Новосибирск 1.1 °C

Незаурядный человек

04.07.2009 00:00:00
Незаурядный человек
Завод имени Валерия Чкалова. В судьбе скольких людей он стал той самой «проходной, что в люди вывела», как пелось в известной песне. И в памяти каждого человека он запечатлелся по-особому. Есть такие страницы в его истории, которые всегда будут дороги не только прошлому поколению его работников, но и нынешнему, и будущим. В годы Великой Отечественной войны завод дал фронту 15 тысяч истребителей ЯК-7 и ЯК-9.



В послевоенные годы российская авиация на новом витке мирового развития превзошла всех по скорости и высоте полетов. МИГи могли перехватывать любые цели, и страна почувствовала себя защищенной. Самолеты стали востребованы. Самолеты СУ-15, СУ-24 стали новыми ступенями подъема нашей авиации и до сих пор находятся на вооружении Российской армии. Они успешно экспортировались во многие страны и конкурировали с лучшими истребителями мира. Сегодня завод имени Чкалова успешно ремонтирует, модернизирует СУ-24, выпускает многофункциональные истребители четвертого поколения СУ-34, а также участвует в изготовлении новых региональных пассажирских самолетов «Superjet».

Одним из ярких периодов истории завода стали годы, когда Чкаловский возглавил Глеб Алексеевич Ванаг, начинавший свою трудовую деятельность на ЛИСе и в 1964 году ставший во главе знаменитого предприятия.

Руководитель новой формации, он верил в то, что наработанное в российской авиации в предшествующий период не останется невостребованным и в новое время. Чтобы в короткие сроки модернизировать производство, реконструировать цеха, нужны были высококвалифицированные инженеры с хорошими знаниями, и он выходит на новые (ныне инновационные) пути решения поставленных задач.

Свой рабочий день, как правило, Глеб Алексеевич начинал с обхода производственных участков. Он досконально знал состояние производства и ничто не упускал из виду. Но свои выступления на производственных совещаниях или на каких-то мероприятиях он начинал не с производственных вопросов, а с разговора о людях, о тех самых кадрах, которые решают все, искренне считая их главной ценностью завода. Он хорошо понимал, что вес и значение предприятия оцениваются не стоимостью основных фондов, а интеллектуальным потенциалом коллектива, наличием перспективных идей.

Такое отношение к делу и к людям в нем было заложено с детства. Родители, командир Красной армии Алексей Леонтьевич Ванаг и Фиса Александровна, преподаватель философии, воспитывали в детях ответственность, патриотизм, внимание к тем, кто рядом, уважение к людям и своему Отечеству. В 1933 году семья переехала в город Новосибирск, где Глеб успешно окончил среднюю школу № 12. Он готовился поступать в Ленинградский кораблестроительный институт, мечтая строить мощные современные корабли, но в последний момент почему-то передумал и подал документы в Казанский авиационный институт. А вскоре началась Великая Отечественная.

В тяжелые военные годы Глеб кормился тем, что ремонтировал автомобили, а как только выпала возможность продолжить учебу — стал студентом. Годы обучения в Казанском авиационном институте окончательно укрепили парня в его жизненном выборе: отныне и навсегда он — самолетостроитель. По окончании вуза он вместе с супругой, молодым доктором Анной Константиновной, вернулся в Новосибирск.

Анна Константиновна вскоре возглавила городскую службу эпидемиологии, а Глеба Алексеевича приняли в летно-испытательный цех завода имени В.П. Чкалова, где он прошел все «ступени»: от механика до начальника ЛИСа. В 1959 году товарищи избрали Глеба Алексеевича секретарем парткома.

Ему довелось работать директором в те времена, когда руководитель предприятия нес ответственность не только за выполнение государственного плана, но и за все, чем жил многотысячный коллектив. Завод не только участвовал в городском долевом строительстве, но и своими силами строил огромное количество жилья для своих работников и их семей. Директор большое внимание уделял развитию подсобного хозяйства, которое снабжало заводчан свежими овощами, молоком, яйцом. Особым вниманием Ванага пользовался и заводской профилакторий. Лечебную грязь привозили с юга.

