Новосибирск 3.5 °C

Растить патриотов

23.11.2009 00:00:00
Растить патриотов
Меморандум, принятый Всероссийской научно-практической конференцией в Волгограде 22 октября 2009 годаСовременная Россия оказалась в сложной ситуации в связи с тем, что многие предыдущие патриотические ценности разрушены.

Поэтому, организовывая работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, мы должны четко представлять, что означает патриотизм для нас. На какой основе должно консолидироваться государство? Какая идея будет его сплачивать? Что такое патриотические мотивации личности? Каковы ориентиры для будущего?

Настоящий меморандум предлагает собственные ориентировки для ответов на эти вопросы.

Первое. Мы отличаем понятие патриотизма, с одной стороны, от космополитизма — мировоззрения мирового гражданства, ставящего общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельного государства;

с другой, от шовинизма — идеологии и политики агрессивного национализма, проповедующего национальную исключительность и превосходство.

В теории и на практике существуют подходы, предполагающие синтез космополитизма и патриотизма, в котором интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов.

На современном этапе мы рассматриваем понятия и содержание патриотизма и патриотического воспитания граждан Российской Федерации прежде всего по отношению к нашему Отечеству.

Второе. Патриотизм — исконная черта нашего народа. Отличительные черты отечественного патриотизма — миролюбие и добросердечие. Российский патриотизм никогда не носил агрессивного характера и не базировался на противопоставлении «своего» и «чужого».

Третье. Наш патриотизм — жертвенный. Каждый раз в российской истории, когда держава оказывалась в опасности, когда ей грозила гибель, народ, часто ценой неимоверных потерь, защищал и восстанавливал государственные интересы России.

Четвертое. Мы выжили, сохранились как народ и как государство в том числе благодаря тому, что в критические, судьбоносные для Родины периоды истории русский коллективный, соборный патриотизм всегда брал верх над личными, семейными и групповыми пристрастиями и интересами.

Пятое. Не всегда патриотизм воспринимается лишь в позитивном ключе, иногда патриотизм становится объектом критики и приобретает негативный оттенок. Но следует понимать, что негативные оценки патриотизма привязаны к вполне определенным социально-историческим контекстам; они не требуют принятия или отвержения — они указывают на то, что подобные факты не должны повторяться.

Шестое. Для каждого человека понятие патриотизма индивидуально. Люди хотят любить свою страну как заботливую, демократичную, толерантную, богатую. И чем в большей степени она будет становиться таковой, тем выше будут патриотические чувства.

Седьмое. К сожалению, еще бытует так называемый ура-патриотизм, которым пользуются некоторые «профессиональные патриоты», для того чтобы заклеймить оппонентов, обвинить их в недостаточном патриотизме. Представляется, что такой показной, митинговый подход дискредитирует патриотизм в большей степени, чем критика.

Проведенные в 2006 — 2009 годах исследования выявили позитивные моменты в патриотической работе средств массовой информации. Обилие публикаций о Великой Отечественной войне доказывает актуальность этой темы сегодня, неослабевающее внимание к ней.

Журналист дополняет работу историка: воссоздает картины прошлого, взывая к чувствам человека, к народной памяти. Российские масс-медиа активно освещают результаты подвижнического труда тех, кто ищет на полях сражений останки погибших героев, сохраняет память о них.

Журналисты, в особенности представители региональной прессы, вносят вклад в популяризацию военной службы как патриотического долга, поддерживают инициативы власти, военного руководства по повышению привлекательности Вооруженных cил Российской Федерации. Освещается деятельность военно-патриотических клубов и специализированных учебных заведений. В позитивном свете представляется возрождение традиций российского казачества. Накал критических публикаций по отношению к армии значительно снизился по сравнению с периодом 1990-х и первой половины 2000-х годов. Критическая тема по отношению к армии более не является ведущей.

Патриотические настроения в средствах массовой информации связаны не только с военной тематикой. С одобрением встречает пресса новинки кинематографа, телеэфира, театрального искусства, популяризующие патриотические ценности. Победы россиян на международных спортивных состязаниях стали одним из двигателей массового патриотического всплеска во многом посредством журналистов, поддерживающих энтузиазм болельщиков. Красочный рассказ о достижениях отечественной культуры и спорта — хороший способ «достучаться» до тех наших сограждан, кто далек от политики и плохо знает историю.

Патриотизм — это и культурные истоки России, и внимание к малой родине, и память об истории народа в разные периоды его существования. Зачастую работа журналиста по данным темам основывается на кропотливом изучении архивов или музейных фондов.

Патриотические настроения в обществе призваны поддержать акции, являющиеся связующим звеном между историческим прошлым и современностью, сохраняющие славные традиции народа.

