Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Я приехал с хорошим настроением»

10.11.2009 00:00:00
Татьяна Шипилова
«Я приехал с хорошим настроением»
Имя российского кинорежиссера Андрея Звягинцева сегодня брэнд мирового кинематографа. А точнее, лучшей его части — кино серьезного, высокохудожественного и одновременно искреннего и трепетного, обращенного к душе и эстетическому чувству зрителей.

Причем мировая слава, обрушившаяся на создателя своей первой полнометражной картины «Возвращение», отмеченной двумя Золотыми львами Венецианского фестиваля в 2003 году, была подарком и Новосибирску. Ведь Андрей наш земляк, он родился здесь, окончил театральное училище… И родной город встречал его — победителя — с восторгом. Хотя Звягинцев жил тогда уже в столице, после Венеции он приехал сразу на родину: официальный прием у губернатора, встречи с журналистами и зрителями перед допрокатными показами фильма. Это было волнующе для обеих сторон. Новосибирцев распирала гордость, а Андрея на фоне радостей триумфа уже чрезвычайно тревожил вопрос, каким будет его следующий шаг, следующая лента: не хотелось остаться «режиссером одного фильма», пусть и гениального. И вот в 2007 году — снова победа! Его фильм «Изгнание» в одной из номинаций стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» в Каннах… Спустя три месяца Звягинцев представляет картину землякам.

Недавняя встреча с режиссером там же, в «Победе», была посвящена выходу в российский прокат сборника киноновелл «Нью-Йорк, я люблю тебя». Одну из новелл, посвященную поэту Иосифу Бродскому, снял Андрей Звягинцев. Но она оказалась «слишком авторской»: из-за «длиннот» ее не включили в окончательную редакцию сборника (как, впрочем, и новеллу — режиссерский дебют Скарлетт Йохансон).

Поэтому на первый вопрос «С каким настроением вы, Андрей, приехали в Новосибирск на премьеру киноальманаха, который в полном виде будет показан только в России?» Звягинцев ответил:

— Наверное, красиво бы прозвучало «с горьким чувством», оттого что новелла не попала в полный альманах. Но, если быть до конца откровенным: в общем-то, когда я посмотрел фильм целиком, никакого горького чувства не появилось. Я понял: моей новелле в этой истории места не было. Просто она другой породы. И я абсолютно согласен с продюсером, который ее оттуда вынул: она никак туда не инсталлировалась…

И по аналогии с поговоркой: что русскому здорово, то немцу смерть, пояснил:

— Так американцу эти самые длинноты: зачем долго смотреть на человека, который сам куда-то там смотрит… А у меня все дело в длиннотах этих. В языке говорения… Так что я приехал с восьмиминутной новеллой, четырехминутными к ней титрами и с хорошим настроением. Потому что всегда рад приезжать в Новосибирск. Даже если я приезжаю сюда на совсем короткое время, то набираюсь — какие-то каналы во мне открываются! — энергии от родной почвы…

— А если бы вам представилась возможность снимать новеллу в проекте о Новосибирске, то что бы это было или, по крайней мере, какое место увидел бы зритель на экране?

— «Новосибирск, я люблю тебя»? На самом деле эта идея подобна вирусу, который надо уже лечить… Скоро будет Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург… «Москва, я люблю тебя» уже выходит. Так что с 99-процентной долей вероятности, если мне предложат участвовать в подобном проекте, я откажусь. Фильм должен рождаться сам собой, замысел появляться из недр твоего существа, а не быть неким регламентированным (пять минут!) заказом… Но, конечно, Новосибирск — родной город, и я, может быть, еще бы и подумал над этим. А место… Я поступил в театральное училище в 1980-м, соответственно, мне было 16 лет. И четыре года обучения — обычный мой маршрут — Березовая роща, где я жил, и старый ТЮЗ на Красном проспекте. Вот ночью я и ходил пешочком до дома, потому что мы репетировали до ночи. А это была пора первых влюбленностей, пора взросления. Поэтому вот этот маршрут, старый ТЮЗ и его окрестности, театральное училище, конечно, — это и есть мои любимые места — там созревала во мне тяга и любовь к тому, чем я сегодня занимаюсь.

— А Москва симпатична вам?

— Там перемещаться очень трудно: пробки жуткие и жутчайшие — скоро будет коллапс… Но вот недавно, с год назад, я понял, что ровно половину жизни я прожил в родном Новосибирске и уже ровно другую — в Москве. И Москву я воспринимаю как свой город уже давно. Но Новосибирск, еще раз повторю, это особое: уже в аэропорту я вижу своих. Честное слово, не знаю, что за орган мне подсказывает, но я их узнаю и чувствую какое-то родство. Я питаюсь энергией этой почвы, этой земли. Это моя Родина, что и говорить…

— А про Нью-Йорк что-нибудь особенное поняли, хороший город?

— Очень хороший, непохожий ни на что. Выходя из гостиницы или кафе, ты попадаешь в пространство, где до неба очень далеко. Центр, Манхеттен можно разглядеть только с другого берега. Когда ты в нем живешь, не видишь ничего (он весь уставлен-испещрен небоскребами), кроме узкой полоски неба. И огромных этих машин. Американцы любят огромные машины — красивые, с таким звуком «фррр-р-р»!.. Еще такая деталь: идешь по улице, на стене невзрачная бумажка: «Сегодня в 8 часов у нас выступает Чарли Хэйден». Я спрашиваю: «Как, тот самый?!» (это примерно, как лет 40 назад, было бы написано: «У нас поет Элла Фитцжеральд…»). Мне говорят: «Тот самый…» В общем, если там пожить долго, наверное, много интересного можно увидеть и понять…

Поэтому, принимая предложение об участии в альманахе, Звягинцев, по его словам, «параллельно с другими занятиями» почти полгода думал, что же его связывает с Нью-Йорком? (Пока авторское кино в России «не накрылось медным тазом», он не занимается «зарабатыванием денег» и к этому проекту тоже не мог отнестись иначе). И тогда пришла идея снять историю об Иосифе Бродском…

— Почему о нем?

— Не хочу говорить банально: а кто ваш любимый писатель? Достоевский, Толстой… Поэтому не буду называть Бродского любимым поэтом. Великий поэт, что тут говорить…

— Но он ваш поэт?

— Можно сказать, что да. Ну, то есть настроение мне близко…

— А вы не собираетесь экранизировать что-нибудь из русской классики?

— Нет. Пока не собираюсь. Знаете, как это происходит: когда ты понимаешь, что это произведение не просто событие твоей читательской биографии, а нечто большее, и ты должен рассказать об этом в фильме. Если это случается, то случается, и нельзя заранее запрограммировать эту встречу… А вообще говоря, экранизация — опасная вещь: если произведение известное, как правило, у зрителя есть предубеждение, у каждого свой Достоевский, например… И он видит, что это не тот князь Мышкин, не та Аглая на экране, все не то… Поэтому это очень рисковый шаг — взяться за известное литературное произведение и превратить его в фильм. К тому же очень легко скатиться в иллюстрацию — картинки на полях книги. Потому что язык кино — это иной, нежели в литературе, язык. Я считаю, если фильм или фрагмент фильма невозможно превратить в текст, то это и есть материя киноязыка. Киноязык — это то, что невербализируемо. То, что входит в зрителя непосредственно: вот ты смотришь и — понимаешь… И никакой Набоков, гений слова, не способен превратить это же в текст.

— Что сейчас у вас в работе или, может быть, в замыслах?

— Можно сказать, меня сейчас беспокоят, как минимум, три замысла. Один — это Великая Отечественная война, второй — современная история, третий — не знаю, надо ли о нем говорить, — погружение вглубь, на две с половиной тысячи лет назад…

— Картина о войне — со всеми военными атрибутами, батальными сценами?

— Нет, это история из трех новелл о людях на войне, точнее, на периферии войны: как бы война идет за околицей, а дело происходит вот тут. Это кино без идеологии, без пафоса, без ура-патриотизма. Такой пристальный взгляд на маленького человека в условиях войны. Главные герои там мужчина 60 — 65 лет и его жена 55 — 60 лет. О чем история, я пока рассказывать не буду. Скажу только, что батальных сцен там нет, но фильм по бюджету дорогой: требуется большая детализация, проработка. Это все-таки фактура, и не хочется делать ряженых в мундирах с погончиками и новеньких фуражках. Хочется погрузить действие в то время по-настоящему. Как делает это Юрий Герман в «Проверке на дорогах». Вот такого эффекта если б добиться, это, конечно, была бы большая победа. Но Герман — гениальный человек и дотошный до ворсинки. Там у него веточка в кадре, как будто она на самом деле из 1943 года. Как это ему удается, не знаю, что-то такое он проделывает с этой материей, материей кино…

— А кто написал сценарий?

— Мой соавтор-сценарист — Олег Негин, с которым мы делали «Изгнание». Эта история произошла с его отцом, а сюжет для фильма уже вырос из нее, как некая фантазия — что могло бы произойти, если бы… То есть это целиком измышленная история. Но мне кажется, очень актуальная и касается нашего нынешнего бытия. Нынешнего положения дел. Как мой друг говорит: «Происходит изменение вида». И это очевидно: человек на глазах меняется. Не знаю, ощущает ли это молодое поколение, но я, например, это вижу и чувствую.

— В России, в мире?

— В России, в частности, особенно. Потому что золотой телец и культ денег коснулся их давно, а к нам это пришло совсем недавно. И преображение идет невероятными темпами. Человек, его лицо изменилось, стерлось: такое ощущение порой — просто вымытая порода. А ведь Достоевский восклицал «народ-богоносец!» и утверждал, что Россия спасет весь мир…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Ради чего вы готовы поставить прививку от коронавируса и получить QR код
  2. Ваш пол?

Новости
29.09.2021
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.