Новосибирск 2.1 °C

Мы против расизма и национализма

22.07.2009 00:00:00
Мы против расизма и национализма
В Самаре прошел межрегиональный конкурс «Колокола памяти», в котором приняли участие школьники Искитима. Работа Влады Дмитриевой была признана одной из лучших и заняла второе место. Вопросам терпимости, дружбы людей разных национальностей, вероисповедания, цвета кожи уделяется сейчас особое внимание. Недавно президент Дмитрий Медведев с помощью телемоста общался с участниками молодежного форума «Селигер», где к нему обратились подростки с просьбой традиционный Урок мира, который пройдет 1 сентября, посвятить именно вопросам терпимости среди молодежи, борьбы с ксенофобией и национализмом.



По мнению президента, эту проблему необходимо решать, и в этом можно опереться на опыт других стран. Но можно взять за основу ту работу, которую на протяжении вот уже нескольких лет проводят в искитимской школе №5.

Организовать школу толерантности педагог Елена Александровна Годунова задумала давно. Она много лет посвятила вопросам холокоста, рассказывала об этом детям, увлекала, занималась поиском материалов. Помогали ей и ученики. А два года назад вся эта исследовательская работа вылилась в организацию школы толерантности. В рамках ее детьми разрабатываются практико-ориентированные проекты. Первый из них назывался «Семья-радуга» и был посвящен году Семьи.

— Проект «Семья-радуга» назван в честь семьи Жозефин Бейкер из Франции, которая усыновила 12 детей разных национальностей и рас, разного вероисповедания, — рассказывает Елена Годунова. — Тем самым она развивала отношения, основанные на национальной и религиозной толерантности в рамках своей семьи. Вот мы и задумались о пропаганде отношений, складывающихся в семьях с приемными детьми разных национальностей, через популяризацию зарубежного, российского и местного опыта.

Начинали ребятишки с собственных семей, с рассказа о них, с анализа опыта родителей.

Сочинения активных участниц школы Влады Дмитриевой, Ксюши Морозовой и Леры Долгушиной были отправлены на всероссийский конкурс сочинений «Крепка семья — крепка держава». Эти работы были размещены на сайте Центра национальной славы в Красноярске. А сочинение Леры Долгушиной даже было рецензировано. Член Союза журналистов России Владимир Зыков так отозвался о рассказе девочки: «Представлена модель мира; мир, по мысли подростка, должен основываться на счастливой и многодетной семье. Прекрасны примеры гражданственности — о матерях, усыновивших и воспитавших чужих детей, потомки которых составили поселение из более чем двухсот жителей. Поэтому хорошо и даже не наивно читаются заключительные строки:

«Любите! И ищите счастье —
Оно рождается в семье!».

Собрали ребята информацию обо всех самых крепких приемных семьях России, бывшего Советского Союза, особенно тех, что формировались в годы Великой Отечественной войны.

— Тогда движение на усыновление осиротевших детей приняло массовый характер среди всех народов нашей страны, — рассказывает Лера Долгушина. — 50-летняя узбечка Бахрихон Амурхаджиева взяла к себе в семью восьмерых девочек и мальчиков разных национальностей. А семья кузнеца Ахмеда Шамахмудова и Бахрии Акрамовой усыновила 14 детей, потерявших в годы войны родителей. К шести своим 12 усыновленных детей прибавила и узбечка, председатель колхоза имени Энгельса Самаркандской области Фатима Касымовна Касымова. В лице Фатимы Касымовой обрели родительский дом и материнскую ласку ребята различных национальностей нашей страны — русские, таджики, узбеки, татары и мордвины. Разве это не пример толерантности.

Один из участников проектной группы школы толерантности Эрнест Хан участвовал в областном конкурсе «Лучший урок письма» и победил в номинации «Письмо моей семье». Как раз его бабушка и дедушка живут в Ташкенте, и с их помощью он проследил историю памятника семье Шамахмудовых. В апреле 2008 года на площади Дружбы народов в Ташкенте монумент, символизировавший великодушие узбекского народа, был разрушен. Находящийся рядом Дворец дружбы народов был переименован в Дворец независимости. И теперь здесь должен был стоять другой символ.

Ребята нашли примеры и в нашей области. Семья Плучевских из Искитима, в которой воспитываются 16 приемных детей, награждена орденом Благоверного царевича Дмитрия за дела милосердные. Плучевские 119-е по счету граждане России, удостоенные этой высшей церковной награды. Собрали материал и о семье Григорьевых из Черепановского района. Папой священнослужителя отца Сергея могут назвать больше 20 человек. Лишь один из них — по праву крови. Остальные дети — приемные.

Собранный огромный материал в рамках проекта «Семья-радуга» был отмечен высшими наградами фестиваля толерантности «Радужный мост», проходившего в Йошкар-Оле. А летом прошлого года ученики школы толерантности впервые участвовали в конкурсе «Колокола памяти». Ксения Морозова вышла тогда в финал и побывала на награждении в Самарской области.

— Тема конкурса «Моя семья — Отечества защитник» была мне близка, — рассказывает девочка. — Я рассказала о прадедушке, всех родственниках, кто воевал в Великой Отечественной войне. Конечно, не ожидала, что работу оценят так высоко, но была очень рада.

По итогам работы над проектом «Семья-радуга» при поддержке городской администрации школа толерантности выпустила сборник «Семья может быть разной». К нему прилагается диск с мультимедийной презентацией и методическими рекомендациями для учителей школ. Книжки раздали педагогам города и предложили провести урок толерантности. Он прошел как раз 1 сентября год назад, опережая инициативы президента. К каждой книге прилагался опросный лист, в котором можно было оценить сам урок, восприятие детей и что-то порекомендовать. Опросные листы вернулись к авторам. Так, выяснилось, что уроки по предлагаемой методике провели 35 педагогов Искитима для более 700 детей. Материал был интересным и школьники его легко усвоили.

В нынешнем году, объявленном годом Молодежи, воспитанники школы толерантности выбрали тему для проекта: «Навсегда остались молодыми». Елена Александровна предложила несколько тем, и ребята решили рассказать о судьбах отдельных детей, жизнь которых унесла война. Три работы с мультимедийными презентациями были отправлены на конкурс «Колокола времени». Это рассказы о Тане Савичевой, Анне Франк и японской девочке Садака Сасаки. Удивительно, но в современной школе их историям уделяется мало внимания. Девочки из школы толерантности впервые узнали об их трагической судьбе. Может, поэтому работы были эмоциональными, а тот материал, который ребята подняли, огромным.

— В основу моей работы легла история японской девочки Садака Сасаки. Она сделала только 644 бумажных журавлика. А нужно было тысячу. Не успела, — рассказывает Влада Дмитриева. — Мне было ее так жаль. И я хотела, чтобы все узнали о ней. К мультимедийной презентации я присоединила две песни — «Японский журавлик» и «Журавли». А второй частью работы было эссе «Молодежный лидер: вчера, сегодня, завтра». Мы все вместе его писали и на примере историй трех девочек, погибших молодыми, рассуждали, можно ли их назвать лидерами. Я думаю, можно, они ведь своей смертью вдохновили многих на жизнь, на борьбу с угнетением, несправедливостью, расизмом.

Вместе с педагогом Еленой Годуновой Влада побывала в Самаре на награждении. От поездки осталось много впечатлений, ведь для всех конкурсантов устраивались экскурсии, встречи, различные форумы.

Во время работы по проектам ребята собрали огромный материал как о земляках, так и о выдающихся людях всей страны. И они готовы поделиться им со всеми. Например, 1 сентября, когда уроки толерантности пройдут по всей стране.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: