Среди тех москвичей, кто высадился на этой неделе в Академгородке со своеобразным художественным десантом и организовал с помощью Дома ученых выставку графики, посвященную 100-летию теории относительности Альберта Эйнштейна, своею внешностью выделялся Николай Кращин: этакий добрый и задумчивый,
Если уж по внешности судят даже политиков, то художников сам Бог, как говорится, велел. Правда, в его мягкости была
— Николай, не задаю дежурных вопросов типа «каковы ваши впечатления?». Интересно, почему мир науки, судя по вашим работам, вам знаком?
— Все просто: я родился в московской семье
— А после детства?
— Можно сказать, я был ленивым хулиганом: не в смысле улицы, а по манере общения и стилю, что ли, жизни.
— Смотрю на ваших мамонтов с «Единиц измерения», другие работы: усмешка, ироничное наблюдение, но все же доброе…
— Хм! Один мальчонка, когда уходил из моей мастерской, так и сказал родителям: «Он добрый!»
— Не боитесь такого клейма, когда на дворе сквозной прагматизм?
— А почему я должен себя бояться? Каков уж есть! Наверное, в душе тоже мальчишка, немножко недисциплинированный, предпочитающий пятеркам в школе игры с конструктором, а сейчас с компьютером.
— А вот настало время и дежурного вопроса: кто были ваши учителя?
— Брейгель, Босх, Дали в некоторой степени, что техники касается.
—
— А в юности все через это проходят! Так и в литературе: абсурдизм, парадоксальность, некоторая вывернутость мира: Хармс, Лец, Ионеску… Тем более
— Вы были мальчишкой, когда Хрущев громил авангардистов в Манеже…
— Сейчас это наши классики. Мне кажется, всю терминологию и классификацию искусства
— Вы можете в нескольких словах объяснить теорию относительности Эйнштейна?
— Издеваетесь?
— Я вот тоже так думаю, когда слышу утверждения ученых о ее гениальности и даже устаревании некоторых ее постулатов. Нередко должен верить ученым на слово, даже если они не правы. В искусстве такое возможно?
— Сплошь и рядом! Владимир Ильич несколько устарел со своим тезисом о том, что искусство должно быть понятно народу. Искусство должно быть понято народом.
— Даже если это Сорокин?
— Даже если… Художник пусть пробует, а вот насколько его труд будет востребован… Для меня лично важно, чтобы он не перешагивал этическое в человеке. Не сам эпатаж важен или страшен, будь то хоть что, сколько восприятие этого человеком со здоровой психикой.
— Читал недавно в «Знамени» поэтические мемуары Петрова — «Пир» — о московской богеме
— Это вы у искусствоведов и критиков спросите! Власть — после!