Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Педагог — немного волшебник

Педагог — немного волшебник
Как сделать ученика звездой, почему ЕГЭ — не зло и что необходимо для победы в конкурсе?

Чтобы понять уникальность и неповторимость творческого метода учителя географии новосибирского лицея № 136 Елены КОРОТНЕВОЙ, достаточно поприсутствовать на одном из ее уроков. Никакие звания, регалии и победы в конкурсах не дают того исчерпывающего впечатления, которое возникает от соприкосновения с педагогическим волшебством. Знания, умения и навыки сами по себе хороши, но без души получается лишь холодный профессионализм. А у Елены Валентиновны есть аура настоящего Учителя.

Не хотела бы быть в жюри…
— Елена Валентиновна, о вас очень тепло отзываются коллеги, вас любят  ученики, на городском и областном конкурсах «Учитель года–2014» вас признавали победителем. Получается, что доброта и позитив — ключ к вершинам педагогического мастерства?

— Без мастерства на любом конкурсе, да и в повседневной работе, конечно же, не обойтись, но и человеческие качества в нашей профессии тоже важны. Дети, да и взрослые  в принципе тянутся к людям добрым, позитивным, внимательным. Я вообще уверена, что не бывает злых учителей, среда сама таких отторгает.

— А дети — какие они сейчас? Ведь уже много лет обществу старательно навязывается установка, что образование современное — слабое и поверхностное, в учителя идут все кому не лень, а дети глупые и ленивые...Фото Михаила ПЕРМИНА

— Таких людей послушать, так ужаснее школы места нет (смеется). Не буду говорить за всю страну, но даже по нашей области, Новосибирску, лицею нашему я вижу, что большинство из того, что говорится, — следствие незнания вопроса или осознанная ложь. Я вообще не понимаю, как ребенок может быть хуже или лучше: они все добрые, милые, а задача учителя в том и заключается, чтобы раскрыть эти качества в маленьком человеке, помогать ему расти и развиваться, а не просто передавать знания. Да, дети стали более «быстрыми», активными, продвинутыми, чем их сверстники 20 лет назад, но они всегда остаются теми же самыми.

Насчет педагогов тоже бы поспорила: я каждый день вижу своих коллег, за учебный год участвовала в трех конкурсах — районном, городском и областном: какие есть люди удивительные, вы не представляете. Я вообще по ходу областного конкурса поймала себя на мысли, что больше всего переживаю за тех, кто был... в жюри. Потому что им предстоял сложнейший выбор: 27 лучших педагогов из районов области, все такие талантливые, креативные, необычные. Нисколько не кривлю душой, но победителем мог бы стать любой, и это было бы справедливо. Не хотела бы оказаться на месте тех, кто выбирал.

— Для вас что было самым сложным в конкурсе?

— Для меня самое главное было сделать первый шаг, так сказать, ввязаться в «авантюру», а там уже не было выбора — нужно идти до конца. В 2001 году я заняла 2-е место в районном конкурсе, а затем стала лауреатом (вошла в десятку лучших) на городском «Учителе года». Тогда я считала это очень хорошим результатом, но теперь подходила к конкурсу уже совсем с другими целями.

— Только победа?

— В районном конкурсе — однозначно, а дальше уже как сложилось бы. Мне, кстати, после областного конкурса многие говорили, что в момент награждения я выглядела не счастливой, а какой-то растерянной. Я отвечала, что радость, конечно же, была, но, с другой стороны, было и понимание, что теперь  и на всероссийский конкурс придется ехать. Так что, выражаясь географической терминологией,  не все вершины еще покорены.

— То есть нам следует ожидать и самой главной победы?

— Вот тут я точно обещаний давать не буду, хотя для себя задачу и цель уже сформулировала. Сейчас голова немного другим занята: у меня 9-й класс, конец учебного года, у выпускников ЕГЭ — по сути, все самое главное в школе только начинается.

Бывают форс-мажоры
— Кстати о ЕГЭ… Эта тема уже многие годы остается горячей, большинство мнений, надо признать,  негативные. Каково ваше отношение к единому государственному экзамену, взгляд профессионала, так сказать?

— Один очень большой плюс ЕГЭ — это внешний, независимый от учителей аудит знаний. Раньше мог попасться выученный или невыученный билет, так что дети на всякий случай зазубривали все подряд. Или надеялись на помощь своих педагогов, и они порой помогали — отрицать это глупо. В ЕГЭ есть и момент аналитики, размышления, особенно в гуманитарных предметах, когда можешь точно не знать какой-то нюанс, но догадаться, если в целом в теме. К тому же мы теперь все вместе готовимся к экзаменам, тщательно разбираем принцип составления и выполнения экзаменационных заданий. Первое время, не спорю, был стресс для детей, но теперь уже все привыкли, и тот, кто знает предмет, вряд ли провалит ЕГЭ. Проще говоря, если знания есть, то и положительный результат будет. Бывают форс-мажоры, когда ребенка переклинивает от волнения, все вылетает из головы, но такое случалось и на обычных экзаменах.

Фото Михаила ПЕРМИНА— Я во время урока обратил внимание, что вы стремитесь не просто давать детям информацию, а провоцируете их на рассуждения, аналитику...

— Во-первых, этого требуют и современные стандарты образования, а во-вторых, какой смысл в знаниях, если ты не можешь их правильно применить, немного порассуждать не только о факте, но и о том, что вокруг него.

Вот вы видели на уроке, что у нас был тест с картинками. Можно было просто рассказать пятиклашкам, что белые медведи живут в Арктике, пингвины — в Антарктиде, а верблюды  в пустынях: типовая информация, и, возможно, многим больше и не хочется знать. А мы перемешиваем животных и их места привычного обитания и просим детей порассуждать, почему на новом месте им будет некомфортно, как именно среда влияет. В старших классах, когда география уже становится экономической, политической, социальной, еще больший простор для рассуждений, анализа, самостоятельных выводов. Мне это нравится, но главное, нравится и детям.

— Знаю, что у вас есть фишка, когда не учитель, а ученик становится главным на уроке.

— Идея, можно сказать, лежала на поверхности. Сейчас очень многие дети ездят с родителями за границу, бывают в уникальных уголках России, и вот для них я и делаю своего рода «открытый урок». Просто красивыми, красочными презентациями, которые дети умеют делать великолепно, уже никого не удивишь. Гораздо интереснее, когда ученик сам все рассказывает одноклассникам, отвечает на их вопросы, делится какими-то нюансами, которые не опишут ни в одном учебнике. Получается, что и ребенок чувствует себя звездой, и для остальных живая информация воспринимается гораздо легче, чем со страниц учебника или из Интернета.

Не могла иначе
— Помимо ваших личных достижений вы еще и представительница уникальной педагогической династии, насчитывающей почти 150 лет?

— Если точно, то в этом году наш общий стаж достиг 147 лет, из которых моих — только 20. Все началось с моей бабушки Анны Алексеевны, работавшей учителем начальных классов, мама была учителем русского языка и литературы и директором школы и только два года как ушла на заслуженный отдых. А папа преподает до сих пор  ОБЖ и черчение и говорит, что года два еще точно будет трудиться. Что интересно, все они работали в селах Венгеровского района, где и я закончила школу и откуда поехала покорять Новосибирск.

Сейчас думаю, что, не будь за мной такой семейной истории, я, возможно, и согласилась бы продолжить обучение в аспирантуре — звали очень активно, но я твердо решила, что только школа, только практическая работа. Просто не могла поступить иначе. И ни разу не пожалела!

— Неужели за 20 лет не было ни одного дня, когда не хотелось идти на работу?

— Скажу откровенно: у меня ни разу даже не шевельнулась мысль о том, что я не хочу в школу. Даже если дома или у близких были какие-то проблемы, на время уроков я забываю обо всем и действительно подпитываюсь энергией от учеников. Эта ежедневная радость общения дает мне невероятный заряд, те ощущения, которые нельзя получить никаким иным способом. Разве что в семье, но там все равно другое, более личное.

— У вас уроки практически каждый день, иногда  в две смены. Кроме того, классное руководство, неизменная бумажная работа. Удается ли отдохнуть и как любите проводить отпуск?

— Географу в отпуске просто необходимо путешествовать, и я благодарна, что моя семья позволяет мне это делать. Причем неважно, будет это уголок России или заграница, я, помимо отдыха, всегда найду себе новый материал для уроков. Ну и о детях своих не забываю, они — мое лучшее лекарство от усталости: сын заканчивает 10-й класс, а дочка в этом году пойдет в 1-й. Будем ходить на уроки все вместе!

Резонанс
19.07.2017
Авиашоу на аэродроме в Мочище, посвященное 80-летию Новосибирской области, пройдет шестого августа 2017 года. Зрители увидят выступление пилотажной группы «Русь», самолетов и вертолетов ВВС России, полет воздушных шаров и выступление авиамоделистов в программе авиашоу «Взлетай, мой край родной!». Ожидаются более 400 участников из семи регионов СФО, около 100 воздушных судов, более 70 парашютистов.
Почему процветает коррупция? Чем опасен национализм? С чего начать спасение молодого поколения? Эти и другие вопросы постоянно звучат сегодня. Как преодолеть подобные проблемы? Гость редакции «Советской Сибири» митрополит Новосибирский и Бердский Тихон поделился мыслями о бездуховности общества, о возрождении нравственного воспитания и церковном понимании любви.
Возгорание трамвая произошло поздно вечером в районе остановки «Каменская» в Дзержинском районе Новосибирска.
Повысить давление в трубопроводах намерена компания «СИБЭКО», чтобы выявить ослабленные участки. В это время, 24-29 июля, возможны размывы грунта и выход воды на поверхность, сообщает пресс-центр мэрии Новосибирска.
18.07.2017 Жилье. ДОМ
Рынок недвижимости в Новосибирске «упал, но нащупал дно» летом 2017 года, утверждают эксперты. Рост цен на квартиры в новостройках начнется осенью, потому что объемы строительства сократились и «предложение падает быстрее спроса». В январе квартиры можно было выбрать в 132 сданных домах, сейчас - в 86-ти. Изменилась и сама структура рынка: спекулянтов стало меньше, а покупателей жилья для себя интересуют квартиры большей площади.
Сильный дождь обрушился на Искитим Новосибирской области 18 июля. Последствия разгула стихии активно обсуждают пользователи социальных сетей, выкладывают фото плывущих по дороге машин и потерянные автомобильные номера.