Новосибирск 10.4 °C

Лика АЛЕКСЕЕВА: «Фильм «На карандаш» – это история из моего новосибирского прошлого»

05.07.2013 00:00:00
Лика АЛЕКСЕЕВА: «Фильм «На карандаш» – это история из моего новосибирского прошлого»
Молодой режиссер рассказала, как зарабатываются деньги на кино и почему съемки в Сибири невыгодны

Наши земляки штурмуют киногоризонты так успешно, что впору говорить о новосибирском феномене. Андрея Звягинцева, Славу Росса называют одними из самых ярких звезд современного кинематографа.

Впрочем, есть у нас и не такие пока заметные и именитые, но уже заявившие о себе режиссеры. Одна из них — Лика АЛЕКСЕЕВА. Эта молодая девушка потрясла российских киноманов показом короткометражного фильма «На карандаш».

Лика живет и творит в Москве, но свою первую по-настоящему серьезную работу решила вынести на суд широкой публики в родном Новосибирске. Чем молодой режиссер заинтересовала искушенного зрителя? Об этом и многом другом Лика рассказала читателям «ВН».

Педагогика в помощь режиссуре
— Лика, многие в детстве мечтают сниматься в кино, а вы хотели снимать фильмы?

— Я с детства мечтала быть к этому делу причастной и, конечно, снимать кино. Это моя самая большая любовь до сих пор. Когда мне было шестнадцать лет, я посмотрела передачу про Александра Кайдановского. Он рассказал, что очень важным для него было поступление на высшие режиссерские курсы. С этого момента я стала мечтать об этом же. И несмотря на то, что для Новосибирска тех лет это была слишком смелая идея, все-таки она мной полностью овладела. Понятно, что сначала я поговорила с родителями и услышала: «Сперва стань человеком и получи нормальную профессию, а потом уже все остальное…».

— И вы получили «нормальное» образование?

— Да, в Новосибирске я окончила отделение социологии экономического факультета НГУ и факультета гуманитарного образования НГТУ. Кстати, в вузе мне привили любовь к педагогике, и я даже написала программу для индивидуальных занятий с детьми. Это теперь мое ноу-хау. Помогает общаться с юными актерами во время съемок.

— Когда вы решили отправиться в Москву?

— Начался кризис, многие ценности подверглись переосмыслению, я подумала и решилась. Буквально за две недели все сделала: купила билет, сдала квартиру, продала машину и поехала поступать на высшие режиссерские курсы. Поступала к Хотиненко и Фенченко и сначала училась у них, но потом перевелась к Алле Суриковой и Владимиру Фокину в 2010 году.

Четыре года без выходных
— Ваше появление в киноиндустрии многие называют чересчур стремительным. В прошлом году вы были представлены на многих кинофестивалях своим фильмом «Экзамен», вам удалось снять фильм во Франции «Лиза и ее мечта» — во время учебы в Летнем университете киношколы La FEMIS. Чем все это объясняется?

— Исключительно тяжелым трудом и только им. Я без выходных работаю уже четыре года.

— Что для вас важнее всего в работе?

— Конечно же, отдача. Самое важное — это впечатления зрителей от моего фильма. Это то, ради чего в конечном итоге и делается работа. Получать награды, конечно, тоже приятно, это тот багаж, с которым потом можно идти к продюсерам, просить деньги на новые проекты. Но опять же все это ради зрительского внимания.

— Вы же и сама занимаетесь продюсированием?

— Да, я начала еще до того, как поступила на режиссерские курсы, работать продюсером, мне это очень помогло войти в саму сферу кинематографии и научиться организовывать производство. Я очень хорошо разобралась в том, что такое площадка, кинокамеры, монтаж. И свой фильм «На карандаш» я сняла без продюсера, сама. Я в этом смысле самодостаточна.

— Кино на сегодняшний день — надежный кусок хлеба?

— Скорее продюсирование. Это единственное, чем я зарабатываю на жизнь. Потому что на фильм я только трачу, и достаточно много.

— Тем не менее вам удалось поехать учиться во Францию.

— В Летний университет берут на учебу иностранцев из разных стран, но обязательно знание французского языка. Был очень серьезный конкурс, потому что пришлось соревноваться не только внутри своей страны, но и со всеми странами, которые подали заявки. Каждый год берут только двенадцать человек, так что пришлось постараться. Мы работали каждый день по десять-двенадцать часов, потому что должны были не только чему-то научиться, но и сделать свой документальный фильм. То есть в чужой стране, в Париже, никого не зная, снять фильм.

Девочка из прошлого
— Вернемся к фильму «На карандаш», показанному недавно в Новосибирске. Это была премьера?

— Нет, в Москве были показы, но это первая настоящая большая премьера, и мне приятно, что это произошло в родном городе. Фильм «На карандаш» — это не детская история о подростках начала нулевых. Это фильм не для детей, но про детей, тех, чьи родители слишком заняты, чтобы подумать о внутреннем мире подростка. Каково это — сделать выбор между желанием быть «как все» и настоящей дружбой? Каково это — смолчать, когда хочется кричать? Я очень волновалась, что идею не поймут. Но все прошло хорошо, зрители увлеченно обсуждали картину. Пришли мои родственники, друзья, много знакомых. И, конечно, приятно, что были подростки на этих двух сеансах. Ведь я снимаю кино про них и для них.

— Скажите, а ситуация с девочкой из вашего фильма, которой одноклассники устроили «темную», — это история из вашего детства?

— Ну, в общем, да. Я была слишком бойкая.

— Когда фильм увидит широкий зритель?

— В сентябре «На карандаш» выйдет на телеэкраны.

— Будете представлять картину на фестивалях?

— Да, будем. И на наших, и на международных. Мне интересно, как картину воспримут за рубежом, потому что кино получилось, по-моему, очень наше, российское.

— Вы уже много лет живете и работаете в Москве. Скучаете по Новосибирску?

— Скучаю, но в Москве мне комфортнее. Я удачно подстроилась под столичный ритм жизни, его круглосуточный драйв. Там считается нормой пойти на деловую встречу в двенадцать часов ночи или в час.

— Почему вы снимали фильм не в Новосибирске?

— Да я бы с удовольствием, но здесь снимать дорого. Нужно группу везти, актеров. Хотя, конечно, их можно найти и здесь. Но все же пока в Москве легче, проще и дешевле снимать кино.

СПРАВКА «ВН»

В творческой копилке Лики Алексеевой 4 режиссерские работы («Лиза и ее мечта», «Сложное предчувствие», «Экзамен», «На карандаш»); в двух последних картинах она выступала как сценарист. Как продюсер девушка помимо своих картин представлена в таких фильмах, как «Разговор» (реж. К. Захаров), «Секретное и даже тайное» (реж. А. Бродягина), «Диалоги» (реж. И. Волкова), «Стены» (реж. Елена Курбатова), «Рита и ель» (реж. Анна Ходюш).

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: