Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Переход количества усилий в качество образования

2009-12-02
Никита Надточий
Переход количества усилий в качество образования
Очередной совет по вопросам развития образования при губернаторе Новосибирской области вновь подтвердил обозначившуюся в последние годы характерную черту подобного рода мероприятий — при подведении итогов тех или иных отчетных периодов в данной отрасли уже не перечисляются отдельные достижения (ремонт такого-то школьного здания, покупка компьютера в такую-то сельскую школу и т. п.), а разговор идет о системных изменениях в образовании на уровне тенденций, о комплексных итогах и задачах на будущее.

Таким стал и нынешний совет, повестка которого гласила: обсуждение пойдет «Об итогах реализации Комплексного проекта модернизации образования и основных задачах развития системы образования Новосибирской области».

Напомним, что КПМО стартовал в 2007 году, когда наша область в числе 21 региона составила авангард модернизации систем образования субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день какие-то регионы значительно отстают в реализации, кто-то и вовсе подобной работы не начинал.

— Теперь многие регионы используют именно наш опыт, — отметил руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов.

Однако реализация КПМО, рассчитанного на три года (2007—2009), заканчивается. Впрочем, как не раз подчеркивали участники совета, не заканчивается модернизация системы образования. К тому же за плечами не только опыт от проделанной работы, но и внушительные результаты — отличный, в свою очередь, задел на будущее.

— Главное, что хочется отметить, — сказал Владимир Иванов, — результаты комплексного проекта не являются отдельными, а носят институциональный характер — система образования значительно изменилась.

Прежде всего созданы комфортные, современные условия для учебы и работы педагогов: можно с уверенностью сказать, что проведенное обновление материально-технической базы учреждений образования оставило далеко позади призраки непростых 90-х годов — скажем, мультимедийное оснащение даже небольших сельских школ из глубинки области теперь порой не хуже, чем в лицеях в центре Новосибирска.

Значительным рывком вперед стал переход на новые экономические «рельсы» практически всей отрасли — на нормативно-подушевое финансирование перешли среднее, дошкольное, начальное и среднее профильное системы образования. Как один из ярких результатов — произошло более чем двукратное увеличение средней заработной платы учителей (с 6,2 до 14 тысяч). Вместе с тем произошла и закономерная дифференциация зарплат: так, на 1 ноября 2009 года 11% педагогов получают более 20 тысяч рублей. Однако департамент образования подчеркивает: несмотря на успехи, необходим скрупулезный анализ, а порой и корректировка произошедших изменений (подробное изучение аудиторной нагрузки учителей, анализ начисления стимулирующей части заработной платы и т. д.).

По сути, проектом внутри проекта является комплекс мер, направленных на реструктуризацию и оптимизацию сети образовательных учреждений области. Одним из показателей процесса является сокращение числа малокомплектных начальных школ, которые в целях повышения эффективности образования стали структурными подразделениями более крупных — средних — общеобразовательных учреждений. Если в 2006 году таких «началок» насчитывалось 405, то сегодня самостоятельных образовательных единиц подобного рода всего 20.

— Но важно не забывать, — говорит Владимир Иванов, — что это не простая ликвидация начальных школ — все они становятся подразделениями более крупных образовательных учреждений. И здесь как показатель — неизменное за эти годы количество средних школ.

По одному из параметров оптимизации образовательной сети показатели, к сожалению, остались неизменны: количество учеников на одного учителя практически осталось прежним: 12,7 в начале реализации КПМО и 12,6 в настоящий момент. И это средний показатель, причем по городской местности. А ведь есть школы, где и сегодня всего 7 учеников на одного учителя.

Среди успехов реструктуризации и оптимизации образовательной сети — концентрация ресурсов вокруг базовых школ. Как следствие — более качественное обучение сельских ребятишек, результаты которого стали значительно ощутимее в 2009 году. Системное решение комплекса вопросов укрепления материально-технической базы, решение вопросов питания, подвоза, ремонта дорог сделали свое дело — произошел переход количества усилий в качество образования.

Под пристальным вниманием кадровые задачи, основными направлениями которых являются омоложение учительского корпуса и разработка и реализация новой системы повышения квалификации и переподготовки работников образования — о неэффективности существующей не раз говорилось с самых разных трибун области. И здесь опять же впору говорить о внушительной базе для таких перемен в виде бесценного и уникального опыта Новосибирского института повышении квалификации и переподготовки работников образования.

Подводя итоги совета, губернатор Виктор Толоконский согласился с участниками, что изменения в системе образования, безусловно, произошли.

— Но, как в любом сложном процессе, есть и ряд негативных моментов, — откровенно заключил губернатор.

Среди таких «ложек дегтя» Виктор Толоконский назвал несовершенство системы формирования фонда оплаты труда и его распределение внутри образовательных учреждений. Также не удалось разумно сжать дифференциацию между полюсами процесса: слабейшими и статусными (лицеи, гимназии) образовательными учреждениями. Острее стали проблемы ремонта школ — просто потому, что сегодня на общем положительном фоне что-то недоделанное выглядит попросту «кричащим». Безусловно, остра, согласился губернатор, проблема повышения квалификации и переподготовки работников образования. Все это станет задачами на 2010 год, как и продолжение той работы, которая велась в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования.

— Мы перешли тот рубеж, когда не могли от педагога требовать. Но чтобы требовать, необходимо четко видеть модель развития — тогда и требования будут реалистичными, — подчеркнул Виктор Толоконский.

— И сегодня необходимо, не теряя времени и темпа, развивать образование. Реализация этих задач — задач развития образования — отвечает стратегическим интересам развития региона в целом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
18.10.2020 Видео
Непрерывный писк аппаратов ИВЛ въедается в мозг. Пот ручейками стекает по спине и лицу, щиплет глаза и сквозь запотевшие очки видны лишь силуэты неподвижно лежащих, стонущих людей. Мы побывали в «красной зоне» реанимации инфекционного госпиталя №25 и своими глазами увидели, к каким последствиям приводит легкомыслие окружающих.
26.10.2020
Взять себя в руки и не поддаваться панике в разгар эпидемии коронавируса призывают психологи. Стресс губительно влияет на иммунитет, который сейчас под угрозой, а запасы лекарств, сделанные наобум, принесут больше вреда, чем пользы. Почему мы боимся и что с этим делать, VN.ru рассказал психолог Игорь Лях.
В стране рекордно подорожало подсолнечное масло. Оптовые цены выросли в среднем на три тысячи рублей за тонну. Как это отразилось на розничных ценах в магазинах Новосибирска, узнали корреспонденты ОТС.
Три месяца в пути провела жительница Новосибирска, 42-летняя мотопутешественница Екатерина Дроздова. Женщина проехала на своем байке 27 тысяч километров, побывала в 14 городах России и даже забралась на Эльбрус. И все это - во время эпидемии коронавируса. Своими впечатлениями о путешествии Екатерина поделилась с корреспондентами VN.ru.
22.10.2020
В Новосибирской области в рамках прививочной кампании вакцину от гриппа получили уже более 40% жителей – или порядка 1,2 миллиона человек. Об этом сообщил 22 октября министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.
22.10.2020
Термин «сомнительный анализ» теперь исчезнет из результатов тестирования на COVID-19 в лабораториях Новосибирска. Теперь лаборатории получили новый референтный статус, позволяющий им ставить либо положительный, либо отрицательный анализ. Ранее результаты местных лабораторий приходилось подтверждать в Роспотребнадзоре.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^