Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Всю до капли кровь — за любовь!..

2009-12-03
Галина Черезова
Всю до капли кровь — за любовь!..
Интерпретировать Цветаеву — нужна смелость. Сложнейший, тончайший, гениальный поэт. Встать на колени и молиться. И вдруг — рок-опера. В основе — поэма-сказка «Царь-Девица», написанная в 1920 году, в пору увлечения русским фольклором, сказками Афанасьева. Рок-опера и Цветаева. Возможно ли? А впрочем… Цветаева — это мощь, неистовство, это литой металл и нежность. Ее поэзия, думается, будет долго интересна и современна, как поэзия Шекспира или Пушкина.

Вполне подходящий материал для музыкально-драматического жанра, коим является рок-опера, где синтез танцевальной пластики, разговорных диалогов, арий в стиле рок-музыки.

Впервые премьера рок-оперы «Царь-Девица» композитора Алексея Шелыгина состоялась на российской сцене, в новосибирском Доме актера 20 ноября. Режиссер-постановщик Сергей Миронов собрал блестящий актерский ансамбль. О чем поэма- сказка? Заинтересованный читатель перечтет цветаевский шедевр. Но поскольку это сказка, то здесь и волшебство, и герои былинные, и напевы народные. В ней — жажда любви, тоска и мука любовная, колдовство, очарование. В ней — тема разлуки, одиночества в любви и жажда единственной встречи, которая, в силу трагического мироощущения автора, в принципе невозможна. Вот как говорит режиссер об идее рок-оперы: «Цветаевская тема любви. Бездонности любви, беспредельности и невозможности любви и потребности этой любви и мечты. И никогда ты к этому не приходишь. У Цветаевой есть замечательная фраза: как мало и плохо любят. Ох, какая фраза!»

Как у молодой змеи —
да старый уж,
Как у молодой жены —
да старый муж,
Морда тыквой,
живот шаром,
дышит — терем дрожит,
От усов-то перегаром
на сто вёрст округ разит.

А рядом — пасынок-царевич осьмнадцатую весну встречает, и гусли-самогуды его так сладко поют! Огнем пылает душа царицы-мачехи. А за океаном Царь- Девица живет — жар-вихрь-девица! Пеняет ей Нянька: «Как не я тебя, а львица львиным молоком вскормила!» Слышит вдруг Царь-Девица, как волны морские чудные песни донесли, и полетел по волнам ее корабль в даль-далекую к гусляру желанному. Затревожилась Мачеха, просит Дядьку: научи колдовать. Старик-колдун цену на ушко шепчет. Царица в ярости: «Хам! Охальник! Целовать тебя — повешусь допрежь!» «Хочешь проку, — старикашка отвечает, — красоты не жалей! Погляди-ка ты в лампадный елей!» И видит она: пасынок пресветлый на корабле, призадумавшись, лежит, а другой корабль навстречу с Царь-Девицей мчит. Захолонуло сердце мачехи молодой — не быть их встрече! «Всю до капли кровь за его любовь! Всю из жилок прочь за одну за ночь!» Напоила булавочку кровью своей по науке черной и вколола Царевичу «в шиворот, чтобы вся их любовь — навыворот! От булавки той — будет крепко спать». Трижды приплывала Царь-Девица к Царевичу. Воительница, не знающая поражений, не ведающая преград, так и не смогла разрушить колдовские чары, не увидела синих глаз. Плачет над Царевичем, а он спит — не просыпается. Уплывает Царь- Девица, и свет ей не мил. Таково, сжатое «до размеров атома», содержание сказки Цветаевой.

Музыкально-драматическое действо, представленное новосибирскому зрителю, длится два часа. Или миг? На сцене из декораций — только лестница, по мере надобности трансформирующаяся то в терем, в дерево или корабль, да помост — покои царские, гладь морская, стол для пиров и еще шесть кубов, они же — трон или скамья. Скупая условность декораций высвечивает игру актеров. Все внимание сосредоточивается на них. Эффектно. Изысканно. В духе времени. И физически ощущаешь напряженность пространства — эффект слияния музыки, стихов, вокала. И что первично в союзе — стихи или музыка, — не понять.

«Еще Цветаева говорила, что в настоящих стихах музыка уже заключена, нужно только ее услышать и достать, — поясняет Сергей Миронов. — И мне кажется, Алексей Шелыгин, который является одним из лучших современных российских композиторов, сумел это сделать. Здесь и романс, и ария, и почти частушечная форма, и сложнейшей формы ритмические построения, сложные гармонии. Это очень непросто сделать, а он сделал очень интересно. Мы все, вся труппа, влюблены в его музыку». Взяв в соавторы Цветаеву и Шелыгина, автор либретто и режиссер-постановщик Миронов был обречен на успех. И с актерами, как говорится, прямое попадание.

Арина Лопаткина, исполнительница главной роли, работает в антрепризе Дома актеров, занята во многих музыкальных спектаклях. Ее Царь-Девица — натура вольная, широкая, как Русь богатырская, — услышав песни гусляра, хочет любви-сотворчества: «Уж с таким-то голосочком муж за прялку не засодит!» И при смене одежд амазонки на девичье платье, в трактовке образа актрисой появляются нотки нежности, материнской щедрости: «Что шелка — щека, что шелка — рука! Ни разочку, чай, в атаку не водил полка». Прощается Царь-Девица с Царевичем навсегда: «В огне и в заразе, в чуме и в проказе, мой — в сглазе и в порче, мой — в пене и в корчах, в грехе и в погоне, мой — в ханском полоне, мой — есть он дотоле и будет — доколе: есть страж — в раю, не-наш — в аду, земля — внизу, судьба — вверху». Это одна из сильнейших арий Лопаткиной. Своей игрой она в полной мере выразила, на мой взгляд, мироощущение Цветаевой, о чем сказано выше.

Актриса театра музыкальной комедии Вера Алферова добавляет в канву спектакля — в этот клокочущий котел любви! — теплые, уютные, мягкие краски. Нянька в ее исполнении — добрый ангел-хранитель, ласковая сказительница из народа, сродни пушкинской Арине Родионовне.

Блестяще исполнила трудную и многоплановую роль Мачехи Ангелина Шадрина, вернувшаяся на сцену после долгого перерыва. Пред зрителем — натура страстная, готовая в любовь, как в омут, с головой упасть. На грех ради нее пойти. Игра Шадриной яркая, фееричная. Экспрессия, изящество, обаяние. Как выразителен ее гордый танец отчаяния перед постылым мужем-царем! «И — взыграв как целый град Содом — закрутилась дымовым столбом!»

На роль Царя режиссер пригласил артиста академического Сибирского русского народного хора Игоря Зенина. Глубокий образ. И глубину эту актер великолепно показывает в одном из кульминационных моментов рок-оперы, когда царь властью своей заставляет молодую жену, непокорную и отвергшую его любовь, обнажаться и танцевать перед ним и сыном. Что же Царь? — «друг дружкой я вас награжу…» Игра — на разрыв сердца. Уже не горький пьяница, но мучительно страдающий от безответного чувства человек.

Стар и млад — не суди!
Этот жар — из груди
Должен в грудь перебечь,
Аль всю суть нашу сжечь.
У цыгана — луна,
У буяна — война,
У дворянчиков — честь,
У нас — кровь одна есть.
Кровь, что воет волком,
Кровь — свирепый дракон,
Кровь, что кровь с молоком
В кровь целует — силком!

Виталий Ильченко — студент 4-го курса Новосибирского театрального института, роль Царевича — первый опыт в пении и в профессиональном выходе на сцену. «Виталий проявил себя в новом качестве как драматический актер и артист музыкального театра. Он проделал большую работу, я смотрела на него и любовалась, — радовалась за коллегу Арина Лопаткина. Гордей Шувляков недавно окончил театральный институт. Актер колоритный, с мощным, сильным голосом. Вчерашний выпускник создал запоминающийся образ сказочного колдуна. Причем его Дядька — старик, но возрастного порога не замечаешь — полное актерское перевоплощение.

Последняя сцена. Проснулся Царевич. Поднял венок, Царь- Девицей оброненный, — как жар-птица перо обронила. И уходит, подчиняясь вечному зову, за жар-птицей-любовью? Непостижимая Цветаева! И проста сказочная история. И сложна невероятно. Здесь все метафорично, метафизично. Много смыслов, наслоение смыслов, калейдоскоп картин, событий, чувств. Здесь так много граней бытия, и мы вглядываемся в них, как в драгоценные античные фрески, имя которым — Любовь.

Алексей Шелыгин — один из самых востребованных российских композиторов. Трижды лауреат национальной телевизионной премии «Тэфи» (программы «Куклы», «Театр плюс ТВ», «Живой Пушкин»), лауреат национальной премии кинокритики «Золотой Овен» (за музыку к фильму «Небо в алмазах»), дважды лауреат премии российской индустрии звукозаписи «Рекордъ» за самые продаваемые саундтреки («Бригада», «Бой с тенью»). Композитором написана музыка к более 20 кинофильмам и 30 театральным спектаклям.
В британской энциклопедии «Who is Who in music» его имя помещено в раздел light classic, то есть «легкая классика», рядом с именами Майкла Наймана, Филиппа Гласса, Горана Бреговича.

* * *
Сергей Миронов — режиссер-постановщик. Работал в московских театрах: Российской армии, Театре наций, в Российской цирковой компании. Ставил самое первое шоу Валентина Юдашкина. В Новосибирске сотрудничал с театрами «Глобус», «Старый дом», «На левом берегу». Преподает в Новосибирском театральном институте.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
18.10.2020 Видео
Непрерывный писк аппаратов ИВЛ въедается в мозг. Пот ручейками стекает по спине и лицу, щиплет глаза и сквозь запотевшие очки видны лишь силуэты неподвижно лежащих, стонущих людей. Мы побывали в «красной зоне» реанимации инфекционного госпиталя №25 и своими глазами увидели, к каким последствиям приводит легкомыслие окружающих.
26.10.2020
Взять себя в руки и не поддаваться панике в разгар эпидемии коронавируса призывают психологи. Стресс губительно влияет на иммунитет, который сейчас под угрозой, а запасы лекарств, сделанные наобум, принесут больше вреда, чем пользы. Почему мы боимся и что с этим делать, VN.ru рассказал психолог Игорь Лях.
В стране рекордно подорожало подсолнечное масло. Оптовые цены выросли в среднем на три тысячи рублей за тонну. Как это отразилось на розничных ценах в магазинах Новосибирска, узнали корреспонденты ОТС.
Три месяца в пути провела жительница Новосибирска, 42-летняя мотопутешественница Екатерина Дроздова. Женщина проехала на своем байке 27 тысяч километров, побывала в 14 городах России и даже забралась на Эльбрус. И все это - во время эпидемии коронавируса. Своими впечатлениями о путешествии Екатерина поделилась с корреспондентами VN.ru.
22.10.2020
В Новосибирской области в рамках прививочной кампании вакцину от гриппа получили уже более 40% жителей – или порядка 1,2 миллиона человек. Об этом сообщил 22 октября министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов.
22.10.2020
Термин «сомнительный анализ» теперь исчезнет из результатов тестирования на COVID-19 в лабораториях Новосибирска. Теперь лаборатории получили новый референтный статус, позволяющий им ставить либо положительный, либо отрицательный анализ. Ранее результаты местных лабораторий приходилось подтверждать в Роспотребнадзоре.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^