В тяжёлый год, год испытаний и борьбы с фашизмом,
Когда, как смерч, шагала по стране Великая война,
В тылу, на левом берегу Новосибирска,
Завод заложен был, и вскоре первая продукция пошла!
Высокая организация и самоотверженный труд этих людей позволили в кратчайший срок, практически за два года, построить многопрофильное предприятие по выпуску тяжелых станков и крупных гидропрессов.
Для разработки технической документации, освоения и внедрения новых конструкций были созданы два проектных коллектива: ОГК, где создавались проекты тяжелых металлорежущих станков, и СКБ, проектирующего тяжелые гидропрессы. Костяк коллектива состоял из конструкторов, прибывших в Новосибирск из районов, охваченных Великой Отечественной войной, и впоследствии пополнялся молодыми специалистами из разных городов Советского Союза. Под руководством главных конструкторов Б. Рубиновича (ОГК) и Б. Васильева (СКБ) эти коллективы разрабатывали конструкции станков и прессов, на много лет предопределившие развитие тяжелого станкостроения в СССР.
В те годы завод был постоянным участником всесоюзных выставок. Многие конструкторы и сборщики неоднократно получали дипломы на ВДНХ. Некоторые были награждены золотыми и серебряными медалями ВДНХ.
В конце 50-х годов конструкторы ОГК В. Русаев, П. Слезингер, Р. Ильина, Г. Прихно, Т. Шугрина и многие другие под руководством начальника эл. бюро Я. Бровмана начали разрабатывать контурную систему программного управления на тяжелых горизонтально-расточных станках. В мире и в СССР уже успешно велись работы по применению программного управления (ПУ) на станках. Но это были небольшие станки фрезерно-токарной группы весом не более 10—12 тонн. Оснастить же уникальный горизонтально-расточный станок, вес которого превышал 230 тонн, контурной системой программного управления было идеей необычной. А на заводе «ТЯЖСТАНКОГИДРОПРЕСС» буквально за два года (1957—1959 гг.) было разработано, изготовлено и внедрено на станке мод. НР-1П с диаметром шпинделя 250 мм устройство подготовки и отработки управляющих программ. И впервые в мире этот станок размером с двухэтажный дом нарисовал на чугунной плите фрезой круг, квадрат, треугольник и свою марку НЗТСГ по программе! Завод на десять лет опередил станкостроительные фирмы Европы в этой области.

К счастью, самоотверженность главного инженера завода К. Е. Ганенко и поддержка директора В. Д. Глухарева помогли доказать правоту заводчан.
Примерно в это же время, в 1958 году, завод начал осваивать новую гамму горизонтально-расточных станков мод. 2А660. В схеме управления этого станка были заложены многие новинки как у механиков, так и у электриков. Пять первых станков готовили к отправке в КНР. Конструкторы-электрики Ф. Кочубиевский, Ростислав и Людмила Любимовы со своими коллегами разработали новый современный электропривод на базе магнитных усилителей. Эти преобразователи не имели движущихся частей и обладали высокой надежностью по сравнению с существующими в несколько раз. Однако обнаружился маленький, но очень серьезный дефект. Отправлять такие станки было нельзя. Это были тяжелые дни. Готовые к отправке станки стоят на сборочном стенде уже более четырех месяцев, а проблему устранить не могут… И все же решение нашлось! Станки с этим приводом проработали в КНР без поломок более 40 лет, а в сегодняшней России работают по настоящее время!
Продукцию этого «завода заводов» имени первого наркома станкостроения А. И. Ефремова знают более чем в 25 странах мира.
Мы тоже были в вихре тех событий!
Замечательные люди работали на этом заводе в то, в общем-то, хорошее время! А некоторые работают и по сей день. Эти люди своим талантом, творческим и самоотверженным трудом создавали авторитет и славу своему предприятию, городу Новосибирску, стране! Добрая память тем, кто работал и работает на этом заводе!