Прослеживаются два основных направления журналистских мнений по поводу патриотического воспитания в школе: первое — поддержка задач и сущности патриотического воспитания как такового, его новых прогрессивных форм, второе — критика формализации патриотического воспитания в виде введения специальных патриотических уроков или предметов.

Многовековая история страны в первом десятилетии 2000-х годов оказалась в центре острых дискуссий. Средства массовой информации неоднозначно отнеслись к объявленной Президентом России кампании против «фальсификации истории». Вышли публикации, передачи, авторы которых выразили сомнение в возможности и целесообразности подвергать судебной юрисдикции исторические трактовки. Всплыли на поверхность старые споры о свободе слова, возможности историка и исторического публициста высказывать свои мнения. Ведущие журналисты сосредоточились не столько на опровержении нелицеприятных для российского гражданина тезисов, сколько на дискуссии вокруг самих принципов оценки исторических событий.

Картину в средствах массовой информации важно сопоставить с реальной нравственно-исторической памятью народа, патриотическими установками сознания, которые фиксируются в результатах исследований. Они свидетельствуют, что в поиске ориентира для национальной гордости россияне вынуждены погружаться в отдаленное прошлое. Параллельно данные опросов указывают на дефицит современных героев. Получается, что только В.В. Путин в качестве современника несет на себе бремя патриотического ориентира для массы граждан России.

В ходе исследований выяснилось, что карьера в Российской армии и других силовых структурах остается непопулярной. Высока лояльность россиян к фактам уклонения от службы в армии. Налицо парадокс: армия нужна обществу, население России поддерживает военную практику своего руководства, однако служба в армии непривлекательна для молодых людей и их родителей.

Исследования показали, что современная молодежь мало интересуется политикой и пока слабо включена в общественную и политическую жизнь страны. Имеет место предрасположенность некоторой части молодежи к национальной, а в ряде случаев националистической идеологии. Появляется угроза бесконтрольной радикализации того меньшинства, которое симпатизирует так называемым национал-патриотам. Отмечается и заметный рост «официализированного» радикализма.

Молодежь верит в будущее страны и в свои собственные силы. Можно говорить о снижении или даже прекращении упадка «государственнических» установок в молодежном сознании. Однако настораживает тот факт, что молодые люди недостаточно высоко ставят такой критерий при выборе работы, как ее общественная польза. Молодежь в большинстве своем не желает работать на государство и делать карьеру в Российской армии. Значительная часть молодых людей вообще предпочла бы жить в другой стране.

Перед нами картина сокращения коллективистских установок и распространения индивидуализма.

Спорной выглядит фигура патриота-современника. Список современных персон, наиболее часто упоминаемых в связи с патриотической тематикой, делится на две основные категории: с одной стороны, это представители власти и партии «Единая Россия», с другой стороны — политики и публицисты, в большей или меньшей степени олицетворяющие собой левые, в том числе коммунистические и националистические оттенки современной политической мысли.

Что могут сделать средства массовой информации для того, чтобы укрепить патриотическое сознание россиян?

Необходимо проведение системных информационных циклов по «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной России и их персонажей, поиску и продвижению героев современных будней, расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Молодые россияне и так гордятся своей историей и считают себя патриотами. Население страны и так охотно демонстрирует «боевой дух», широко празднует День Победы и высказывает активную позицию по отношению к нелицеприятным демаршам стран-соседей. Не хватает другого — широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активно участвовать в общественной жизни. Отсюда следует: необходимо перенести основные направления патриотической работы средств массовой информации с лирических и пафосных сюжетов на более понятные и близкие: жизнь трудовых коллективов, интересные учебные курсы, перспективные коммерческие проекты, социально необходимые программы, молодые семьи.

В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Эту тему нельзя назвать абсолютно выигрышной. Победа Советского Союза определила ход истории на много десятилетий вперед. Однако нельзя не признать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства российских граждан. Нации нужны и другие ориентиры. В современной политике ценят мир и международное согласие. Война не привлекает, а, скорее, отталкивает: она не должна стать фундаментом российского патриотизма.

Следует внимательно изучать и показывать опыт зарубежных стран, в культурную среду которых все интенсивнее интегрируется российская молодежь. Стоит вспомнить опыт Советского Союза, оставившего после себя огромный пласт собственной культуры, быта, представлений и традиций, к которым тяготеет старшее поколение.

Мы надеемся, что средства массовой информации смогут и должны внести решающий вклад в формирование, развитие и распространение патриотических идей среди российских граждан; в создание на этой основе обновленного и возрожденного российского патриотизма.

(Публикуется с незначительными сокращениями.)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: