Труженики одного из крупнейших в Сибири машиностроительных предприятий, рожденного в эпоху первых пятилеток индустриализации страны, обеспокоены создавшейся вокруг объединения нездоровой, по их мнению, обстановкой.
![]() |
В последнее время вокруг «Сибсельмаша», некогда стабильно работавшего, казавшегося незыблемым, могучим, ходит множество слухов, толков, разговоров.
Словом, полнейшая безнадега и криминал.
Когда в редакцию пришло приглашение
Кто есть кто

Генеральный директор был точен, энергичен и… доброжелателен. Моложавый, рослый,
Справка. Олег Утиралов на «Сибсельмаше» с 1984 года, после политехнического института. Прошел все руководящие ступени — от мастера до первого заместителя генерального директора объединения В.А. Юрченко. С переходом в 2004 году В.А. Юрченко на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области О.А. Утиралов возглавил «Сибсельмаш». Кандидат технических наук.
— Что же сегодня представляет собой некогда огромное, многопрофильное и многотысячное предприятие? Как сказались на нем рыночные реформы и преобразования?
— «Сибсельмаш» прошел начальный этап приватизации в 1997 году, — пояснил Олег Утиралов. — Затем «процесс» продолжился в 2001 году. Но дело, на мой взгляд, не было доведено до логического завершения. Отсюда и сегодняшние наши проблемы и трения. Сейчас это несколько, по сути, юридически самостоятельных предприятий. «Сибсельмашспецтехника», Инструментальный завод и, наконец, непосредственно ОАО «НПО «Сибсельмаш» — со стопроцентной государственной собственностью, на который я и назначен генеральным директором. Все предприятия связаны между собой производственными и технологическими цепочками. «Сибсельмашспецтехника» ведет подготовку производства, инструментальщики изготавливают уникальную оснастку, а мы выпускаем и продаем гамму сельскохозяйственных машин — от знаменитой, со Знаком качества, сеялки
Собственно, мы бы так и продолжали работать в соответствии с планами и намерениями, о которых расскажу чуть позже, если бы не массированный, усиливающийся год от года прессинг на предприятие. Судите сами. Только в этом году на «Сибсельмаше» было проведено более… 100 (!) всевозможных проверок. А уж сколько раз меня вызывали к сменяющимся друг за другом следователям по поводу строящегося для работников «Сибсельмаша» жилого дома на Троллейной, — и со счета сбился.
— В Примирительную комиссию, возглавляемую вашим бывшим шефом Юрченко, обращаться не пытались?
— Нет. Комиссия и раньше бездействовала, если не сказать больше, к тому же именно Юрченко подписал в свое время документ,
— Но квартиру в новом доме, говорят,
— Говорят не только это. Заявляю официально: никакой квартиры не получал. Принципиально! Живу в прежней своей двухкомнатной. Но дело не во мне. Не стоило ради этого шум поднимать. Согнуть, тем более сломать меня сложно, я всегда стоял на позициях закона, уверен в своей правоте и, придет время, потребую публичного извинения и реабилитации. Меня, за которым многотысячный коллектив, беспокоит другое. Я уже говорил, что «Сибсельмаш» — уникальное объединение, способное решать практически любые производственные задачи. К тому же, нельзя забывать, что ответственность за поддержание обороноспособности страны никто с нас не снимал. Но разговоры идут о дальнейшей приватизации, реструктуризации и тому подобных манипуляциях. И мы опасаемся, что опять будут рейдерские атаки, передел собственности и все, что из этого вытекает. Увы, лично у меня складывается впечатление, что именно областная администрация прилагает немалые усилия, чтобы завод ушел из федеральной в областную собственность для пополнения «местного» бюджета.
Каковы сегодня дела в промышленности и сельском хозяйстве Новосибирской области — не мне судить. Но, считаю, дальнейшая приватизация «Сибсельмаша» — большая ошибка. Если, опять же, не сказать больше…
На заводе проведена налоговая проверка, наложен штраф в 170 миллионов рублей. И все мы думаем сейчас, как выйти из этого положения. Что касается уголовного дела, о результатах сказать пока нечего. Возбуждено оно в связи с отправкой, без оплаты, большого количества продукции. «Повисло» одиннадцать миллионов рублей. Виновники этого явного, на мой взгляд, мошенничества (или «помягче» — разгильдяйства) не обнаружены. Продукция отправлялась при Юрченко. Он и сейчас здесь считается директором. Хотя для меня все это, по меньшей мере, странно.
Планов громадьё.
Кто кого лоббирует
Едва речь зашла об обещанных «перспективах развития», генеральный директор «Сибсельмаша» заметно оживился и заявил без обиняков:
— Наша цель и задача — возродить «Сибсельмаш» как крупное предприятие и сделать его лидером российской промышленности! Это не просто слова, за ними — расчеты, их мы обосновывали с учеными Академгородка. Разумеется, потребуется коренная модернизация предприятия, решительная замена оборудования. Мы сейчас этим и заняты. Приобретаем самую современную технику. Ищем ее по всему свету. К примеру, монтируется лазерный раскройный комплекс, такого больше нет ни у кого за Уралом, им мы заменим штамповочное производство, подняв производительность труда и культуру производства. Приходите к нам через год — не узнаете предприятие!
Конечно же, на все нужны деньги. И мы их зарабатываем, увеличивая выпуск продукции. К 2008 году планируем удвоить объемы производства. И опять придется коснуться странной экономической политики нашей администрации, курируемой Василием Алексеевичем. Весь мир дотирует сельское хозяйство. Не обязательно прямыми вливаниями финансовых средств. Гораздо эффективнее и дальновиднее делать это, развивая, к примеру, производство отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Мы, как это понятно, и созданы для того — производим вполне конкурентоспособную и надежную технику. И что же при этом получается? Все регионы в нашей стране тоже лоббируют своих производителей. Попробуйте продать, допустим, борону в Краснодарском крае, если здесь производят свои дискаторы. Или Аману Тулееву наш посевной комплекс вместо «Конкордов», которые он считает лучшими в мире. Мы же считаем, что наш посевной комплекс не только не хуже, но и приспособлен именно под отечественные почвы и технологии, и стоит почти в три раза меньше заокеанского чужака, активно пропагандируемого на всех уровнях, в том числе и в нашей области. Но у Амана Гумировича деньги есть, и он их не жалеет на хорошее дело. По себе знаем, продавая ему наше горнообогатительное оборудование, не имеющее аналогов.
Мы продаем свою продукцию где угодно, идя на дополнительные транспортные расходы, пробиваясь во все регионы России, — от Иркутской области, Башкирии до Ставропольского и Краснодарского краев. Дома у нас не покупают практически ничего. Областная администрация заявляет: нет средств! Но даже сугубо городская мэрия Новосибирска разработала программу производства сельскохозяйственной техники на «своих» предприятиях до 2020 года. И мы с удовольствием будем работать по этой программе. Между прочим, «Сибсельмаш», как один из крупнейших налогоплательщиков, погасив долги прежних лет, регулярно платит немалые суммы в областной бюджет. Нам бы очень хотелось знать, на что идут деньги, заработанные нелегким трудом сибсельмашевцев. Что касается задолженности в Пенсионный фонд, это тоже «ноша», отягощенная предыдущими неплатежами и пенями. Но мы не хотим ни споров, ни тяжб, нам дорога репутация «Сибсельмаша», и мы делаем все возможное, чтобы быстрее погасить долги.
Человеческий фактор решает всё
— Ну и, наконец, об «обиженных» ветеранах. Я считаю, что кадровая политика на предприятии действует должным образом. Но давайте и здесь разберемся.
Вот еще тема для «разоблачения» Утиралова: «Выжимает стариков с завода!»
Только все наоборот — «выращивает» молодежь директор. На них надежда. Это им осваивать сложнейшую новую технику, компьютерные, цифровые и Бог еще знает какие технологии завтрашнего дня. Вот почему мы «оккупировали« едва ли не все ближайшие технические училища, техникумы, вузы, заключаем договоры со школьниками, студентами, приглашаем их на практику. И, между прочим, подключаем
Наш «Сибсельмаш» живет, работает, думает о завтрашнем дне. И будет жить! Лишь бы нам не мешали.
КБ действуют
![]() |
Всю сельскохозяйственную технику, выпускаемую на «Сибсельмаше», всегда разрабатывали свои, собственные конструкторы. Объединены они были в мощное Головное Специальное Конструкторское Бюро (ГСКБ), действовавшее как собственный
В результате реформирования объединения ГСКБ, не вписавшись в рынок, в 2003 году было расформировано. В этом году оно восстановлено. И немало уже успело сделать полезного. Возглавить
Зато его сосед Алексей Мишнев — главный конструктор бюро
Татьяна Афанасьева, председатель профкома «Сибсельмаша»: Дайте нам спокойно работать!

— Профсоюзному комитету нечего делить с директором. Мы на каждый год заключаем Коллективный договор, где обговариваем совместные действия и стараемся их выполнять. И нам нужна нормальная работа, достойный заработок, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но последнее время нас всех замучили проверками и нервотрепкой. Как прикажете понимать, когда на завод врываются люди в масках, касках и с автоматами
Алексей Кулагин, ведущий специалист по перспективному развитию электро-теплоэнергетики «Сибсельмаша», председатель товарищества собственников жилья «Заря»: Дом построен не благодаря, а вопреки
— Мой трудовой стаж на «Сибсельмаше» сорок пять лет. Из них двадцать четыре года, будучи многодетным отцом, ждал решения своего квартирного вопроса. Как, впрочем, и многие другие сибсельмашевцы.
Наш нынешний дом на Троллейной начал строиться с 1987 года. Строился тяжело. А в рыночную «перестройку» лет пять вообще простоял без движения. Сколько вокруг этого дома
Дом заселяется, при нем организовано товарищество собственников жилья, председателем которого меня выбрали. Сейчас заканчиваем оформление последних документов, и более 300 заводчан уже официально могут себя считать новоселами.
P.S. Ситуация вокруг «Сибсельмаша» и в самом деле развертывается непростая. То, что рассказывает генеральный директор О. А. Утиралов, требует комментариев. И, нам думается, администрация области прореагирует на его выступление. Кстати, по поступившим сведениям, налоговая инспекция Ленинского района снизила к «Сибсельмашу» претензии по платежам в Пенсионный фонд с 16 миллионов рублей до 3,6 миллиона. То есть, предприятие активно рассчитывается с долгами.