Философ Николай Розов побывал
на Всемирном философском конгрессе
![]() |
Рэндалл Коллинз и Николай Розов. Встреча в Новосибирске. Фото Сергея ПЕРМИНА |
Этой осенью в Стамбуле проходил Всемирный философский конгресс. Добраться туда можно было по-разному, но российские философы вспомнили родную историю и отправились на пароходе, напомнив нам тем самым путь знаменитого «философского парохода», на котором по распоряжению Ленина из страны были высланы видные отечественные мыслители. С этим пароходом Россия многое потеряла, а вот мир приобрел...
В работе Всемирного философского конгресса участвовал доктор философских наук новосибирец Николай Розов.
- Что происходит на Всемирном философском конгрессе? В общем, то же самое, что и на других подобных форумах: проводятся пленарные заседания, работает огромное количество секций, проходят встречи коллег. Как правило, такие конгрессы проходят в больших центрах. Например, в 1993 году философов принимала Москва.
Кстати, в Стамбуле разгорелась интересная дискуссия: где же проходить следующему конгрессу? На эту роль претендовали Афины и Сеул.
- С историей философии связаны ведь именно Афины, а не Сеул.
- Вот греки и рассказывали, что у них Платон, Аристотель... Корейцы ничего не говорили про своих философов, зато показали ролик и рассказали о своем большом опыте проведения подобных мероприятий. Ведь принять на должном уровне полторы тысячи человек - это очень непросто.
- И кто же победил в споре?
- С небольшим перевесом выиграли корейцы. По неофициальной информации, российская делегация голосовала за Корею. Мы прибыли в Стамбул на пароходе. А в память о том «философском пароходе» мы провели акцию в Новороссийске.
- Было ощущение преемственности?
- Это ощущение на самом деле никуда не терялось. И политика здесь совершенно ни при чем.
- Давайте теперь поговорим о самом мероприятии.
- Это хороший вопрос, и я обсуждал его со своими коллегами, Я, честно говоря, не очень люблю такие форумы по той простой причине, что уровень обсуждения на них обычно не очень высок. Другое дело - «узкие» секции, куда приезжают люди, много лет знающие друг друга и которым есть о чем поговорить. А вот когда впервые собираются люди из разных стран, воспитанные в разных культурных традициях да еще и говорящие на разных языках, - уровень обсуждения падает.
- Обсуждалась какая-то общая тема?
- Эта тема звучала так: «Философия перед лицом глобальных проблем». Но у всякого философа на самом деле есть своя глобальная тема. Например, я считаю важнейшей сегодня проблему обоснования в философских трудах. Сегодня складывается такое ощущение, каждый слышит только себя и не слышит других. Соответственно вопросом обоснования занимаются немногие.
Я занимаюсь философией истории и применительно к этой области меня интересуют вопросы в смысле хода истории, которые я собираюсь решать, привлекая в том числе и современные теории истории.
- Вы ведь написали об этом книгу?
- Я защищаю возможность рационального и теоретического подхода к решению самых сложных проблем в макроистории и макросоциологии. То есть речь идет не об отгораживании философии и истории от социально-исторических наук, а, наоборот, о союзе и синтезе. Кроме того, я считаю важным, что в книге развернут метод построения исторических теорий: там есть и философская, и историческая часть и способы формализации. То есть говорится, как строить теории и как их применять. Такой подход продуктивен при рассмотрении, к примеру, теории революции или теории геополитической динамики. Не могу не упомянуть работу Рэндалла Коллинза. Он прославился не только своей знаменитой книгой «Социология философий», но и тем, что ему удалось на основе общей теории предсказать распад Советского Союза.
- Николай Сергеевич, у нас сейчас много издается западных мыслителей, мы с вами разговариваем о Всемирном конгрессе, который прошел в Турции. Напрашивается очень непатриотичный вопрос: а за Уралом философия есть или же география тут ни при чем?
- География, увы, при чем. Центр и периферия, их отношения - это очень важная вещь не только в шоубизнесе и киноиндустрии, для интеллектуального мира такой подход тоже характерен.
Слава Богу, есть у нас две столицы: есть философия и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Но я бы назвал еще три центра в России - это Екатеринбург, где есть большой и развивающийся философский факультет и много хороших специалистов, Ростов и Новосибирск. Конечно, хотелось бы поставить наш город, скажем, на второе место. Но тут уж пусть история рассудит. Отмечу, что в Новосибирске есть своя традиция. Так же, как в математике и ядерной физике, в смысле развития философии Новосибирск нельзя назвать провинцией.