Впервые за десять лет в Новосибирском государственном техническом университете сменился ректор. У руля одного из крупнейших вузов Сибири встал Анатолий Батаев, долгое время работавший проректором университета.
Справка. Анатолий Батаев, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы. В НГТУ работает с 1983 года. С 1997 года по настоящее время — заведующий кафедрой материаловедения в машиностроении НГТУ. С 2007 по 2015 год — проректор по учебной работе. В 2015 году избран ректором Новосибирского государственного технического университета.
В своем первом интервью «Советской Сибири» новый глава НГТУ объяснил, почему нет нужды ужесточать требования к абитуриентам, а вузу — гнаться за рейтингами.
О зарплате и эффективности
— Анатолий Андреевич, первый вопрос, который вызвал большой резонанс в педагогическом сообществе, — о снижения зарплат в связи с переходом на так называемый эффективный контракт. От чего сегодня зависит заработок преподавателя вуза?
— Сразу отмечу, в нашем университете решение о переходе на эффективный контракт принималось на ученом совете. Система стимулирования профессорско-преподавательского состава надбавками к окладу и раньше действовала. Так что принципиально нового ничего не произошло. Хотелось бы, конечно, чтобы надбавки за эффективность были больше, но снижения окладов в чистом виде после введения контракта не произошло.
— Как измерить эффективность работы преподавателя?
— Позиции «я веду занятия, и все» у преподавателя вуза не должно быть. Для того чтобы педагог выглядел убедительеым перед студентами, давал современные знания, он обязан быть всегда в тонусе, как спортсмен. Его мозг должен находиться в хорошей форме. Для этого нужно как минимум заниматься наукой. В контракте прописываются основные виды деятельности, будь то образовательная, научная или международная. Всего около сотни позиций, по которым выставляются баллы. Конечно, трудно быть успешным сразу во всем. Мы допускаем, что кто-то активнее в одной из сфер, за счет этого имеет возможность набрать необходимые баллы. Однако вес каждой позиции свой: международная и образовательная деятельность оценивается в баллах по-разному.
Не ради рейтингов
— Понятие эффективности все шире применяется в образовательной сфере. Сюда же можно отнести выявление неэффективных вузов. Как вы относитесь к подобной практике измерять всех по единым стандартам?
— Все высшие учебные заведения обязаны участвовать в этой процедуре. Другое дело: насколько показатели, по которым оценивается эффективность, объективны и адекватны? Вопрос до сих пор открыт.
— Тенденция последних лет — стремление вузов попасть в различные мировые и российские рейтинги. НГТУ не следует этой моде?
— Тут работает поговорка: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Многие вузы любят критиковать рейтинги, где у них низкие позиции, и хвалить те, в которых преуспели. Мы не отмахиваемся от них и не говорим, что это ерунда, но и посвятить этой гонке жизнь, вместо того чтобы давать качественное образование, мне не хочется.
У любого рейтинга есть две составляющих — формальная и неформальная. Замечательно, если вуз вдруг попадает на вершину списка. С другой стороны, рейтинг отражает весь спектр деятельности вуза. И если не относиться к этому ревностно, а просто делать честно свое дело, то и в рейтингах автоматически подрастут позиции.
Есть спрос — будет предложение
— Вузы гуманитарного толка добились дополнительных испытаний для желающих поступить на некоторые специальности. На ваш взгляд, это ужесточение оправдано?
— Мы не видим необходимости вводить дополнительные испытания, кроме ЕГЭ. Зачем отсеивать абитуриентов? Приемная кампания этого года показала, что средний балл госэкзамена в среднем выше на 1,5 — 2. Мы довольны будущими первокурсниками.
— В борьбе за абитуриентов приходится конкурировать со столичными альма-матер?
— Академическая мобильность в стране достаточно низкая, поэтому в первую очередь мы боремся за абитуриентов внутри Новосибирской области. Хотя часть выпускников школ ориентирована на столичные вузы.
— В Новосибирске традиционно много иностранных студентов как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Непростая политическая обстановка как-то повлияла на поток абитуриентов, на зарубежные поездки преподавателей?
— Студентов меньше не стало. Что касается командировок, то относительно малая величина поездок за рубеж обусловлена нехваткой средств, а не внешнеполитической напряженностью. Никакого ухудшения отношений с зарубежными коллегами, вузами не произошло.
Виталий МАСЛЮК