«Вы работаете в Российской Федерации, – напомнил Путин. – Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это – общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством».
По Закону «О недрах», в самом деле, все недра «являются государственной собственностью». Но в том же законе есть любопытная норма: хотя недра являются собственностью государства, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в частной собственности. Для того чтобы стать собственником добытых полезных ископаемых (нефти, например), надо всего лишь получить (купить) лицензию на пользование недрами. И пользуйся на здоровье. И становись миллиардером, вызывая зависть тех коллег-предпринимателей, которые опоздали к раздаче пирога или не сумели внятно «убедить» раздающих чиновников в ходе проведения конкурса или аукциона.
Российских олигархов не без оснований называют феодальным титулом «бароны». Если быть теоретически корректным, то пользователи государственных недр и не капиталисты вовсе, а самые настоящие феодалы. Всякая хозяйственная деятельность на земле и под землей так или иначе связана с рентными платежами. Государство добровольно отказалось от значительной части ренты в пользу пользователей недр. Вопрос о том, почему государство отдало в частные руки нормальный для рыночных систем рентный платеж, остается без ответа. Тут возможны две гипотезы:
2. Государство знает, чего стоят принадлежащие ему ресурсы, но поскольку государство – это, помимо всего прочего, совершенно конкретные люди, то эти люди просто получают свою долю от доходов олигархов, изымающих ренту в свою пользу.
Социальная несправедливость вопиющая. Поэтому периодически в прессе и даже в коридорах власти возникает идея объявить собственностью государства не только недра, но и добываемые полезные ископаемые; у нынешних разработчиков месторождений отобрать лицензии, перевести их всех в положение концессионеров, оставлять им приличествующие нормальному бизнесу прибыли по европейской норме в 5–7 процентов годовых, а все остальное изымать в пользу государства в качестве ренты.
В крайнем случае плюнут на все и будут спокойно давать интервью «из лондонского поместья». Дело даже не в них. Более мощное сопротивление окажут те чиновники и думские лоббисты, которые живут и процветают за счет недропользователей. Вот где сила, способная разрушить любое законодательное сооружение, направленное, как сказано в Законе «О недрах», на защиту «интересов государства и граждан Российской Федерации».