Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Когда нет идей — пора уходить»

2009-10-29
Виталий Злодеев
«Когда нет идей — пора уходить»
«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Ах, как же уже давно эти пафосные, но такие душевные слова точно отражали отношение к педагогам, их месту и роли в обществе. Если верить современным СМИ, особенно их «желтоватому» сегменту, то нынешние учителя разве что еще не убивают прямо во время уроков.

А так полный набор пороков и статей Уголовного кодекса: взяточничество, избиение детей, педофилия. При этом пресса с таким упоением смакует каждый отдельный случай, что невольно возникают мысли о целенаправленной кампании по очернению целого профессионального сообщества. Конечно, в любой семье не без урода, но в большинстве своем, хочется в это верить, учителя остаются носителями лучших человеческих качеств, без которых невозможна работа с детьми.

Огонёк в глазах
Если бы меня попросили написать портрет идеального учителя, то безо всяких раздумий взял бы за образец Наталью Анатольевну Скидан — учителя русского языка и литературы Решетовской средней общеобразовательной школы Кочковского района. Острый ум, интересная, образная речь, обаяние, под которое попадаешь сразу и навсегда. А еще неугомонность, жажда нового и огонек в глазах, который не погас даже после 15 лет работы в сельской школе. Не случайно один из жизненных принципов Натальи Анатольевны вынесен в заголовок этой статьи.

Для Решетовской школы она, это можно смело утверждать, поистине незаменима. При этом совершенно не вписывается в стереотипный образ словесника.

— Наташа удивила всех с самого начала, — говорит директор школы Людмила Михайловна Бурматова, — приехав к нам в 1994 году после окончания института. Она выросла в Искитиме, пять лет училась в Новосибирске, но поразительно легко вписалась в сельскую жизнь, что для многих является сложной задачей. И вот уже 15 лет она заражает своей энергией окружающих её людей и параллельно «продвигает» нашу школу. Являясь заместителем директора по научно-методической работе, она еще взяла на себя функцию пиар-менеджера, выражаясь современным языком. Участие в профессиональных конкурсах, выставках, внедрение в учебный процесс новых технологий — все это заслуга Натальи Анатольевны.

После такой хвалебной «презентации» бывает непросто настроиться на душевный разговор, не «скатившись» в рассказы о призах и премиях. Хвала нашим филологам, намедни «подарившим» стране «йогУрт», «дОговор» и «чёрное кофе». Тема, не способная оставить учителя русского языка безучастным.

«Не люблю правильных ответов»
— Любой язык, — считает Наталья, — живой организм, и когда в нем происходят неизбежные изменения, это лишь подтверждает его жизненность. Я вообще не очень принимаю столь бурную реакцию людей, особенно от языка далеких. Всегда была и буду приверженцем известного изречения: «знающий нормы, вправе их нарушать». Нормы языка не должны быть закостенелым ископаемым, их нужно уметь варьировать, применять в зависимости от ситуации. Я, кстати, не люблю правильных ответов, когда ученик не думал о прочитанном, не предлагал свой взгляд, а просто выучил, вызубрил урок.

— Но у нас в системе образования, как мне кажется, до сих велик культ оценки, велико значение хорошего аттестата. Может, потому всё больше педагогов, работающих по принципу: ничего личного — только бизнес. Провел урок, поставил оценки и разошлись?

— Наверное, поэтому я и оценки очень тяжело ставлю. Хочется в первую очередь не провести урок, а научить ребёнка работать с текстом, пользоваться остальными громадными потоками информации, уметь находить и оставлять себе нужное, главное. Это очень непросто, особенно на первых порах, когда идет выбор педагогического стиля, алгоритма работы.

С другой стороны, когда я начинала работать, школьную программу «отпустили» на все четыре стороны. Принцип такой: ребенок на «выходе» должен знать это и это, а как учитель даст ему знания, перестало, на определенном этапе, быть главным. Плохо или хорошо всё происходящее — не знаю. Мне сейчас работать комфортно, хотя литература в 11-м классе сдаётся по выбору, классическое сочинение перестало быть главной формой проверки знаний и способностей.

«Гарри Поттер» — энциклопедия жизни
— В советское время, когда мы с вами учились в школе, программа по литературе была определенной и незыблемой на долгие годы... Полагаю, и сейчас русская классика никуда не делась, но выбор литературы для внеклассного чтения несоизмерим с тем, что было 20 лет назад. Как вы считаете, имеет ли право учитель влиять на литературные пристрастия детей, в соответствии со своим вкусом? И какую литературу любите лично вы?

— В нашей русской культуре всегда была традиция кого-то воспитывать и педагог традиционно являлся не просто передатчиком знаний, но воспитателем. Теперь учитель должен быть навигатором, некой «компьютерной программой», способной подсказать нужный вектор движения, алгоритм действий. И дети перестраиваются гораздо быстрее нас — они холодно и беспристрастно отсекают всё ненужное, романтиков становится всё меньше, навязать свою волю, что-то советовать становится почти невозможно.

Многие склонны бить тревогу, что новые поколения растут все более безграмотными, ничем не интересующимися. Не соглашусь принципиально — они всё знаёт, но всё, что ИМ нужно. Навигаторство прекрасно в бизнесе, но не так эффективно в образовании, в литературе. И бояться нужно не мифической безграмотности молодежи, а утраты самобытности, как государства, нации.

— И всё же о книгах, Наталья Анатольевна...

— Маяковский — мой любимый поэт, и объяснений по этому поводу давать не люблю. Татьяну Толстую многие считают трудным и заумным писателем, а еще одного моего «любимца» — Пауло Коэльо — слишком поверхностным и «попсовым». Но меня восхищает умение этих людей разными языками говорить о простых, понятных, общечеловеческих вещах. Вы будете смеяться, но я и «Гарри Поттера» считаю выдающимся произведением, крайне полезным для детей. Если отбросить весь волшебно-магический ритуал, то мы увидим рассказы о дружбе, чести, семейных ценностях. Настоящая энциклопедия жизни.

Но самое большое открытие, сравнимое с потрясением, произошло недавно — я вдумчиво, другими глазами прочла «Слово о полку Игореве». Автор (или авторы), не имеющий никакого образования, умудрился написать книгу, абсолютно современную спустя много столетий.

— Жалеете, что ваши ученики не то что не могут, а не хотят этого видеть и понимать?

— Тут нельзя рассуждать столь категорично. Для меня важнее грамотного написания текстов и огромного количества прочитанных книг видеть в детях стремление к развитию, жажду знаний, способность не просто внимать учителю, но и обучаться самостоятельно. Можно утверждать, что человек, не прочитавший Толстого и Достоевского, не знающий поэзию Пушкина, — пропащий и бесперспективный. Ерунда, кто хочет, тот наверстает позже, когда появится осознанная тяга к литературе, поэзии. Мне важнее знать, что ребенок, которого я за руку «довела» до взрослой жизни, в ней не пропадет. Чувство уверенности и спокойствия за их судьбы нельзя никакими баллами и оценками измерить, для учителя это, наверное, высшая награда.

«Мы не деревня»
Хотя наград, как личных, так и заработанных в коллективе, у Натальи Анатольевны хватает. С её подачи Решетовская школа стала завсегдатаем всевозможных конкурсов и выставок, в 2007 году из 54 школ области, получивших миллион рублей, у решетовцев был девятый комплексный рейтинг, а среди сельских школ области — уверенное первое место. Наталья Скидан сама готовит учебные диски, презентации как для школы, так и для отдельных учеников, участвующих в конкурсах. Неудачи, которых, впрочем, почти не бывает, воспринимает близко к сердцу.

— У всех наших медалей, как обычно, две стороны. Не буду лукавить: когда твой персональный труд или работу всего коллектива отмечают, то это окрыляет, заставляет работать еще лучше, искать новые формы. Но вторая сторона, на мой взгляд, важнее. Успехами на областном и федеральном уровнях мы окончательно разрушили комплекс «деревни». Были поначалу и «доброжелатели», всячески отговаривающие от попыток показать себя, среди педагогов и школьников не было уверенности в своих силах. А ведь это очень важно в глубинке — знать, что ты не хуже других, а во многом и лучше. Я вижу сегодня моих учеников, которые без страха отправляются на областные конкурсы, так как уверены, что мы подготовились на 100 процен- тов, что нам не будет стыдно за своё выступление.

— Вас называют креативной, продвинутой, носительницей инновационных идей. А насколько важно иметь сторонников в коллективе или можно оставаться «единственной и неповторимой звездой на тёмном небосклоне»?

— Наверное, можно, я не пробовала (смеётся). Всегда существуют первопроходцы, а к ним всегда присоединяются единомышленники. 20 — 25 процентов новаторов в любом педагогическом коллективе — минимальная норма. Но это не значит, что остальные архаичны и просто «отбывают номер». Мы, по крайней мере в нашей школе, одна команда, с единой стратегией, работающие в одной связке.

— За последнее время слово «инновации» настолько затёр- ли, что уже стал теряться первоначальный смысл. А как вы для себя определяете инновации в образовании?

— Несколько иначе, чем официальное определение, — что-то новое, полученное на основе знаний и технологий. Я считаю, что инновация — это не то, чего раньше не было, а то, что ты раньше не делал.

— Ну, такой подход расширяет поле для дальнейшей деятельности. То есть идей ещё хватит надолго?

— Если я буду работать в школе, значит, идеи пока есть.

С Натальей Анатольевной разговаривать легко и сложно. Легко потому, что она очень светлый и умный человек, обаятельная женщина. Сложно, так как порой рискуешь показаться глупым и поверхностным. Хотя она, естественно, никак не выразит своё разочарование — воспитание не позволит.

Если же серьезно, то мы ехали в Решеты, чтобы написать заметку об одном из 11 педагогов Кочковского района, отмеченных на федеральном уровне (масштабная, кстати, цифра для одной сельской территории), а получилось, сами видите, что. Больше часа разговаривали о жизни, а о пресловутых 100 тысячах так и не вспомнили. Конечно, в конце спросили, за что, хотя к тому моменту и так всё было ясно. За работу, за систему, за инновации. За тот самый огонек в глазах, который зачастую важнее всего остального.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
19.10.2020
До конца недели в Новосибирске дополнительно развернут 992 койки для пациентов с коронавирусом. Об этом 19 октября в прямом эфире НГС рассказала главный инфекционист региона Лариса Позднякова.
19.10.2020 Видео
Новосибирские генетики получили грант на исследование причин сезонной депрессии. Не секрет, что с наступлением осени многие замечают резкую смену настроения. Одна из причин такого состояния - нехватка солнечного света, который вырабатывает жизненно необходимый гормон. Чтобы выяснить, почему люди становятся раздраженными, учёные провели эксперимент на аквариумных рыбках.
17.10.2020
Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией серьезно увеличил нагрузку на всю систему здравоохранения Новосибирской области. Как в этих условиях работают бригады скорой помощи и почему кареты с красным крестом увозят в больницу далеко не всех пациентов, VN.ru рассказала главный врач станции скорой помощи Ирина Большакова.
Несмотря на вторую волну коронавируса, в Новосибирске, около 3500 человек пришли писать ежегодный Тотальный диктант-2020 на очные площадки днем 17 октября. В этом году знания горожан проверяли более чем на 50 площадках, начиная от университетов и библиотек и заканчивая мэрией и тюрьмами.
15.10.2020
COVID-19 продиктовал человечеству новые стандарты чистоты рук. Если раньше это было обычным ежедневным ритуалом, о котором никто не задумывался, то теперь стало предметом чуть ли не научных исследований. О том, как правильно мыть руки, выпускают методички, а люди спорят, какую песню напевать в процессе — «Червона рута» или «В лесу родилась ёлочка». Vn.ru ко всемирному дню мытья рук, который отмечают 15 октября, собрал основные правила не такого уж бесхитростного процесса.
Подготовку к «Фестивалю тюльпанов» начали в Новосибирске. В планах - высадить на Михайловской набережной 56 тысяч луковиц. Их привезли из Голландии по инициативе одной из крупных торговых сетей. Праздник цветов в разных российских городах проводят уже восемь лет, в нашем мегаполисе - второй год. Но этой весной парки были закрыты - увидеть красоту можно было только на фотографиях.
x^