«Сибирская принцесса» летела в Японию через снегопад, нелетную погоду и мощный языковой барьер
В Саппоро — городе четырех фестивалей, как его еще называют, недавно прошел один из них — снежных скульптур, в котором показала свое мастерство новосибирская команда. Это не первая поездка сибиряков в Японию, но первая, в которой они испытали столько приключений.
Какой старт, такая и дистанция
![]() |
— Все началось с дороги, — рассказывает наш известный скульптор Александр Бортник. — Мы выбрали маршрут через Ташкент на Токио, а потом в Саппоро. В Ташкенте часов 15 ждали группу японцев из Стамбула: их было человек сто. Ночь промаялись, но все же утром нас отправили. Было, конечно, утомительно, но если бы мы знали, что нас ожидало впереди!
Самолет, на котором новосибирцы должны были из Токио лететь в Саппоро, четверых россиян ждать не стал: четверо из России — это не сто из Японии. Но, к счастью, самолеты в Стране восходящего солнца летают чаще, чем у нас отправляются пригородные автобусы — в минуту
— Над Саппоро

Нам дали спальные мешки и по 10 000 йен компенсации — это на наши деньги — сто долларов, — сейчас Александр улыбается, но тогда им было не до смеха. — До вечера перекантовались, а потом нам говорят: все, вашего рейса не будет вообще. Что хотите, то и делайте — сдавайте билеты, перерегистрируйтесь на другой рейс, но вечером аэропорт закрывается, и вас здесь быть не должно. Позвонили в Саппоро в оргкомитет фестиваля, вызвонили нашу представительницу в местной мэрии. Правда, толку от этого было не много: авиакомпания частная, и тут власть на нее давить не может. А поездом ехать — часов шестнадцать или даже больше, и еще нет уверенности, что путь железнодорожный не перекрыт снежными заносами. Надо отдать должное:
В составе команды был глава администрации Центрального района Геннадий Захаров. Именно эта администрация вместе с творческой мастерской «Артель» инициировали в свое время симпозиум снежных скульптур в Новосибирске, и теперь Захаров решил посмотреть, как это делается в Японии. Эта страна, видимо, родина снежных фестивалей: там они начались еще после войны.
И вот глава райадминистрации, как и подобает капитану команды, взял ответственность на себя. Пошли по проверенному пути: зашли
«Мистер, автограф, плиз!»

— Прилетели, а фестиваль уже в полном разгаре, — вспоминает Бортник. Участники уже заехали, уже начали работать, а в это время в Токио
Участники прибыли на фестиваль из пятнадцати стран, в основном —
У их площадки всегда были зрители. Вероятно, потому, что другие команды уже заканчивали свои скульптуры, а тут кипела работа. Надо сказать, что на этот фестиваль специально съезжаются зрители не только со всей Японии,
— Японцы — народ вежливый: чуть что — сразу кланяются, извиняются, — об этом Бортник вспоминает, похоже, с удовольствием. — Организаторы
Перед каждой скульптурой обязательно стояла табличка, разъясняющая философию работы. Наша команда решила отойти от буквального изображения принцессы, а взяла за основу древних каменных курганных баб, оставленных нам предками. Чем ближе был финал работы, тем больше зрителей толпилось у новосибирской площадки. Подходили и конкуренты, которые уже управились со своими делами. В итоге, кстати, некоторые из них в опросе участников признали новосибирскую работу лучшей. Но больше всего у площадки было детей. Они приходили группами из детских садов и классами из школы. Однажды с Захаровым в связи с этим приключился забавный случай: он уже освоил азы скульптора, помогая товарищам,
Уроки Новосибирска и уроки Саппоро
Своеобразное шефство над новосибирской командой взяли японские скульпторы, приезжавшие на фестиваль в наш город. Это в память о радушии сибиряков. Тогда у нас тоже стояли морозы, и вот однажды к их команде подошла
— Но это уже было после того, как мы отработали, — уточняет Александр Бортник.
— Уже стало известно, кто первый, кто второй и кто третий. Мы оказались шестыми, и я считаю это хорошим результатом при той экстремальности, которая нас сопровождала. Да и коллеги хорошо отзывались о нашей работе. Главное
А чем Новосибирск встретит гостей — еще вопрос. Геннадия Захарова восхитили, например, огромные — с пятиэтажный дом — снежные сооружения. Ими заканчивался каждый квартал на улице, на которой проходил фестиваль. Рассматривая
Александру Бортнику в память о японском фестивале японский знакомый скульптор Ватанава вручил подарок — чурки
— У меня дома изрядно повеселились надо мной, — смеется Бортник. — Говорят: