Новосибирск 7.7 °C

«Когда нет идей — пора уходить»

29.10.2009 00:00:00
«Когда нет идей — пора уходить»
«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Ах, как же уже давно эти пафосные, но такие душевные слова точно отражали отношение к педагогам, их месту и роли в обществе. Если верить современным СМИ, особенно их «желтоватому» сегменту, то нынешние учителя разве что еще не убивают прямо во время уроков.

А так полный набор пороков и статей Уголовного кодекса: взяточничество, избиение детей, педофилия. При этом пресса с таким упоением смакует каждый отдельный случай, что невольно возникают мысли о целенаправленной кампании по очернению целого профессионального сообщества. Конечно, в любой семье не без урода, но в большинстве своем, хочется в это верить, учителя остаются носителями лучших человеческих качеств, без которых невозможна работа с детьми.

Огонёк в глазах
Если бы меня попросили написать портрет идеального учителя, то безо всяких раздумий взял бы за образец Наталью Анатольевну Скидан — учителя русского языка и литературы Решетовской средней общеобразовательной школы Кочковского района. Острый ум, интересная, образная речь, обаяние, под которое попадаешь сразу и навсегда. А еще неугомонность, жажда нового и огонек в глазах, который не погас даже после 15 лет работы в сельской школе. Не случайно один из жизненных принципов Натальи Анатольевны вынесен в заголовок этой статьи.

Для Решетовской школы она, это можно смело утверждать, поистине незаменима. При этом совершенно не вписывается в стереотипный образ словесника.

— Наташа удивила всех с самого начала, — говорит директор школы Людмила Михайловна Бурматова, — приехав к нам в 1994 году после окончания института. Она выросла в Искитиме, пять лет училась в Новосибирске, но поразительно легко вписалась в сельскую жизнь, что для многих является сложной задачей. И вот уже 15 лет она заражает своей энергией окружающих её людей и параллельно «продвигает» нашу школу. Являясь заместителем директора по научно-методической работе, она еще взяла на себя функцию пиар-менеджера, выражаясь современным языком. Участие в профессиональных конкурсах, выставках, внедрение в учебный процесс новых технологий — все это заслуга Натальи Анатольевны.

После такой хвалебной «презентации» бывает непросто настроиться на душевный разговор, не «скатившись» в рассказы о призах и премиях. Хвала нашим филологам, намедни «подарившим» стране «йогУрт», «дОговор» и «чёрное кофе». Тема, не способная оставить учителя русского языка безучастным.

«Не люблю правильных ответов»
— Любой язык, — считает Наталья, — живой организм, и когда в нем происходят неизбежные изменения, это лишь подтверждает его жизненность. Я вообще не очень принимаю столь бурную реакцию людей, особенно от языка далеких. Всегда была и буду приверженцем известного изречения: «знающий нормы, вправе их нарушать». Нормы языка не должны быть закостенелым ископаемым, их нужно уметь варьировать, применять в зависимости от ситуации. Я, кстати, не люблю правильных ответов, когда ученик не думал о прочитанном, не предлагал свой взгляд, а просто выучил, вызубрил урок.

— Но у нас в системе образования, как мне кажется, до сих велик культ оценки, велико значение хорошего аттестата. Может, потому всё больше педагогов, работающих по принципу: ничего личного — только бизнес. Провел урок, поставил оценки и разошлись?

— Наверное, поэтому я и оценки очень тяжело ставлю. Хочется в первую очередь не провести урок, а научить ребёнка работать с текстом, пользоваться остальными громадными потоками информации, уметь находить и оставлять себе нужное, главное. Это очень непросто, особенно на первых порах, когда идет выбор педагогического стиля, алгоритма работы.

С другой стороны, когда я начинала работать, школьную программу «отпустили» на все четыре стороны. Принцип такой: ребенок на «выходе» должен знать это и это, а как учитель даст ему знания, перестало, на определенном этапе, быть главным. Плохо или хорошо всё происходящее — не знаю. Мне сейчас работать комфортно, хотя литература в 11-м классе сдаётся по выбору, классическое сочинение перестало быть главной формой проверки знаний и способностей.

«Гарри Поттер» — энциклопедия жизни
— В советское время, когда мы с вами учились в школе, программа по литературе была определенной и незыблемой на долгие годы... Полагаю, и сейчас русская классика никуда не делась, но выбор литературы для внеклассного чтения несоизмерим с тем, что было 20 лет назад. Как вы считаете, имеет ли право учитель влиять на литературные пристрастия детей, в соответствии со своим вкусом? И какую литературу любите лично вы?

— В нашей русской культуре всегда была традиция кого-то воспитывать и педагог традиционно являлся не просто передатчиком знаний, но воспитателем. Теперь учитель должен быть навигатором, некой «компьютерной программой», способной подсказать нужный вектор движения, алгоритм действий. И дети перестраиваются гораздо быстрее нас — они холодно и беспристрастно отсекают всё ненужное, романтиков становится всё меньше, навязать свою волю, что-то советовать становится почти невозможно.

Многие склонны бить тревогу, что новые поколения растут все более безграмотными, ничем не интересующимися. Не соглашусь принципиально — они всё знаёт, но всё, что ИМ нужно. Навигаторство прекрасно в бизнесе, но не так эффективно в образовании, в литературе. И бояться нужно не мифической безграмотности молодежи, а утраты самобытности, как государства, нации.

— И всё же о книгах, Наталья Анатольевна...

— Маяковский — мой любимый поэт, и объяснений по этому поводу давать не люблю. Татьяну Толстую многие считают трудным и заумным писателем, а еще одного моего «любимца» — Пауло Коэльо — слишком поверхностным и «попсовым». Но меня восхищает умение этих людей разными языками говорить о простых, понятных, общечеловеческих вещах. Вы будете смеяться, но я и «Гарри Поттера» считаю выдающимся произведением, крайне полезным для детей. Если отбросить весь волшебно-магический ритуал, то мы увидим рассказы о дружбе, чести, семейных ценностях. Настоящая энциклопедия жизни.

Но самое большое открытие, сравнимое с потрясением, произошло недавно — я вдумчиво, другими глазами прочла «Слово о полку Игореве». Автор (или авторы), не имеющий никакого образования, умудрился написать книгу, абсолютно современную спустя много столетий.

— Жалеете, что ваши ученики не то что не могут, а не хотят этого видеть и понимать?

— Тут нельзя рассуждать столь категорично. Для меня важнее грамотного написания текстов и огромного количества прочитанных книг видеть в детях стремление к развитию, жажду знаний, способность не просто внимать учителю, но и обучаться самостоятельно. Можно утверждать, что человек, не прочитавший Толстого и Достоевского, не знающий поэзию Пушкина, — пропащий и бесперспективный. Ерунда, кто хочет, тот наверстает позже, когда появится осознанная тяга к литературе, поэзии. Мне важнее знать, что ребенок, которого я за руку «довела» до взрослой жизни, в ней не пропадет. Чувство уверенности и спокойствия за их судьбы нельзя никакими баллами и оценками измерить, для учителя это, наверное, высшая награда.

«Мы не деревня»
Хотя наград, как личных, так и заработанных в коллективе, у Натальи Анатольевны хватает. С её подачи Решетовская школа стала завсегдатаем всевозможных конкурсов и выставок, в 2007 году из 54 школ области, получивших миллион рублей, у решетовцев был девятый комплексный рейтинг, а среди сельских школ области — уверенное первое место. Наталья Скидан сама готовит учебные диски, презентации как для школы, так и для отдельных учеников, участвующих в конкурсах. Неудачи, которых, впрочем, почти не бывает, воспринимает близко к сердцу.

— У всех наших медалей, как обычно, две стороны. Не буду лукавить: когда твой персональный труд или работу всего коллектива отмечают, то это окрыляет, заставляет работать еще лучше, искать новые формы. Но вторая сторона, на мой взгляд, важнее. Успехами на областном и федеральном уровнях мы окончательно разрушили комплекс «деревни». Были поначалу и «доброжелатели», всячески отговаривающие от попыток показать себя, среди педагогов и школьников не было уверенности в своих силах. А ведь это очень важно в глубинке — знать, что ты не хуже других, а во многом и лучше. Я вижу сегодня моих учеников, которые без страха отправляются на областные конкурсы, так как уверены, что мы подготовились на 100 процен- тов, что нам не будет стыдно за своё выступление.

— Вас называют креативной, продвинутой, носительницей инновационных идей. А насколько важно иметь сторонников в коллективе или можно оставаться «единственной и неповторимой звездой на тёмном небосклоне»?

— Наверное, можно, я не пробовала (смеётся). Всегда существуют первопроходцы, а к ним всегда присоединяются единомышленники. 20 — 25 процентов новаторов в любом педагогическом коллективе — минимальная норма. Но это не значит, что остальные архаичны и просто «отбывают номер». Мы, по крайней мере в нашей школе, одна команда, с единой стратегией, работающие в одной связке.

— За последнее время слово «инновации» настолько затёр- ли, что уже стал теряться первоначальный смысл. А как вы для себя определяете инновации в образовании?

— Несколько иначе, чем официальное определение, — что-то новое, полученное на основе знаний и технологий. Я считаю, что инновация — это не то, чего раньше не было, а то, что ты раньше не делал.

— Ну, такой подход расширяет поле для дальнейшей деятельности. То есть идей ещё хватит надолго?

— Если я буду работать в школе, значит, идеи пока есть.

С Натальей Анатольевной разговаривать легко и сложно. Легко потому, что она очень светлый и умный человек, обаятельная женщина. Сложно, так как порой рискуешь показаться глупым и поверхностным. Хотя она, естественно, никак не выразит своё разочарование — воспитание не позволит.

Если же серьезно, то мы ехали в Решеты, чтобы написать заметку об одном из 11 педагогов Кочковского района, отмеченных на федеральном уровне (масштабная, кстати, цифра для одной сельской территории), а получилось, сами видите, что. Больше часа разговаривали о жизни, а о пресловутых 100 тысячах так и не вспомнили. Конечно, в конце спросили, за что, хотя к тому моменту и так всё было ясно. За работу, за систему, за инновации. За тот самый огонек в глазах, который зачастую важнее всего остального.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: