Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Учить не всех, а каждого»

2009-12-07
Нина Егорова
«Учить не всех, а каждого»
Как научить детей беречь природу и любить свое село? Как помочь им увидеть и понять прекрасное? К решению этих педагогических задач в Ярковской средней школе Доволенского района подошли, пожалуй, самым естественным и эффективным способом: взяли и сотворили чудо — необычайной красоты школьный двор. Теперь ученики, их учителя и родители вовсе не без основания гордятся плодами своего труда и вдохновенья.

Кроме моря цветов, кустарников и деревьев, двор (а вернее, крошечный парк) украшают уютные беседки и нечто вроде скульптурных групп. Не сразу и определишь иногда, из чего они выполнены. Скажем, лебеди на пруду сделаны, оказывается, из пластиковых бутылок. А вот вообще шедевр ландшафтного дизайна: колеса от конных грабель замысловато скомпонованы в абстрактное, но весьма художественное сооружение.

На школьном дворе всякому, пардон, хламу, валявшемуся по деревне, нашли применение. Что засоряло улицы — превратилось в чудные поделки. Школьный двор теперь — настоящая достопримечательность Ярков. Здесь проводят свободное время, фотографируются, гуляют с детьми. После дискотеки на школьном дворе собирается молодежь. И при этом ни одного сломанного цветочка! Такое вот оно, экологическое воспитание не на словах, а на деле.

Однако это далеко не единственное свидетельство творческих способностей ярковских педагогов. В условиях реформы образования выяснилось, что учителя маленькой сельской школы — весьма конкурентоспособные специалисты. И это они не раз подтвердили, активно участвуя во всевозможных отраслевых мероприятиях. Например, два года подряд ярковские педагоги выходят в число победителей конкурса «Лучший учитель России». В 2008 году этого звания была удостоена преподаватель химии и биологии Любовь Видикер, в 2009-м — учитель русского языка и литературы Лариса Андреева.

Учителя этой школы вообще заядлые конкурсанты. Они не боятся участвовать ни в районных, ни в областных, ни в российских, ни в международных состязаниях. И двигатель такой активности, конечно же, директор школы Вера Карлова. Человек очень инициативный, она и своим коллегам не дает «заскучать». Именно Вера Николаевна буквально заставила в прошлом году принять участие в областном конкурсе программ патриотического воспитания педагогов Ивана и Любовь Видикер. И, как выяснилось, им было что показать.

Основой конкурсной программы стала их каждодневная работа по краеведению, которой давно и серьезно увлекаются эти педагоги. В школе под руководством Ивана Рудольфовича действует паспортизированный историко-краеведческий музей родного села (кстати, одного из самых старейших в области — по архивным данным, Ярки возникли в 1624 году). А Любовь Михайловна уже не один год ведет кружок краеведения от детского Дома творчества. На счету ее воспитанников много побед в районных, областных соревнованиях. Именно юные краеведы собрали для музея самую интересную и даже уникальную экспозицию «История родной школы».

В ней полные сведения об образовании села с момента появления здесь церковно-приходской школы (за 122 года!). На стендах — материалы о первых ярковских учителях, выпускниках, награды, школьная форма прошлых лет, даже старая доска. Материалы по этой теме обобщил и представил на областной конференции учащийся Ярковской средней школы Артем Карлов. Его работа получила высокую оценку и сам он вошел в «Золотую лигу» области.

«Тогда-то и возникла мысль поучаствовать с наработанными материалами в конкурсе «Патриот России», — рассказывает директор школы Вера Карлова. — Там было много номинаций. Посоветовавшись, мы решили выступить в номинации «Инновационные программы патриотического воспитания молодежи». Любовь Михайловна и Иван Рудольфович представили свою программу на конкурс. И стали его победителями. Буквально накануне нового учебного года им была вручена серебряная медаль».

Активность и творческий поиск местных педагогов приносит им не только признание коллег, но и укрепляет материальную базу школы. В прошлом году этот коллектив участвовал в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках нацпроекта. Победителями стать не удалось, но звание лауреатов все-таки сумели завоевать, за что и получили губернаторскую премию — 600 тысяч рублей. Истрачены они были целиком и полностью на оснащение школы. Компьютерный класс, медиапроекторы, мультимедийные наглядные пособия абсолютно по всем дисциплинам, новый спортивный инвентарь качественно изменили учебно-воспитательный процесс. И все это не с неба свалилось или дядя подарил. Это заработали учителя своим талантом, трудолюбием, любовью к детям и профессии.

«За последние два-три года школа стала совсем другой, — признает директор Вера Карлова. — Мы сейчас очень хорошо оснащены в информационном плане. В каждом учебном кабинете есть компьютер, медиапроектор, интерактивные доски». Вслед за этим пришлось, конечно, меняться и учителям. В первую очередь они принялись осваивать новые средства обучения. Для этого каждый побывал на курсах при районном информационно-методическом центре, а также в облците. И первой прошла такой курс директор школы. Трое учителей обучались дистанционно. Здесь вообще приветствуется такая форма повышения квалификации. В прошлом году четыре преподавателя дистанционно учились непосредственно по своим предметам через Москву.

«Наши учителя стараются брать на вооружение все передовое, интересное. Не можем же мы отставать от наших очень продвинутых учеников», — смеется Вера Николаевна. Сама она, как и все педагоги, владеет не только традиционными офисными программами Word или Excel, но и дополнительными — такими как Corel DRAW. Все это применяется на уроках. Помогает коллегам идти в ногу со временем администратор вычислительной сети, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Сапрыкина. Она прекрасно разбирается в информационных технологиях, никогда не стоит на месте: сама постоянно что-то изучает и передает новые знания коллегам на семинарах.

Новые подходы к организации процесса обучения отражаются и на мировоззрении учителей, взаимоотношениях в коллективе. Например, в этом году здесь была организована творческая группа по созданию электронных наглядных пособий. «Мы хотим сделать по каждому предмету целую электронную библиотеку. Свою собственную», — говорит Ирина Викторовна. И это должно, по ее мнению, сплотить учителей. Если раньше каждый работал сам по себе, то теперь всем коллективом здесь будут создавать базу, которая объединит все лучшие наработки школы. И пользоваться ими на благо детям без ревности и конкуренции смогут также все учителя.

Многие считают, что в сельских школах хорошее образование не получишь. Однако с введением ЕГЭ стало понятно: дело-то не в том — сельская это школа или городская, а в профессионализме педагогов. «Наши выпускники конкурентоспособны, ведь у нас работают высококлассные специалисты, которые без проблем могут подготовить детей к сдаче ЕГЭ», — заявляет директор школы. И результаты госэкзаменов подтверждают это.

По итогам прошлого года Ярковская школа стала третьей в районе. Выпуск был, как говорят учителя, не звездный, тем не менее результаты по обществознанию и математике здесь выше, чем в среднем по району, области и России! По физике, истории, русскому языку — близки к средним по Федерации. По результатам ЕГЭ лучшая ученица школы Анна Сапрыкина без проблем поступила на юридический факультет педуниверситета. Достойно выглядели со своими баллами при поступлении в вузы и другие ярковские выпускники. При этом знания ими были получены без репетиторов, курсов при высших учебных заведениях и других образовательных преимуществ мегаполиса.

Но далеко не все сельские ребятишки поедут учиться в большие города. И учителя, понимая это, стараются дать детям в школе то, что пригодится потом в жизни всем. «Мне кажется, что все хорошее обязательно обернется добрыми всходами, — рассуждает Вера Николаевна. — Не надо делать всех физиками или лириками. Главное — раскрыть индивидуальные способности. Пусть ребенок не ас, скажем, в математике или химии, но если у него добрая душа, если он знает, где приложить свои руки и как быть полезным обществу и себе, — это же прекрасно. Значит, мы воспитали самодостаточного человека, настоящего гражданина».

И поэтому здесь работают по принципу: учить не всех, а каждого. Однако в рамках только школьной программы (без кружков, факультативов, коллективных курсов) достичь этого невозможно. А чтобы понять, чем хотят заниматься учащиеся дополнительно, каждый учебный год начинается с изучения пристрастий ребятишек. Направления в области так называемого дополнительного образования самые разные: от столярного дела до бисероплетения и вышивки. Что касается предметных кружков — их тоже много. В них ребята получают возможность познать науку с иной, нежели на уроке, стороны. Нынче они выбрали математику и химию. Много здесь спортивных секций.

При таком подходе педагогов к работе школа в этом селе фактически является социокультурным центром. У ее коллектива прекрасные отношения с работниками культуры, местной властью, по той простой причине, что ни одно мероприятие здесь не проходит без участия учителей. Более того, именно они нередко являются их инициаторами. Понятно, что на такую активность власть откликается вниманием. Например, недавно по решению сессии местного Совета именно в школе был открыт тренажерный зал, для которого на спонсорские деньги по ходатайству депутатов приобретено два тренажера — комплексный силовой и беговая дорожка. Теперь на уроках физкультуры на них занимаются ребятишки, а вечером — члены женского клуба, руководит которым педагог Любовь Видикер.

Нынче учеников в Ярковской школе меньше обычного — всего семьдесят человек. Первоклашек только четверо. «Но демография на следующие годы в селе хорошая, — считает Вера Карлова. — Через год-два в школе будет больше учащихся». Значит, местным педагогам есть ради чего работать и… учиться. Известно ведь, что хороший учитель сам учится всю жизнь.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
До конца недели в Новосибирске дополнительно развернут 992 койки для пациентов с коронавирусом. Об этом 19 октября в прямом эфире НГС рассказала главный инфекционист региона Лариса Позднякова.
Новосибирские генетики получили грант на исследование причин сезонной депрессии. Не секрет, что с наступлением осени многие замечают резкую смену настроения. Одна из причин такого состояния - нехватка солнечного света, который вырабатывает жизненно необходимый гормон. Чтобы выяснить, почему люди становятся раздраженными, учёные провели эксперимент на аквариумных рыбках.
Рост заболеваемости коронавирусной инфекцией серьезно увеличил нагрузку на всю систему здравоохранения Новосибирской области. Как в этих условиях работают бригады скорой помощи и почему кареты с красным крестом увозят в больницу далеко не всех пациентов, VN.ru рассказала главный врач станции скорой помощи Ирина Большакова.
Несмотря на вторую волну коронавируса, в Новосибирске, около 3500 человек пришли писать ежегодный Тотальный диктант-2020 на очные площадки днем 17 октября. В этом году знания горожан проверяли более чем на 50 площадках, начиная от университетов и библиотек и заканчивая мэрией и тюрьмами.
COVID-19 продиктовал человечеству новые стандарты чистоты рук. Если раньше это было обычным ежедневным ритуалом, о котором никто не задумывался, то теперь стало предметом чуть ли не научных исследований. О том, как правильно мыть руки, выпускают методички, а люди спорят, какую песню напевать в процессе — «Червона рута» или «В лесу родилась ёлочка». Vn.ru ко всемирному дню мытья рук, который отмечают 15 октября, собрал основные правила не такого уж бесхитростного процесса.
Подготовку к «Фестивалю тюльпанов» начали в Новосибирске. В планах - высадить на Михайловской набережной 56 тысяч луковиц. Их привезли из Голландии по инициативе одной из крупных торговых сетей. Праздник цветов в разных российских городах проводят уже восемь лет, в нашем мегаполисе - второй год. Но этой весной парки были закрыты - увидеть красоту можно было только на фотографиях.
x^