Новосибирск 4.9 °C

Народный строитель в звании заслуженного

31.10.2009 00:00:00
Народный строитель в звании заслуженного
16 октября министр транспорта РФ Игорь Левитин в торжественной обстановке поздравил директора ОАО «Маслянинское ДРСУ» Сергея Просекова с присвоением почетного звания «Заслуженный строитель России». Не так часто, как хотелось бы, достижения новосибирских руководителей из сельских районов находят признание на федеральном уровне.

В данном случае большинство маслянинцев согласится, что награда нашла достойного героя. Хотя главный профиль Маслянинского ДРСУ строительство дорог, Сергей Алексеевич Просеков проявил себя в самых разных сферах и состоялся как строитель новой жизни района, красивой и достойной.

Экзамен для руководителя
Для маслянинцев автодороги — единственное средство сообщения с прочей цивилизацией. Поэтому на тех, кто занимается строительством и содержанием маслянинских дорог, лежит особая ответственность. Сегодня знамя этой ответственности уже по привычке держат высоко. На карте области видно, что район находится как будто в дальнем углу. Областная «провинция», если можно так сказать. Однако у маслянинцев есть свои прямые пути проезда в Кузбасс, в Алтайский край. Так что никакой это не медвежий угол, а, скорее, центр межрегиональных культур. А благодарить за то надо дороги и людей, которые их построили.

Сергей Просеков пришел на работу в Маслянинское дорожное ремонтно-строительное управление в 1984 году, когда о каких-либо успехах в связи с районными дорогами говорить еще не приходилось. С «большой землей» Маслянино сообщалось только по дороге на Черепаново, дающей выход на федеральный Чуйский тракт. Строительство этой «дороги жизни» шло с 1975 года самыми удручающими темпами.

В 1983 году на подъем ДРСУ был направлен молодой, перспективный руководитель Петр Тютюнник. Желая добиться качественных перемен, он пригласил Просекова к себе главным инженером. Сергей Алексеевич был тогда молодым специалистом, но за плечами имел уже солидный опыт. После учебы в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта на престижном факультете «Мосты и тоннели» во время армейской службы Просеков трудился на БАМе в «майорской» должности заместителя главного инженера армейского железнодорожного батальона. Под его руководством было построено 17 мостов. Вернувшись в Маслянино после демобилизации, Сергей Алексеевич скучал по строительству, поэтому без раздумий принял приглашение на работу в ДРСУ и горячо заболел задачей — поставить точку на маслянинском бездорожье. В 1988 году он уже возглавил управление и в 29 лет стал самым молодым директором значимого районного предприятия. И за два десятка лет под его управлением оно превратилось в настоящий многопрофильный холдинг.

Дорогу новым технологиям!
В 1987 году маслянинские дорожники одолели многострадальную «дорогу жизни» на Черепаново и наконец-то смогли оглянуться на родные внутрирайонные дороги. Это были 200 километров бездорожья. Грузовики от села к селу ездили в сопровождении тракторов. Был случай, когда одна женщина родила в колее, потому что «уазик» не смог несколько километров до Маслянино доехать — застрял.

Маслянинских дорожников не пугал масштаб предстоящих работ. Но от собственных технических возможностей опускались руки. Традиционная технология укладки асфальтобетона позволяла строить в год от силы три километра дороги. Нужны были новые решения, позволяющие значительно ускорить работы. В нашем регионе ничего подобного не нашлось. Но в московской центральной строительной лаборатории «Росавтодора» руководство Маслянинского ДРСУ познакомилось с технологией влажных органоминеральных смесей (ВОМС). Главное отличие ВОМСов от обычного асфальтобетона в том, что вместо битума в качестве вяжущего компонента для них используется гудрон. Это незначительное для непрофессионала отличие позволяло ускорить работы по укладке в 8 — 10 раз. По традиционной технологии дорожники в лучшем случае могли уложить 200 метров асфальтобетона в день. А благодаря ВОМСам работники ДРСУ успевали уложить за день 1700 метров дорожного полотна.

Благодаря таким темпам Маслянинский район первым в области избавился от бездорожья. К 2004 году все проезды между населенными пунктами в районе отстроены в твердом покрытии.

Однако не удалось бы добиться этого результата, не найди Сергей Алексеевич еще одно технологическое преимущество — альтернативу мостам. Маслянинский район на редкость богат водными ресурсами. Для глаза загляденье, а для дорожной стройки — постоянные препятствия. На малых водотоках работники ДРСУ сами справлялись со строительством искусственных сооружений. Для перехода через водотоки покрупнее необходимо было привлекать мостостроительные организации, услуги которых в советское время были в большом дефиците. Зависимость от приезжих специалистов тормозила дорожные стройки. Сваи и пролетные строения для мостов доставать было очень трудно. Чтобы исправить ситуацию, Просеков сделал ставку на другое технологическое решение — гофротрубы и комбинированные трубы. Залогом успешного результата вновь стало сотрудничество с наукой. Маслянинским дорожникам помогли отладить производство и сооружение труб сотрудники Сибирского центрального научно-исследовательского института транспортного строительства. Научились возводить даже полноценные аналоги трехпролетных мостов — и все это без опор, без пролетных строений, без узкоспециализированных мостовиков. Зато со значительной экономией. Гофротрубы и комбинированные трубы обходились, как минимум, на 40 процентов дешевле мостовых переходов.

Сегодня разница в стоимости возведения моста и трубы доходит уже до 5 раз. Можно сказать, самое что ни на есть антикризисное решение.

Проезд без перебоев
Дорогу мало построить. Для бесперебойного проезда ее нужно содержать. И главный критерий качества — зимнее содержание. В силу климатических особенностей на маслянинских дорогах есть около двух десятков снегозаносимых участков. В сильные снегопады на дорогах образуются снежные пробки. А кого в Сибири удивишь сильным и неожиданным снегопадом? Еще сегодня сотрудники ДРСУ вспоминают, как в середине 80-х в апреле выпал такой снег, что дорогу от Большого Изырака до Верх-Иков пробивали тяжелыми тракторами три дня. В те годы не было понятия «содержать дорогу». Говорили — «бить дорогу». На зимнем содержании работали тяжелые «Кировцы», которые худо-бедно очищали проезжую часть, зато на обочине за зиму нарастали так называемые бровки высотой с сам трактор. Не сразу и не все дорожники пришли к пониманию, что обеспечение круглосуточного проезда — это честь мундира: лучше недоспать и недоесть, только чтобы снежных заносов на дорогах не было. Под стать задачам и техника приобреталась — специальные «арктик-машины», патрулирующие дороги в непогоду и за один проход на скорости убирающие снег и с проезжей части, и с обочины. Маслянинские дорожники специально ездили по обмену опытом в Финляндию, чтобы познакомиться с наиболее прогрессивными технологиями зимнего содержания и научиться предупреждать снежные заносы.

Усилия маслянинцев не остались без оценки на областном уровне: в придачу к своим районным 270 километрам дорог ДРСУ сегодня ведет содержание еще 130 километров в Искитимском и Тогучинском районах. Просеков строит и ремонтирует дороги в разных районах области. По чуть-чуть находят применение за пределами Маслянино и гофротрубы. У этой технологии большое будущее. Просеков может говорить об этом авторитетно, на научной основе — кандидатскую диссертацию по трубам написал, через месяц защита...

Не хлебом единым
Перед последним поворотом к Маслянино каждого приезжего встречает вид на прекрасный пруд. На другом берегу пруда виден скрытый деревьями комплекс симпатичных зданий. Это база отдыха «Стрелинская изба», уже давно ставшая главной визитной карточкой Маслянинского района. Дорожники построили ее не ради коммерческого использования, а для того, чтобы было красиво. Чтобы каждый приезжий понимал, что в Маслянино умеют ценить красоту. А уж если приезжий остановится непосредственно на Стрелинке, то поймет, что и в гостеприимстве здесь тоже знают толк.

Единожды уверовав в то, что дороги — это лицо района, сотрудники ДРСУ (сегодня уже государственного унитарного предприятия) работают над благоустройством не покладая рук. Благодаря их усилиям в Маслянино произошли качественные перемены. Например, раз и навсегда дорожники решили проблему подтопления части домов в паводковый период — привезенным из Новосибирска земснарядом разработали месторождение песка. В результате в центре Маслянино появилось красивое озеро, проблема подтопления разрешилась раз и навсегда, а дорожники таким образом увеличили свою сырьевую базу.

Раньше работники ДРСУ строили дороги между деревнями, фермами, производственными предприятиями. Теперь жизнь вопреки всему меняется к лучшему, и труд дорожников востребован на строительстве пути между селом Верх-Ики и Новососедово, чтобы люди могли ездить кататься на лыжах на новые базы отдыха.

Благодаря деятельности Сергея Просекова люди верят в реальную перспективу развития своей малой родины. Наверное, поэтому Сергея Алексеевича не один раз выбирали депутатом районного Совета. Присвоение звания «Заслуженный строитель» строителю местных дорог маслянинцы воспримут как должное. Жаль только, в России нет звания «Народный строитель». Для Сергея Алексеевича это была бы более правильная награда.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: