Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Незаурядный человек

2009-07-04
Незаурядный человек
Завод имени Валерия Чкалова. В судьбе скольких людей он стал той самой «проходной, что в люди вывела», как пелось в известной песне. И в памяти каждого человека он запечатлелся по-особому. Есть такие страницы в его истории, которые всегда будут дороги не только прошлому поколению его работников, но и нынешнему, и будущим. В годы Великой Отечественной войны завод дал фронту 15 тысяч истребителей ЯК-7 и ЯК-9.



В послевоенные годы российская авиация на новом витке мирового развития превзошла всех по скорости и высоте полетов. МИГи могли перехватывать любые цели, и страна почувствовала себя защищенной. Самолеты стали востребованы. Самолеты СУ-15, СУ-24 стали новыми ступенями подъема нашей авиации и до сих пор находятся на вооружении Российской армии. Они успешно экспортировались во многие страны и конкурировали с лучшими истребителями мира. Сегодня завод имени Чкалова успешно ремонтирует, модернизирует СУ-24, выпускает многофункциональные истребители четвертого поколения СУ-34, а также участвует в изготовлении новых региональных пассажирских самолетов «Superjet».

Одним из ярких периодов истории завода стали годы, когда Чкаловский возглавил Глеб Алексеевич Ванаг, начинавший свою трудовую деятельность на ЛИСе и в 1964 году ставший во главе знаменитого предприятия.

Руководитель новой формации, он верил в то, что наработанное в российской авиации в предшествующий период не останется невостребованным и в новое время. Чтобы в короткие сроки модернизировать производство, реконструировать цеха, нужны были высококвалифицированные инженеры с хорошими знаниями, и он выходит на новые (ныне инновационные) пути решения поставленных задач.

Свой рабочий день, как правило, Глеб Алексеевич начинал с обхода производственных участков. Он досконально знал состояние производства и ничто не упускал из виду. Но свои выступления на производственных совещаниях или на каких-то мероприятиях он начинал не с производственных вопросов, а с разговора о людях, о тех самых кадрах, которые решают все, искренне считая их главной ценностью завода. Он хорошо понимал, что вес и значение предприятия оцениваются не стоимостью основных фондов, а интеллектуальным потенциалом коллектива, наличием перспективных идей.

Такое отношение к делу и к людям в нем было заложено с детства. Родители, командир Красной армии Алексей Леонтьевич Ванаг и Фиса Александровна, преподаватель философии, воспитывали в детях ответственность, патриотизм, внимание к тем, кто рядом, уважение к людям и своему Отечеству. В 1933 году семья переехала в город Новосибирск, где Глеб успешно окончил среднюю школу № 12. Он готовился поступать в Ленинградский кораблестроительный институт, мечтая строить мощные современные корабли, но в последний момент почему-то передумал и подал документы в Казанский авиационный институт. А вскоре началась Великая Отечественная.

В тяжелые военные годы Глеб кормился тем, что ремонтировал автомобили, а как только выпала возможность продолжить учебу — стал студентом. Годы обучения в Казанском авиационном институте окончательно укрепили парня в его жизненном выборе: отныне и навсегда он — самолетостроитель. По окончании вуза он вместе с супругой, молодым доктором Анной Константиновной, вернулся в Новосибирск.

Анна Константиновна вскоре возглавила городскую службу эпидемиологии, а Глеба Алексеевича приняли в летно-испытательный цех завода имени В.П. Чкалова, где он прошел все «ступени»: от механика до начальника ЛИСа. В 1959 году товарищи избрали Глеба Алексеевича секретарем парткома.

Ему довелось работать директором в те времена, когда руководитель предприятия нес ответственность не только за выполнение государственного плана, но и за все, чем жил многотысячный коллектив. Завод не только участвовал в городском долевом строительстве, но и своими силами строил огромное количество жилья для своих работников и их семей. Директор большое внимание уделял развитию подсобного хозяйства, которое снабжало заводчан свежими овощами, молоком, яйцом. Особым вниманием Ванага пользовался и заводской профилакторий. Лечебную грязь привозили с юга.

Глеб Алексеевич сам принимал участие в выборе площадки для строительства «сибирского Артека» на берегу Обского моря в районе села Бурмистрово. Несмотря на удаленность от города, здесь были построены капитальные корпуса круглогодичного действия со всеми удобствами для детей и жилье для персонала. А Дворец культуры имени Чкалова?! Его строили всем миром. Он и сегодня — один из лучших дворцов в городе! В тот период была построена новая поликлиника, оснащенная самым передовым оборудованием, созданы зоны отдыха с новыми дачными домами, да разве все перечислишь...

А как не сказать о системе обучения?! Она охватывала все, от вечерней школы на территории предприятия до… самолетостроительного факультета в НЭТИ. Работники постоянно повышали свой профессиональный уровень на различных курсах, поступали и успешно оканчивали авиационный техникум, профессиональное училище... Так ковался грамотный и высокопрофессиональный коллектив.

На предприятии велась интенсивная реконструкция и обновление промышленных объектов, цехов, мастерских. Благодаря упорству и настойчивости директора продолжалось благоустройство территории завода, превращение его в «завод-сад». И это не преувеличение — в весеннюю пору завод просто цвел, как настоящий сад.

С переходом на рыночные отношения многое было утрачено. Сегодня можно только вспоминать с ностальгией, как много проводилось различных спортивных и культурных мероприятий, как гремела слава нашего ансамбля «Ваталинка». В постперестроечные годы многие предприятия стали рассматривать содержание социальной инфраструктуры как лишнюю нагрузку, спешно избавлялись от нее.

Во времена Ванага все было иначе. Глеб Алексеевич считал так: работники не должны переживать, где им жить, как дотянуть до зарплаты, куда вести детей, не должны испытывать чувства неуверенности в завтрашнем дне, они должны чувствовать себя во всех отношениях защищенными, только тогда это будет полноценный, работоспособный коллектив.

На заводе действовал принцип: знания (инновации) опережали вложения (инвестиции) в основное производство. Увеличивалась заработная плата, росло количество рабочих мест. Был отличный рабочий класс, а инженеры — от Бога.

В 1967 году открылся музей истории завода. Без преувеличения можно сказать, что он стал достопримечательностью не только предприятия, но и города, собрав ценнейшие экспонаты своей истории и завоевав всевозможные награды во всесоюзных смотрах.

Это было время, когда Новосибирское авиационное объединение было одним из предприятий, которые составляли промышленную славу России, славу отечественной авиации и самолетостроения. Задачи отличались одна от другой только сложностью. На заводе создавались и внедрялись передовые технологии в производство. Наиболее значимыми были метод объемной макетной увязки конструкций и систем, метод математического моделирования аэродинамических обводов самолета, метод обработки металлов — штамповка взрывом, метод беспрессовой формовки деталей с применением взрывчатых веществ и другие.

Самые сложные задачи решались в сотрудничестве с институтами Сибирского отделения Академии наук, что позволяло успешно внедрять достижения науки в производство. Зачинателями этого движения были М.А. Лаврентьев, Г.И. Марчук и Г.А. Ванаг. Все сказанное — лишь неполное упоминание того, что было сделано на заводе им. В.П. Чкалова в период, когда им руководил Ванаг (1964 — 1982 гг.). Но и это немногое позволяет оценить огромный вклад этого человека в судьбу предприятия, которому Глеб Алексеевич отдал 36 лет.

Может возникнуть мысль: для того чтобы все вышеназванное создавалось, работало, приносило позитивные результаты, надо быть вездесущим человеком. Именно таким и был Глеб Алексеевич Ванаг. Завод для него всегда был важнее, чем личное, хоть семью свою Глеб Алексеевич очень любил. В людях ценил порядочность, честность, обязательность, умение держать слово. Не терпел подхалимов и рвачей.

Его самоотверженный труд на благо Родины был отмечен высокими государственными наградами: званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции. И завод под руководством Ванага, достигая высоких результатов, не раз удостаивался наград. В 1971 году завод был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, в 1981-м — орденом Октябрьской Революции, в 1967-м предприятию было вручено на вечное хранение знамя ЦК КПСС и Совета министров СССР. Еще через год завод получил юбилейную грамоту в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и памятный знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке», а в 1976-м имя завода внесено на Всесоюзную доску ВДНХ.

Нам посчастливилось работать с Глебом Алексеевичем Ванагом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
21.10.2020
При температуре и признаках ОРВИ гражданам следует оставаться дома и вызвать врача из поликлиники по месту жительства. Порядок лечения – необходимость госпитализации или лечения на дому определит медицинский работник, исходя из конкретной ситуации, пояснили в министерстве здравоохранения Новосибирской области.
Правительство России выделит Роструду из резервного фонда 35,6 млрд рублей на выплаты пособий по безработице в России до конца года. Отмечается, что у некоторых регионов сложилась задолженность по выплатам безработным.
20.10.2020 Видео
Новосибирцы жалуются на нехватку лекарств в аптеках. В первую очередь, жаропонижающих и противовирусных препаратов. Несколько обращений поступило в общественную приемную губернатора. В правительстве собрали совещание, на котором обсудили сложившуюся ситуацию. Корреспонденты ОТС отправились на стратегический склад, чтобы оценить запасы медикаментов.
Лодочные переправы, паромы, «передача», военный понтонный мост – эти ниточки связывали два берега великой Оби сотни лет. Наконец-то, в 1925 году на первом генеральном плане Новосибирска была нанесена полоска капитального моста. Именно в том месте, где он сейчас и находится. Но его постройка и открытие оттянулись на 30 лет.
20.10.2020
Как быстро и просто узнать, больны ли вы коронавирусом? Ответ на этот вопрос нашел врач-педиатр высшей категории, телеведущий, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский. Доктор предложил понюхать тряпку, натертую чесноком.
Депутат Госдумы Евгений Фёдоров выступил с предложением продолжить выплаты детям от 3 до 16 лет. Фёдоров считает, что выплата в размере 10000 рублей семьям с детьми может быть начислена и в третий раз. По его мнению, такие выплаты должны стать регулярными.
x^