Глеб Алексеевич сам принимал участие в выборе площадки для строительства «сибирского Артека» на берегу Обского моря в районе села Бурмистрово. Несмотря на удаленность от города, здесь были построены капитальные корпуса круглогодичного действия со всеми удобствами для детей и жилье для персонала. А Дворец культуры имени Чкалова?! Его строили всем миром. Он и сегодня — один из лучших дворцов в городе! В тот период была построена новая поликлиника, оснащенная самым передовым оборудованием, созданы зоны отдыха с новыми дачными домами, да разве все перечислишь...

А как не сказать о системе обучения?! Она охватывала все, от вечерней школы на территории предприятия до… самолетостроительного факультета в НЭТИ. Работники постоянно повышали свой профессиональный уровень на различных курсах, поступали и успешно оканчивали авиационный техникум, профессиональное училище... Так ковался грамотный и высокопрофессиональный коллектив.

На предприятии велась интенсивная реконструкция и обновление промышленных объектов, цехов, мастерских. Благодаря упорству и настойчивости директора продолжалось благоустройство территории завода, превращение его в «завод-сад». И это не преувеличение — в весеннюю пору завод просто цвел, как настоящий сад.

С переходом на рыночные отношения многое было утрачено. Сегодня можно только вспоминать с ностальгией, как много проводилось различных спортивных и культурных мероприятий, как гремела слава нашего ансамбля «Ваталинка». В постперестроечные годы многие предприятия стали рассматривать содержание социальной инфраструктуры как лишнюю нагрузку, спешно избавлялись от нее.

Во времена Ванага все было иначе. Глеб Алексеевич считал так: работники не должны переживать, где им жить, как дотянуть до зарплаты, куда вести детей, не должны испытывать чувства неуверенности в завтрашнем дне, они должны чувствовать себя во всех отношениях защищенными, только тогда это будет полноценный, работоспособный коллектив.

На заводе действовал принцип: знания (инновации) опережали вложения (инвестиции) в основное производство. Увеличивалась заработная плата, росло количество рабочих мест. Был отличный рабочий класс, а инженеры — от Бога.

В 1967 году открылся музей истории завода. Без преувеличения можно сказать, что он стал достопримечательностью не только предприятия, но и города, собрав ценнейшие экспонаты своей истории и завоевав всевозможные награды во всесоюзных смотрах.

Это было время, когда Новосибирское авиационное объединение было одним из предприятий, которые составляли промышленную славу России, славу отечественной авиации и самолетостроения. Задачи отличались одна от другой только сложностью. На заводе создавались и внедрялись передовые технологии в производство. Наиболее значимыми были метод объемной макетной увязки конструкций и систем, метод математического моделирования аэродинамических обводов самолета, метод обработки металлов — штамповка взрывом, метод беспрессовой формовки деталей с применением взрывчатых веществ и другие.

Самые сложные задачи решались в сотрудничестве с институтами Сибирского отделения Академии наук, что позволяло успешно внедрять достижения науки в производство. Зачинателями этого движения были М.А. Лаврентьев, Г.И. Марчук и Г.А. Ванаг. Все сказанное — лишь неполное упоминание того, что было сделано на заводе им. В.П. Чкалова в период, когда им руководил Ванаг (1964 — 1982 гг.). Но и это немногое позволяет оценить огромный вклад этого человека в судьбу предприятия, которому Глеб Алексеевич отдал 36 лет.

Может возникнуть мысль: для того чтобы все вышеназванное создавалось, работало, приносило позитивные результаты, надо быть вездесущим человеком. Именно таким и был Глеб Алексеевич Ванаг. Завод для него всегда был важнее, чем личное, хоть семью свою Глеб Алексеевич очень любил. В людях ценил порядочность, честность, обязательность, умение держать слово. Не терпел подхалимов и рвачей.

Его самоотверженный труд на благо Родины был отмечен высокими государственными наградами: званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции. И завод под руководством Ванага, достигая высоких результатов, не раз удостаивался наград. В 1971 году завод был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, в 1981-м — орденом Октябрьской Революции, в 1967-м предприятию было вручено на вечное хранение знамя ЦК КПСС и Совета министров СССР. Еще через год завод получил юбилейную грамоту в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и памятный знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке», а в 1976-м имя завода внесено на Всесоюзную доску ВДНХ.

Нам посчастливилось работать с Глебом Алексеевичем Ванагом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: