Заводу имени Коминтерна - 60 лет
![]() |
Дожив до своего 60-летнего юбилея, завод имени Коминтерна оказался по сути незнаком ни прессе, ни большинству новосибирцев. Долгие годы он именовался «почтовым ящиком N 208», потом просто неким «машиностроительным заводом». Когда же с «оборонки» сняли завесу закрытости, на предприятие обрушилось столько проблем, что его руководству было не до встреч с журналистами. Интервью, данное накануне юбилея директором Владимиром Шеленковым, первое за последние десять лет.
- Владимир Иванович, как и для других предприятий «оборонки», трудные времена пришли на завод с началом 90-х?
- У нас чуть позже - с конца 94-го. Где-то в октябре, когда деньги были уже затрачены, продукция практически готова, Министерство обороны отказалось от трех пятых своего заказа. 1995-1996 годы для завода были очень тяжелыми. Накладывало отпечаток и то, что завод постоянно переходил из рук в руки. После ликвидации отраслевых министерств к Департаменту радиопромышленности, потом к Гособоронпрому, Министерству экономики, теперь к Российскому агентству по вооружению. Терялась управляемость, рушилась система производственной кооперации. Финансирование со стороны Министерства обороны все это время было самое мизерное. К тому же с нами рассчитывались не «живыми» деньгами, а векселями и прочими бумажками. Задержка зарплаты доходила до 6-7 месяцев. Но даже зная, что нам заплатят через 2-3 года, завод продолжал выполнять свои обязательства. Мы ведем свои изделия от выпуска до конца эксплуатации в частях ПВО. Наша техника всегда на боевом дежурстве, значит, всегда должна быть в полной готовности. Стабилизировать положение завода помогло только заключение экспортных контрактов с Грецией и Китаем, авансирование которых началось в 1998 году.
Не знаю, стоит ли сейчас говорить про отсутствие госзаказа, проблемы с налогами. Через это прошли все предприятия, и у всех сейчас самая больная проблема - кадры. Нам нужны специалисты, высококвалифицированные рабочие. В начале 90-х, когда завод еще стоял, а многие уже пригнули головы, мы брали людей с других предприятий, порой с самыми высокими разрядами. И далеко не у всех получалось - таковы специфика и сложность нашего производства. Чтобы стать хорошим регулировщиком, кроме вузовского диплома, надо еще лет 5-6 практической работы. То же и в операциях по механообработке. Не раз, когда нужно было сделать уникальную деталь, зам по производству брал «Волгу» и ехал за старыми рабочими. Многие из ушедших потом вернулись на завод, но проблема очень острая.
- Несмотря на все трудности, завод работал, даже осваивал новую продукцию. Ваш автокран «Сибиряк» мог бы составить гордость предприятий, выпускавших подобную технику десятилетиями.
- Иначе не могло и быть. Перед разработчиками «Сибиряка» - специалистами нашего заводского института НИИИП изначально ставилась задача сделать автомобильный кран на уровне знаменитых японских «КАТО». За кран мы взялись тоже не случайно. Все основные его элементы - гидравлика, гидроцилиндры, опорно-поворотное устройство - присутствуют на нашем профильном изделии, а здесь недоработки исключены. И разработку, и оснащение производства завод сделал сам, не затратив ни копейки государственных средств. За все годы работы предприятие не имело по «Сибиряку» ни единой претензии. В 1999 году на международной выставке «Сибирь: экспорт - импорт» нашему «Сибиряку» была присуждена Большая золотая медаль. Есть и малая - это за разработку прибора УЗК-1. Он отключает приводы механизмов автокрана, когда стрела приближается на опасное расстояние к воздушным линиям электропередач. При работе кранов вблизи ЛЭП происходит очень много несчастных случаев. Сейчас эта проблема решена. Наш завод можно считать монополистом в производстве устройств безопасности. Наш автомобильный кран строители тоже покупали бы очень охотно: не уступая импортной технике, он на порядок дешевле ее по цене. Но, к сожалению, и у нас, и у наших потенциальных заказчиков туго с оборотными средствами, поэтому «Сибиряк» мы пока не можем запустить в серийное производство. Если же перечислять все производимые заводом товары - от радиоприемников, электронных часов, приборов, контролирующих жирность молока, электронных экранов для крупных диспетчерских до парт и мебели, - список получится довольно внушительный - на тридцать две позиции.
- То есть самый тяжелый период для предприятия уже позади?
- 2000 год мы действительно закончили с прибылью. Но эта прибыль пока больше на бумаге. Нужно рассчитываться за долги с Горводоканалом, Новосибирскэнерго. Чтобы думать о будущем, предприятие обязано заниматься техническим перевооружением. Надо поднимать людям зарплату. При той сложности работ, которые они выполняют, коминтерновцы достойны гораздо большего. Все эти проблемы можно будет решать, когда решится главная - с выпуском нашей профильной продукции. Перспективы завода связаны в том числе с экспортными контрактами. Они прорабатываются сейчас «Рособоронэкспортом». Будем надеяться, что у завода будет много работы.
- В связи с заявлением американского президента о создании системы НПРО, в прессе уже промелькнули сообщения о том, что США собираются приобретать зенитно-ракетный комплекс С-300, в производстве которого участвует и ваш завод.
- Сообщений об этом примерно столько же, сколько опровержений. «Оборонщики» всегда очень тесно связаны с политикой. Во время нашего первого контракта о поставке С-300 в Грецию с коминтерновцами, например, очень сильно «скандалил» Билл Клинтон.
- ???
- В СМИ тогда появилось заявление Клинтона, решившего «разобраться»с десятью российскими заводами, выпускавшими якобы оружие массового поражения. Это была явная политическая игра с целью остановить конкурентов на мировом рынке вооружения. С тем, в чем обвинял нас Клинтон, наш завод никогда связан не был: наши изделия работают в системе противовоздушной обороны. Мы уверены, что и в дальнейшем будем работать на оборону России. Для освоения новых видов военной техники завод сохранил уникальные технологии, оборудование, производственные площади. И самое главное - коллектив. Работоспособный, технически грамотный, верный заводским традициям. Юбилей завода для всех коминтерновцев - личный праздник.
От первых радиоприемников
до супероружия «длинной руки»
Страницы заводской истории
Петербургские корни
Истоки Новосибирского завода имени Коминтерна уходят в самое начало века - к первому предприятию по выпуску радиоаппаратуры, основанному в Петербурге в 1915 году. «Радиотелеграфный завод Морского ведомства» - так он тогда назывался, изготавливал ламповые радиостанции для Российского флота. После революции предприятие получило новое название - «Радиотелеграфный завод имени Коминтерна», а к 30-м годам выросло до мощного комбината, успешно конкурирующего с американскими и английскими фирмами. Предприятие выпускало всевозможные передатчики, приемные устройства и радиостанции для народного хозяйства, но главными заказчиками комбината по-прежнему были армия и флот. В конце 1934 года перед предприятием была поставлена цель разработать и изготовить опытные экземпляры «магнеторов» - средств радиообнаружения.
Победу ковали в «Победе»
![]() |
Специалисты завода имени Коминтерна внесли немалый вклад в создание зенитно-ракетных комплексов С-300 |
Сибирский период для завода имени Коминтерна начался 11 июля 1941 года с Постановления Государственного Комитета Обороны об эвакуации на восток ряда ленинградских предприятий. К середине сентября в Новосибирск прибыли почти две тысячи коминтерновцев, а также эшелоны со всем необходимым для развертывания производства на новом месте. Решением Новосибирского обкома ВКП(б) заводу в качестве производственных площадей были переданы здание Дворца труда, корпус Института соцземледелия, гараж, склад «Заготзерна» и кинотеатр в центре города, который потом назовут «Победой». Вовсе не предназначенные для промышленного производства помещения нужно было срочно превратить в лаборатории и цеха: создать энергетические мощности, провести демонтаж освещения и силовых проводок, усилить межэтажные перекрытия, установить сотни единиц оборудования. По мирному времени на это потребовались бы долгие месяцы, но ленинградцы трудились, не зная отдыха, и уже в декабре 1941 года работали все цеха завода. А в первом квартале 1942 года начался выпуск основной продукции - станций радиосвязи и радиолокационной аппаратуры. В числе этой техники - станции дальнего обнаружения самолетов РУС-1, РУС-2 («Редут»), защищавщие небо родного коминтерновцам Ленинграда, прикрывавшие от вражеских самолетов советские морские базы и аэродромы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года 1007 работникам завода были вручены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Строим завод - строим жизнь
Страна возвращалась к мирной жизни, и завод обязан был вернуть городу помещения кинотеатра, института и другие сооружения. Для строительства завода была выбрана площадка в Дзержинском районе, а подрядчиком строительства стал трест N 30. Поскольку его мощностей для столь масштабных работ не хватало, помощь в строительстве оказывали и сами заводчане. При этом не было ни одного случая невыполнения государственного плана, даже когда завод перебазировался на новую площадку.
![]() |
«Сибиряк»- автокран на уровне знаменитых японских «КАТО» |
Освоение каждого нового изделия по существу означало реконструкцию едва ли не всех производственных подразделений завода. Но заводчане возводили и обживали не только новые корпуса цехов и лабораторий. Были построены три детских сада, пионерский лагерь, профилакторий, базы отдыха. А после того, как завод развернул строительство хозспособом, на улице Гоголя вырос целый коминтерновский жилой микрорайон из 9-14-этажных домов. Кстати, Коминтерн - одно из немногих предприятий Новосибирска, продолжающих, несмотря на финансовые трудности, содержать свои детские сады, базы отдыха и детский оздоровительный лагерь. Зато, как говорят здесь, у заводчан нет проблем с устройством детей, значит, они могут работать с полной отдачей.
«Супероружие «длинной руки»
Современный воздушный щит должен прикрывать страну не только от самолетов, летящих на бреющем, но от крылатых и баллистических ракет. В создание зенитно-ракетных комплексов С-300 для противовоздушной обороны немалый вклад внесли специалисты завода имени Коминтерна. Комплекс С-300 обладает большой мобильностью, надежностью и высокой вероятностью поражения различных целей. По признанию экспертов, широко разрекламированный американцами «Пэтриот» значительно уступает нашему С-300 и по возможностям, и по «неприхотливости». Коминтерновцы научили свои системы работать без сбоев, как привыкли работать и они сами.