не предусмотрено это в продукте!» Вот и в данном случае, предположил он, ответа на свой вопрос у нас вы не получите. Видимо, проведена предпродажная подготовка партии товара. Чем-то огурцы обработали. Но чем, установить не предоставляется возможным. Круг замкнулся.

Это что ж получается, товарищи дорогие! Зачем тогда вообще огород городить? «Добил» меня мой 27-й респондент, лицо весьма компетентное. На мои сетования, мол, не хочет торговец знакомиться, тем паче показать лицензию на предпринимательскую деятельность, мне посоветовали сходить в администрацию района, на территории которого он торгует, и найти его данные, он же там зарегистрирован! Захотелось все бросить и забыть, как дурной сон, не в добрый час купленные огурцы…

Ну почему, скажите, нельзя по телефонной жалобе покупателя специалистам вместе со звонившим оперативно проехать к месту, где в наглую нарушают права потребителей? Взять пробы на анализ, потребовать лицензию? Нельзя! Не имеют специалисты такого права. Вот если покупатель в письменном виде пожалуется, да все сведения о торговце сам представит… Закон защищает малый бизнес — его, мол, и так проверками душат. А если у отдельных представителей малого бизнеса «грязные руки», то кто их остановит?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей