Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ: Легкость, нежность, вкус — условия полета

2009-07-11
Татьяна Шипилова
Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ: Легкость, нежность, вкус — условия полета
Журналистам известно: Игорь Зеленский не любит давать интервью. Как оказалось, не из звездных амбиций. — Сегодня ты даешь интервью, через несколько дней, пока оно выйдет, что-то изменится — в твоей жизни, работе... Наконец, в окружающем мире. Потом, к концу разговора, мы вернемся к этой теме в совершенно конкретной интерпретации, и он улыбнется абсолютно солнечно: несмотря на все сложности, задуманное им — а это ни больше ни меньше, как сделать новосибирский балет не менее востребованным и знаменитым, чем балетные труппы Большого и Мариинки, — имеет шансы сбыться.




За этим не столько оптимизм, сколько колоссальное количество вложенного лично им за три года труда. Пока же — в процессе — все не так просто...

Ну, во-первых, потому что он не признает искусство второго, так сказать, сорта (по чеховскому определению — «осетрины с душком»). Сам звезда балета мирового класса, и сегодня как премьер, жданный и желанный на лучших площадках мира, в самых престижных проектах, он знает: существует лишь высокое искусство, остальное — неконкурентоспособная поделка.

Причем это касается не только танца:


— Я могу репетировать день и ночь, положить здоровье и силы, но встречают все-таки по одежке. Да, мы покажем, что мы можем на сцене, но мы должны соответствовать и современному уровню в сценографии... Многие спектакли — всю нашу классику — надо «переодеть», сделать другое оформление. Потому что от костюмов танец, безусловно, зависит. В костюме, в ткани, из которой он сшит, должны быть легкость, нежность, вкус.

Поэтому как художественный руководитель балета он вникает во все, в том числе и в процесс изготовления декораций и пошива костюмов. Нимало удивляя, к примеру, художника спектакля «Лебединое озеро», мировую знаменитость Луизу Спинателли: никто, кроме Зеленского, «не засовывал свой нос так глубоко в то, какой будет цвет или рюшечка».


— Очень разочарован, — говорит Игорь Анатольевич, — что не удалось, как было заявлено, выпустить в завершающемся сезоне этот полноформатный спектакль, он опять завис — работа движется, но очень медленно...

— Недостаток финансирования?

— В первую очередь. Хоть мы и являемся театром федерального подчинения, а Новосибирск третьим городом России, финансовых вливаний от государства все равно не хватает. Постоянно я веду разговоры в Министерстве о том, что пора вкладывать в Новосибирский театр оперы и балета другого порядка деньги. Но, как вы знаете, в стране сейчас финансовый кризис. Сейчас совместно с руководством театра мы ведем работу по созданию Попечительского совета.
Я понимаю, что тем же представителям бизнеса привычнее, что ли, спонсировать футбол или вкладывать средства в строительство, к примеру, больницы. Но я уверен, когда человек приходит в театр и встречается с настоящим искусством, оно не меньше врачует душу, чем медицина. Кроме того, Новосибирск — город молодежи, город студентов. Они должны приходить в здание театра оперы и балета — одно из лучших в мире — и видеть по-настоящему прекрасное действо. А удачные проекты уже были, и молодежь, что называется, валила валом. Я имею в виду балеты «Шепот в темноте», «Бессмертие в любви»...

— А два Сибирских фестиваля балета с участием мировых знаменитостей сколько новых поклонников привлекли в эти стены?!

— Думаю, немало. Но моя задача как художественного руководителя не просто дарить публике редкие праздники и эффектные одноактные постановки, но работать на этом, самом высоком, уровне, планомерно и ритмично выпускать продукцию, в том числе полноформатные балетные спектакли. Это очень важно для города, для наших зрителей. Каждый артист нашей труппы старается работать над собой, чтобы улучшилось качество нашего балета, стало больше зрителей и кассовых сборов в театре. Кстати, за прошедшие три сезона зарплата новосибирских артистов балета выросла в разы.

— И уровень труппы заметно растет...

— Ну, тут есть еще проблемы... Например, молодежь (в основном девочки) работает почти на износ — по 15 спектаклей в месяц, а часть труппы в силу возраста и других моментов способна достойно выглядеть только в мимансе и оперных спектаклях. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы привлечь в наш театр молодых артистов. Что поделаешь, балетный век редко у кого — только у людей талантливых и с железной самодисциплиной! — бывает более-менее продолжительным. Балет — искусство молодых. И тут ничего изменить нельзя. Конечно, на все можно закрыть глаза, и по-человечески мне любого артиста жалко, у каждого свои обстоятельства. Но надо работать, и я буду делать как должно, а потом уже зритель будет судить, что и как.

— Говорят, вы днюете и ночуете в театре?

— ...И, несмотря на самые заманчивые предложения театров всего мира, стараюсь как можно реже отлучаться из Новосибирска. А живу я действительно в театре, здесь живут моя трехлетняя дочь, жена...

— Но у вас квартира в Питере?

— Мой дом там, где живет моя семья. И собака... Там, где я работаю.

— У дочери есть тяга к балету?

— Да, генетика сработала: она очень любит балет и смотрит с бабушкой все балетные спектакли.

— А чем занимается жена?

— По 6 — 7 часов в день женским кордебалетом. Конечно, Яна хотела бы танцевать, она танцевала в Мариинке в Санкт-Петербурге и в других городах. Ей 29 лет, но в работе с кордебалетом жена — мой незаменимый помощник: она знает тут все — от последней линии до первой, я же в женском танце не считаю себя большим специалистом. Еще она ведет двух солисток — Веру Сабанцеву и Кристину Старостину… Словом, в разговорах за ужином мы обсуждаем вопросы творческие, решаем, что будем делать завтра и так далее. Мне совершенно необходимо, чтобы рядом был человек такого же мышления. Мы вместе развиваемся в этой работе, вместе смотрим много материалов...

— Зрители чрезвычайно благодарны и признательны вам не только за каждый выход на сцену — это отдельный разговор, это чудо и настоящий подарок для новосибирцев, попавших на спектакль с вашим участием! — но и за тот уровень, тот мировой контекст, к которому вы прямо-таки гигантскими шагами приобщаете новосибирский балет в целом.

— Спасибо. Дело в том, что я как артист всегда был очень требователен к своему творчеству. И поэтому сейчас как руководитель я, к сожалению, часто сосредоточен только на негативе. Но когда я иногда выхожу из этого состояния, открываю глаза и вижу: сколько действительно сделано! Была и Москва, и «Золотая маска», и удивление того же Гергиева — как, у новосибирцев есть в репертуаре «Wo cares?», а у нас в Мариинке нет?!.. И так далее, и так далее. Но мой принцип: когда это уже сделано, оно позади, и ты берешь уже другую планку. А что касается моих ролей: вот месяц назад я был в Лондоне на Дягилевском вечере, в его программе — баланчинский «Аполлон». Уж как я уговаривал организаторов и буквально проталкивал в него наших Рому Полковникова и Веру Сабанцеву. Нет, хотели видеть в этой роли меня. Как и в «Шехеразаде». Есть и такой момент: я очень переживаю, когда, что называется, получаю по голове за других. Поэтому я молодым всегда говорю: «Когда ты плохо танцуешь, помни, что у тебя за спиной Зеленский, и все нарекания адресованы ему...» Если есть такой риск, мне легче выйти на сцену самому. В общем, это будет для меня самое счастливое время, когда безбоязненно можно будет ставить на любые роли молодежь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
21.10.2020
При температуре и признаках ОРВИ гражданам следует оставаться дома и вызвать врача из поликлиники по месту жительства. Порядок лечения – необходимость госпитализации или лечения на дому определит медицинский работник, исходя из конкретной ситуации, пояснили в министерстве здравоохранения Новосибирской области.
Правительство России выделит Роструду из резервного фонда 35,6 млрд рублей на выплаты пособий по безработице в России до конца года. Отмечается, что у некоторых регионов сложилась задолженность по выплатам безработным.
20.10.2020 Видео
Новосибирцы жалуются на нехватку лекарств в аптеках. В первую очередь, жаропонижающих и противовирусных препаратов. Несколько обращений поступило в общественную приемную губернатора. В правительстве собрали совещание, на котором обсудили сложившуюся ситуацию. Корреспонденты ОТС отправились на стратегический склад, чтобы оценить запасы медикаментов.
Лодочные переправы, паромы, «передача», военный понтонный мост – эти ниточки связывали два берега великой Оби сотни лет. Наконец-то, в 1925 году на первом генеральном плане Новосибирска была нанесена полоска капитального моста. Именно в том месте, где он сейчас и находится. Но его постройка и открытие оттянулись на 30 лет.
20.10.2020
Как быстро и просто узнать, больны ли вы коронавирусом? Ответ на этот вопрос нашел врач-педиатр высшей категории, телеведущий, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский. Доктор предложил понюхать тряпку, натертую чесноком.
Депутат Госдумы Евгений Фёдоров выступил с предложением продолжить выплаты детям от 3 до 16 лет. Фёдоров считает, что выплата в размере 10000 рублей семьям с детьми может быть начислена и в третий раз. По его мнению, такие выплаты должны стать регулярными.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^